НА КАЛЕНДАРЕ

Объединение в Подмосковье - быть или не быть?

29 Января 2014 г.

Жителей Московской области, выступающих против административной реформы, могут оставить без референдума. Соответствующие поправки в федеральное законодательство обсуждает сейчас Мособлдума. При этом всех недовольных власти готовы выслушать в ходе публичных слушаний. Подобная схема существенно упростит процесс слияния и позволит чиновникам уложиться в весьма ограниченные сроки.

 

Объявленная в Подмосковье административная реформа должна завершиться до конца года. Процесс запущен. На сегодняшний день в правительство Московской области поступило 21 предложение по созданию единой администрации, 10 предложений по преобразованию районов в городские округа, семь предложений по укрупнению поселений и столько же по объединению городских округов. Чиновники предполагают, что по итогам реформы в Подмосковье из существующих сегодня 72 муниципальных образований останется лишь 50-60. В числе обсуждаемых вариантов — объединение Королева с Юбилейным и Котельников с Дзержинским. Также речь идет об укрупнении Подольска и Климовска, объединении Коломны и Коломенского района, Истры и Истринского района, Щелково и Щелковского района. Как сообщают СМИ, процесс объединения районов с городами уже запущен в Чехове и Наро-Фоминске.

Чиновники уверены, что отведенного времени будет вполне достаточно, чтобы привести муниципалитеты в порядок. При этом с группами, выступающими против проведения реформы "правительство региона будет бороться", ранее заявил губернатор области.

С кем именно и как будут бороться областные власти, Воробьев не уточнял. Но стоит признать, что далеко не все "приговоренные" готовы к слиянию. Не испытывают особого восторга от объединения с Королевым жители Юбилейного. Горячее противостояние реформе развернулось в подмосковном Дзержинском, где собрано уже более трех тысяч подписей за независимость. Активисты устраивают митинги и пикеты, проводят опросы, встречаются с чиновниками, пытаясь добиться от них каких-либо внятных аргументов в пользу объединения двух вполне самодостаточных муниципальных образований.

Последняя встреча с подмосковными властями состоялась 21 января. Приезжали глава Мособлархитектуры и представители НИиПИ градостроительства. Тема встречи была заявлена как "обсуждение концепции генплана объединения двух городов". Судя по отсутствию даже стоячих мест в зале, желающих поучаствовать в разговоре оказалось явно больше, чем планировали чиновники.

"Началась встреча со слов: "Здравствуйте, уважаемые жители города Железнодорожный". В ходе встречи Дзержинский был назван Железнодорожным трижды. Высокие гости, как водится, приехали без концепции. Глава Мособлархитектуры — хороший мужчина — начал рассказывать о том, как вообще происходит такого рода планирование", — поделился впечатлениями с "Росбалтом" один из активистов, выступающих против слияния, Сергей Плетосу. В итоге к своему завершению встреча плавно превратилась в митинг недовольных жителей.

По мнению собеседника агентства, у чиновников явно не хватает аргументов, чтобы переубедить категорично настроенных граждан. Ни концепции генплана, ни дорожных карт, ни социально-экономических обоснований объединения, которые могли бы дать четкую картину того, что выгадают, скажем, жители Дзержинского, объединившись с Котельниками, никто так и не видел.

На предыдущей встрече, состоявшейся еще в декабре 2013, чиновникам был задан ряд вопросов, в том числе и о правомочности проведения местного референдума по объединению. Ответов в Дзержинском ждут до сих пор.

"Эта тема уже поднималась, но прокуратура решение совета депутатов о проведении референдума опротестовала, сославшись на то, что этот вопрос якобы не входит в перечень вопросов местного значения. Тогда мы подали в ТИК свою заявку на проведение референдума, откуда она также была направлена совету депутатов. На днях этот вопрос был вынесен на внеочередное заседание, но в проведении референдума нам отказали. Логика была такова: "давайте откажем, пускай идут в суд, который, наконец, и определит, можно проводить референдум или нет", — отметил собеседник агентства.

