НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Кровавая клюква

20 Февраля 2015 г.

Есть такой известный символ вранья, называется «клюква». Про особо вдохновенное вранье говорят: «развесистая клюква». Отдельное место в этом жанре занимает «русская клюква» — шаблонное изображение наших соотечественников в западных книгах и фильмах. Первый, традиционный вид обязательно включает в себя медведей, водку, KGB, шапки-ушанки, Кремль, балалайки, танки Т-34, матрешки, Распутина, буденовки, автоматы Калашникова, кокошники и с недавних пор — те самые ватники.

В США подобный подход сформировался еще во времена «холодной войны», частично как пропагандистский продукт по расчеловечиванию (дегуманизации) русских (советских), а частично — как своеобразная насмешка, пародия на эту самую пропаганду. Люди, которым надоело постоянное стремление промыть им мозги, в такой гиперболической и ироничной форме протестовали против официальной пропаганды ненависти. Нелепейшие сцены, которые, на первый взгляд, кажутся проявлением американского невежества, мне представляются самоиронией, пародией на пропагандистские штампы, навязываемые Голливуду Вашингтоном.

Например, если «Рэмбо: первая кровь» был социальным фильмом о произволе полиции и нелегкой судьбе бесправного ветерана вьетнамской войны, то к третьей части эпопея со Сталлоне превратилась в инструмент антисоветской пропаганды. Но и туда авторы умудрились вставить моменты, которые любой здравомыслящий человек — даже на Западе — поймет как откровенную иронию.

И хоть элемент невежества в изображении русских Голливудом тоже нередко присутствовал, но достаточно часто это все же было осознанное высмеивание пропаганды. При этом русские изображались бесстрашными воинами, парнями «душа нараспашку», как, например, российский космонавт в фильме «Армагеддон», сидящий в ушанке на МКС и ремонтирующий сложную электронику ударами гаечного ключа. Даже если советские лидеры в подобных книгах и фильмах строили коварные планы, то простые русские оставались простодушными и бесхитростными.

Однако позже появился второй тип «клюквы» — принципиально иного свойства. Он включает в себя «азиатские орды», финно-угров, деградирующее и вымирающее от пьянства население, разруху, бесконечное отставание от Запада, «недочеловеков», бескультурье и злобу, ГУЛАГ, репрессии, «кровавую гэбню», голодомор, «тюрьму народов», орков, толкиновский Мордор и проч.

Эта «клюква» разительно отличается от предыдущей. Если первый тип создавался в США аналитиками ЦРУ и художниками из Голливуда, то второй является порождением нацистской пропаганды Третьего рейха. В частности, термин «азиатские орды» придуман непосредственно доктором Геббельсом. И если в американской «клюкве» преобладают кич, трэш и «угар» (как, например, дирижабль «Киров» или десантные медведи), то во втором, носителями которого сегодня являются украинские националисты и российские либералы-креаклы, нет ничего, кроме дегуманизации и ненависти.

Для носителей инфернальной ненависти нет ничего запрещенного. Они обожают коверкать имена и названия: «Рашка», «Раисся», «Путлер», «Домбас», «Луганда». Создают особый искаженный вариант языка и многочисленные недомемы типа «дедываевали», «путенпамаги», «крымнаш». Они не скрывают своей радости от смерти других людей, высмеивают трагедию, горе, страдания и слезы, постят демотиваторы с трупами (вспомните, сколько глумления было над заживо сожженными в Одессе), предлагают школьникам пить «москальскую кровь», вносят в меню блюда типа «жареный колорад» и вкушают тортики в виде русских младенцев. Их духовные предки из числа немецких нацистов и усташей снимались на фоне массовых казней и хранили эти карточки рядом с фотографиями своих жен и детей. Это совсем другая «клюква» — не развесистая, а кровавая.

Масс-культура часто изображает нацистов какими-то «некроносцами», инфернальными исчадиями ада. Но большинство из них, поработав карателями на захваченных территориях, палачами в концлагерях или дознавателями в гестапо, переодевались в гражданское и превращались в заботливых сыновей, вежливых соседей, благопристойных отцов семейств и примерных бюргеров.

И после того, как украинские неонацисты и их российские либеральные друзья призывали «уничтожать ватников», тиражировали кадры с сожженными одесситами, рассуждали о грядущем развале «Рашки» и о том, что нужно «освободить мир от 140 миллионов ордынцев», они позволяют своим мамам заботливо повязывать себе хипстерские шарфики и идут в уютные кафешки подискутировать на тему: «Где вы видели нацизм на Украине?». Страшная двуликость.

Сейчас на Украине предпринимаются попытки установить мир. Но примирить души будет гораздо сложнее, чем опустить к земле стволы автоматов.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!