НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мат - хулиганство или новая культура?

01 Июля 2014 г.

discuss-1

Мат или не мат? Вопрос приобрел шекспировский трагизм: вступает в действие закон о запрете сквернословия в публичном пространстве, сообщает "Российская Газета". В обществе разгорелись широкие дискуссии по этой теме.


В гневе творцы. "Слова-узники, - сетует Кирилл Серебренников. - Их репрессировали, пустили по этапу... честные, умные, точные. Незаменимые". Мат уже приравняли к культурным завоеваниям народа. Говорят о наступлении на авторские права. Об ущемлении свободы слова. Все заботы о демократических ценностях канализировались в два тощих русла: мат и курение. Идет, мол, наступление на основные права! Любителей курить где попало сразу отодвинем в сторону: сами того не сознавая, они наступают на основные права некурящих - тех, кто не желают насильно отравляться дымом. Поэтому демократы из них никакие. С матом сложнее - тут и впрямь легко, богу молясь, лоб расшибить.

Путь к закону о мате, как я понимаю, был долгий и вынужденный. В постсоветской культуре вместе с грязной водой выплеснули младенцев, живых и талантливых. Не звучит хорошая музыка, виноватая лишь тем, что сочинена в СССР. Ушли из обихода гениальные писатели, поэты, драматурги. Пытаются вычеркнуть культуру целой эпохи, но она все не вычеркивается. Взамен предлагают культуру "креативного сообщества". Умное заменено глупым. Ремейки советских шедевров удручают бездарностью. В эфирах резвятся недоучки-болтуны. Безграмотность стала хорошим тоном: пришел звездный час Митрофанушек. Таранить вековые этические нормы - их хобби. Мат в трамвае - статья за хулиганство, мат на экране - знак "артхауса". Испражняться в толпе - позовут полицию, куча, наложенная в музее, - артефакт. Мат, секс и легкая фронда - чем не достойная замена былым заклинаниям Московского кинофестиваля про гуманизм и дружбу между народами?

Адепты такой культуры и взрыхлили почву для попыток ограничить артхаусную вольницу. Они ее унавозили и полили мочой, которую в новейших фильмах пьют в одном флаконе с водкой. И, конечно, дождались ответа. Если перестают работать этические тормоза, вступают в действие государственные.

В основе мата - желание оскорбить, унизить. Оскорбления неприемлемы везде, хотя у нас существуют в достаточном изобилии, чтобы тоже быть явлением жизни. Многие мата сторонятся: как средство общения он убог, топорен и неспособен выражать мысли. Он - выплеск эмоций, и в нормальном разговоре бесполезен.

Искусство жило без него века. Мировое кино и теперь бедно на сквернословие: два-три термина, не сравнишь с нашим богатством - там люди априори уважают друг друга и в кино, и в быту. У нас в кино мат зазвучал впервые в фильме "Астенический синдром" - этот отчаянный крик женщины в метро хлестанул по ушам и нервам, став трагической кульминацией шедевра Киры Муратовой. Такую же роль запредельного эмоционального срыва, психологического ЧП сыграл изрыгающий мат милиционер в "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. В обоих случаях это именно ЧП. Вырезать его невозможно, "запикать" - тоже: из драмы выйдет оперетта. "Пиканье" еще хуже мата: привлекает к нему особое внимание, и люди не кино смотрят, а весело гадают: это что там запикали? - упражняются в эрудиции.

В быту, конечно, матерятся и шахтеры, и педикюрши, иные разучились говорить прозой, их неопытному человеку понять труднее, чем японца. Матом сообщают, кому куда пойти и чем заняться. Так говорят в жизни - объясняют идеологи словесной помойки в кино и театре. Магнитофонить улицу, кто спорит, проще. Но искусство потому и искусство, что говорит не совсем так, как люди в жизни. Люди шифруют матом гамму переживаний, не умея их выразить внятно и сложно. Художник - умеет. Гоголь, Толстой, даже яростный Салтыков-Щедрин находили не менее хлесткие, но менее оскорбительные слова. Не грешили против правды жизни Горький, Шолохов, Катаев, Розов, Арбузов... Не совершали над собой насилия авторы "Чистого неба", "Живых и мертвых"; обстоятельства там экстремальны, но мат невозможно вообразить. Для художника это унизительно - сводить океан чувств к трем буквам. И если искусство вдруг стало задыхаться без мата - значит, во властителях дум уже не художники. Какие они мастера, если в этом все их краски и вся правда! Зачем тогда их слушать, с ними советоваться?

Мат - это вечно взвинченная агрессия, и неадекватность стала обычной для экранов, а через экраны перебралась в жизнь. И глупо спорить, кто тут первее - кино или реальность. Важно, что, легализуя мат, мы резко снижаем этику общения. Люди такое кино чаще отвергают: они не за тем пришли. Уступив свои преимущества, искусство становится тем унылым слепком рутины, который и оттолкнул от кино зрителей. Это кино без поэзии и взлетов, без надежды и идеалов, которые всегда "звучат гордо". Это просто фиксация того, что мы знаем и без кино.

Скверно, что в этой навозной жиже тонут, ею вымываются из разряда респектабельного искусства произведения, где сильное словцо не дань моде, а художественная необходимость, где оно возникает редко, но метко, и поэтому, как любое ЧП, потрясает. Когда решения своей судьбы ждет редкий шедевр, возникший в постсоветском пространстве, - получивший мировое признание "Левиафан", и рядом с ним - кино типа "Да и да", где мат стал способом изъясняться, а пьяный мусор - родом мировоззрения, то за шедевр реально страшно: его впопыхах могут снести вместе с отходами одним взмахом метлы. И надежды только на то, что никакой закон не отменяет необходимости, его применяя, думать.

Вообще, полагаю, это мера временная. Так врач назначает больному диету. Закон - диета, его задача - напомнить о совести. В хорошем фильме "Чужие письма" некоторые важные принципы общественного договора были сформулированы точно и навсегда: "Нельзя - и все тут".

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!