НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-07-01-10-18-32
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и...
2025-07-01-09-36-58
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
2025-07-01-10-24-11
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002...
2025-07-09-22-48-19
Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
2025-07-15-02-19-48
20 июля исполнится 85 лет Давиду Тухманову.

Кровавая клюква

20 Февраля 2015 г.

Есть такой известный символ вранья, называется «клюква». Про особо вдохновенное вранье говорят: «развесистая клюква». Отдельное место в этом жанре занимает «русская клюква» — шаблонное изображение наших соотечественников в западных книгах и фильмах. Первый, традиционный вид обязательно включает в себя медведей, водку, KGB, шапки-ушанки, Кремль, балалайки, танки Т-34, матрешки, Распутина, буденовки, автоматы Калашникова, кокошники и с недавних пор — те самые ватники.

В США подобный подход сформировался еще во времена «холодной войны», частично как пропагандистский продукт по расчеловечиванию (дегуманизации) русских (советских), а частично — как своеобразная насмешка, пародия на эту самую пропаганду. Люди, которым надоело постоянное стремление промыть им мозги, в такой гиперболической и ироничной форме протестовали против официальной пропаганды ненависти. Нелепейшие сцены, которые, на первый взгляд, кажутся проявлением американского невежества, мне представляются самоиронией, пародией на пропагандистские штампы, навязываемые Голливуду Вашингтоном.

Например, если «Рэмбо: первая кровь» был социальным фильмом о произволе полиции и нелегкой судьбе бесправного ветерана вьетнамской войны, то к третьей части эпопея со Сталлоне превратилась в инструмент антисоветской пропаганды. Но и туда авторы умудрились вставить моменты, которые любой здравомыслящий человек — даже на Западе — поймет как откровенную иронию.

И хоть элемент невежества в изображении русских Голливудом тоже нередко присутствовал, но достаточно часто это все же было осознанное высмеивание пропаганды. При этом русские изображались бесстрашными воинами, парнями «душа нараспашку», как, например, российский космонавт в фильме «Армагеддон», сидящий в ушанке на МКС и ремонтирующий сложную электронику ударами гаечного ключа. Даже если советские лидеры в подобных книгах и фильмах строили коварные планы, то простые русские оставались простодушными и бесхитростными.

Однако позже появился второй тип «клюквы» — принципиально иного свойства. Он включает в себя «азиатские орды», финно-угров, деградирующее и вымирающее от пьянства население, разруху, бесконечное отставание от Запада, «недочеловеков», бескультурье и злобу, ГУЛАГ, репрессии, «кровавую гэбню», голодомор, «тюрьму народов», орков, толкиновский Мордор и проч.

Эта «клюква» разительно отличается от предыдущей. Если первый тип создавался в США аналитиками ЦРУ и художниками из Голливуда, то второй является порождением нацистской пропаганды Третьего рейха. В частности, термин «азиатские орды» придуман непосредственно доктором Геббельсом. И если в американской «клюкве» преобладают кич, трэш и «угар» (как, например, дирижабль «Киров» или десантные медведи), то во втором, носителями которого сегодня являются украинские националисты и российские либералы-креаклы, нет ничего, кроме дегуманизации и ненависти.

Для носителей инфернальной ненависти нет ничего запрещенного. Они обожают коверкать имена и названия: «Рашка», «Раисся», «Путлер», «Домбас», «Луганда». Создают особый искаженный вариант языка и многочисленные недомемы типа «дедываевали», «путенпамаги», «крымнаш». Они не скрывают своей радости от смерти других людей, высмеивают трагедию, горе, страдания и слезы, постят демотиваторы с трупами (вспомните, сколько глумления было над заживо сожженными в Одессе), предлагают школьникам пить «москальскую кровь», вносят в меню блюда типа «жареный колорад» и вкушают тортики в виде русских младенцев. Их духовные предки из числа немецких нацистов и усташей снимались на фоне массовых казней и хранили эти карточки рядом с фотографиями своих жен и детей. Это совсем другая «клюква» — не развесистая, а кровавая.

Масс-культура часто изображает нацистов какими-то «некроносцами», инфернальными исчадиями ада. Но большинство из них, поработав карателями на захваченных территориях, палачами в концлагерях или дознавателями в гестапо, переодевались в гражданское и превращались в заботливых сыновей, вежливых соседей, благопристойных отцов семейств и примерных бюргеров.

И после того, как украинские неонацисты и их российские либеральные друзья призывали «уничтожать ватников», тиражировали кадры с сожженными одесситами, рассуждали о грядущем развале «Рашки» и о том, что нужно «освободить мир от 140 миллионов ордынцев», они позволяют своим мамам заботливо повязывать себе хипстерские шарфики и идут в уютные кафешки подискутировать на тему: «Где вы видели нацизм на Украине?». Страшная двуликость.

Сейчас на Украине предпринимаются попытки установить мир. Но примирить души будет гораздо сложнее, чем опустить к земле стволы автоматов.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!