Как пояснил "Росбалту" депутат Совета депутатов Серпуховского района Московской области Николай Дижур, согласно ФЗ-131 объединение двух городских округов (как в случае с Дзержинским и Котельниками) или городского округа с районом (по этой схеме предполагается объединить Серпухов и Серпуховский район) возможно только по итогам референдума. И именно это препятствие областные власти всячески пытаются обойти. "Во-первых, главы города и района, как правило, по разному относятся к вопросу объединения, а для того, чтобы результаты референдума были положительными, нужно, чтобы все стороны были в этом заинтересованы. Во-вторых, район объективно не проголосует "за", потому что очень много потеряет в социальном плане. Учителя, врачи теряют сельские надбавки, тарифы за свет при создании единого городского округа в сельских поселениях подскочат. Районы "брыкаются". Именно поэтому, я думаю, мы до сих пор не видим обещанных дорожных карт по объединению. Я полагаю, что процедуру укрупнения законодательно упростят в ФЗ-131. До июня соответствующие поправки в закон, скорее всего, будут приняты, и тогда можно будет проводить слияния без референдума", — считает Дижур.

При этом, по мнению собеседника агентства, укрупнение сделает власть недосягаемой. "Взять, к примеру, Серпуховской район. Сейчас есть единая администрация района, но есть еще и поселенческие администрации. Сделав город и район единым городским округом, мы оставляем жителей села без администрации", — отметил он.

Так, по словам депутата, в Серпуховском районе всего 140 сел и деревень. В случае объединения в городской округ жителям сельских поселений нужно будет каждый раз ехать в административный центр, чтобы решить свои вопросы. "Чтобы получить кормящей матери банальную справку на льготное питание, ей нужно будет преодолеть до 50 километров в одну сторону. Это при том, что автобусы ходят редко, и далеко не везде вообще есть асфальтовые дороги", — заметил собеседник агентства.

В сокращение административного аппарата Дижур не верит. По его словам, даже если власть уйдет из села, аппараты административного центра будут по-прежнему раздуты и особой экономии это не принесет. "Истинная цель реформы — не сокращение чиновничьего аппарата. Областные власти не хотят видеть народ вообще. Цель реформы проста — уменьшить количество лиц, с которыми нужно решать вопрос по освоению бюджета области. Человек вообще не увидит новую власть в лицо, и инструментов влияния на нее тоже", — высказал свое мнение собеседник агентства.

Получить комментарий от представителей правительства Московской области о том, какие цели они преследуют и какие реальные плюсы ждут жителей объединяемых муниципалитетов, за неделю корреспонденту "Росбалта" так и не удалось. Зато удалось связаться с представителем специально созданной при Мособлдуме рабочей группы, которая занимается подготовкой законодательных инициатив по изменению федерального и областного законодательства для успешного проведения в Подмосковье территориально-административной реформы. Выяснить удалось не много. Первое — жителей сельских поселений действительно ждут некоторые лишения в части сельских надбавок и тарифов за свет. "Сейчас этот вопрос прорабатывается. Мы ведь не спешим с объединением. Как к этому подошла Москва на новых территориях? Они оставили преференции для сельских жителей. Мы обсуждаем возможность сделать что-то в этом духе", — заявил председатель комиссии Мособлдумы по местному самоуправлению Александр Наумов.

Второе — территориальные управления (они же поселенческие администрации) должны остаться. "Но это будет не тот раздутый аппарат, который сейчас есть. Мы сокращаем на 70-80% штат территориальных управлений. Там должно остаться 2-3 человека", — заметил депутат.

Что касается референдума, то в Мособлдуме, действительно, подумывают от него отказаться.

По словам Наумова, возможно внести определенные коррективы в действующее законодательство и референдум не проводить. Сейчас предполагается два варианта учета мнения жителей: публичные слушания, опросы или решение совета депутатов, избранного населением.

Главной причиной, по которой в области планируют отказаться от референдума по вопросу слияния, собеседник агентства назвал низкую явку. "На референдум должно прийти более 50% всех избирателей. Но когда дело доходит до голосования, люди не идут", — сетовал депутат.

По его словам, окончательных решений о слиянии тех или иных муниципальных образований областное правительство пока не принимало. "До 1 февраля местные администрации должны представить социально-экономические обоснования для объединения, обсудив предварительно этот вопрос с советами депутатов. Для нас ведь не самоцель — объединить любыми способами. Важно, чтобы это было оптимально и шло на благо жителей", — заключил депутат. Остается надеяться, что так и есть.

По инф. rosbalt.ru