НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мы так не умеем

01 Октября 2015 г.

gori

Моя дочь-школьница, посмотрев фильм «Эверест», сказала: «Хороших русских много не бывает». Чего там: весь небольшой кинозал, напрягшись, ждал, когда же в интернациональной группе альпинистов, совершивших безумное и трагическое восхождение в мае 1996 года, появится русский герой, спасший тогда троих, – Анатолий Букреев.

И его показали – даже не забыли упомянуть подвиг: вместе вышло где-то три с половиной реплики.

Правда, в фильме не было и претензий, которые к Букрееву имел американский журналист Джон Кракауэр, один из участников восхождения, автор книги «В разреженном воздухе», по которой почти сразу сняли фильм документальный, а теперь и художественный.

Претензии американца сводились к следующему: Букреев сам ходил на Эверест без кислорода и не брал его для других; он не был командным человеком и считал, что тому, кто не способен взойти на Эверест самостоятельно, нечего делать на вершине.

«Будучи русским, он пришел из жесткой, горделивой и суровой культуры альпинизма, в которой не полагаются на изнеженных слабаков». В день восхождения Букреев пропустил группу вперед, предпочитая подольше отдохнуть в лагере, а на обратном пути – поторопился спуститься к палаткам и отогреться, что, по мнению Кракауэра, было безответственно по отношению к спутникам.

Тем не менее из группы, за которую непосредственно отвечал Букреев, погиб только один человек – руководитель экспедиции Скотт Фишер, который начал восхождение больным. И Букреев, вернувшись, не только спас троих, но и нашел впоследствии тело Фишера, которого не успел спасти из-за очень плохих погодных условий.

Обо всем этом сказано уже очень много – и в книге Кракауэра, и в ответной книге Букреева «Восхождение», и в ряде воспоминаний, включая текст Бека Уизерса «Оставленный умирать» – далеко не все, кто восходит на Эверест, считают своим долгом на высоте 8000 метров спасать хоть кого-то, кроме себя. Самая высокая гора на Земле давно стала монументальным кладбищем – к 1996 году она уже такой была.

Истории, когда проходившие мимо альпинисты-журналисты брали у замерзающих интервью и оставляли их, умирающих, не желая тратить драгоценные силы, стали притчей во языцех. В голливудском фильме такого не покажут, он – про другое. Про что? На самом деле, несмотря на довольно тщательное следование правде, здесь все, как всегда в голливудском кино.

Во-первых, присутствует крепкая мужская дружба. Роб Холл буквально втаскивает на Эверест своего друга Дага Хансена, которого он уже однажды развернул за пару сотен метров до вершины – и они оба гибнут из-за этого сверхусилия и задержки. В фильме это выглядит в высшей степени трогательно, и почти все так и было.

Кроме того, что в реальности не Хансен рвался на Эверест, а Холл уговорил Хансена подниматься на Эверест повторно: у того с самого начала не было на это сил, и он это осознавал. Маленький штрих, но история про дружбу становится к тому же историей про безответственность.

Во-вторых, семейные ценности. Первое, что увидел полузамерзший Бек Уизерс, когда к нему на высоте 8000 метров вернулось сознание, были вовсе не улыбающиеся лица жены и детей, что показано в фильме и на сто процентов соответствует законам жанра «голливудский блокбастер», а его собственная отмороженная рука, торчавшая у него перед лицом.

Эта дикая неестественность вывела его из ступора, помогла понять, что происходит что-то очень плохое и что его жизнь – в его собственных отмороженных руках (к тому времени Уизерса находили дважды и дважды оставляли на склоне как безнадежного).

В-третьих, в голливудском кино есть главная непреходящая ценность: жизнь американского гражданина. Это – самое удивительное. Альпинисты, покоряющие в нечеловеческих условиях высочайшую вершину мира в одной связке, фактически не имеют национальности и гражданства: на время восхождения они родня только друг другу. Это настолько заметно, что не успеешь посетовать на то, что русского героя так мало – в экстремальных условиях кажется, что «все наши».

Однако эта иллюзия рассеивается, когда, по воле режиссера, жена Бека Уизерса звонит в американское посольство в Непале и звенящим голосом требует, чтобы оно, американское посольство, сейчас же, немедленно надавило на непальских военных и обеспечило вертолет для эвакуации ее мужа с шеститысячной высоты, где в принципе не летают вертолеты, «а не то вас ославят по CNN».

Только американцы могут говорить с такими властными уверенными интонациями право имеющего. Весь мир молча завидует ценности жизни американского гражданина – и не умеет. Не умеет вот так. Хотя это, вообще говоря, только кино.

В реальности вертолет сумел получить один из организаторов экспедиции, и он действительно поднялся до шести тысяч с большими трудностями, и вывез поочередно двоих обмороженных, причем сперва гражданина Тайваня. Но такое тоже не покажут в голливудском кино: спасение гражданина Тайваня – это примерно как подвиг русского альпиниста, не очень интересно.

Режиссер фильма «Эверест» – исландец. Съемочная группа тоже интернациональна. И все же персонажи вполне четко делятся на страты: верхняя – те, кто в фокусе – англосаксы. Средняя – те, кому англосаксы хотят оказать уважение, «посадить рядом с собой» – иногда это французы, евреи или китайцы, на сей раз японцы. Третья страта – все остальные.

Этот голливудский пасьянс раскладывается с таким наивным автоматизмом, что нет сомнений в искренности замысла. Дело не в том, какой русский – плохой или хороший, а в том, что это не важно. Хотя в реальности подвиг будет отмечен и вознагражден: Букрееву за него предложили американское гражданство, лифт в высшую страту.

В самом деле, какой флажок мог бы воткнуть в снег на вершине Эвереста русский человек, знаменитый советский альпинист, гражданин Казахстана Анатолий Букреев? Красный? Голубой? Триколор?

История посмеялась над ним и над нами: в 1996 году страна вновь выбирала Ельцина, и снять об этом блокбастер, исполненный благородных чувств и семейных ценностей, было бы гораздо сложнее, чем о провальной экспедиции Роба Холла.

Хотя, наверное, возможно. Голливуд бы справился. Но мы так не умеем.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!