ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Класс коррекции

Изменить размер шрифта

Сегодня в инклюзивных классах учится почти 160 тысяч детей. А всего в России примерно полмиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья. Почему маленькие аутисты не смотрят в глаза учителю? Может ли ученик с синдромом Дауна сдать английский на "пятерку"? Нужны ли в школах врачи-психиатры? Об этом "Российской газете" рассказывает профессор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Елена Стребелева.

Елена Антоновна, обычные школы активно переходят на инклюзивные программы. Коррекционные школы больше не нужны?

Елена Стребелева: Инклюзивное образование особенно хорошо для малых городов и сел. Скажем, там, где ближайшая коррекционная школа находится в 200 - 300 километрах. А вот в больших городах к инклюзиву надо подходить с осторожностью. Почему? Если в классе 25 - 30 учеников, то учителю некогда работать с особенными детьми. При инклюзивном обучении в классе должно быть не больше 15 человек.

Учитель должен знать особенности развития таких детей. Подбирать такие задания, чтобы ребенок с ними мог справиться и не был "неучем" для других учеников. Кроме того, все дети с органическим поражением центральной нервной системы нуждаются в медикаментозной поддержке. В каждой инклюзивной школе желательно иметь врача-психиатра. Вы их видели в обычных школах?..

Очень сложно учить в обычной школе, к примеру, аутистов?

Елена Стребелева: Среди детей с аутичными расстройствами есть, безусловно, одаренные - 5 - 7 процентов. Они нередко становятся хорошими программистами. Но одаренность проявляется одновременно с дисгармоничным развитием. Допустим, такой ученик хорошо считает. Однако он придет на урок математики и забудет, что второй урок биология, а третий физкультура. Ему трудно переключиться. Аутисты действуют по своему алгоритму. Они не всегда воспринимают слова учителя. Не любят смотреть в лицо, часто отводят взгляд. Педагогов это иногда раздражает.

Знаю, в одной из обычных школ в этом году был выпускник с синдромом Дауна, который хорошо знал историю, литературу, выучил английский язык. В коррекционной школе у него и близко не было бы таких успехов.

Елена Стребелева: В мире известен факт: около 3 процентов людей с синдромом Дауна заканчивают университеты. Но в целом такие дети могут усвоить только 10 процентов материала массовой школы. Перегружать их нельзя. Математика, химия, физика - для них слишком сложно. А вот иностранный под силу, особенно если с ребенком занимались с раннего детства.

Получается, даже в "началке" особенные дети должны учиться не по обычным программам?

Елена Стребелева: Конечно! Им нужны другие учебники - те, что используются в коррекционных школах. Получается, что учитель должен работать сразу как минимум по двум программам. Если в классе больше 10 - 15 человек, это невозможно. В чем еще трудность? В наших школах принято подушевое финансирование. Но на таких детей норматив в инклюзивной школе должен быть в три раза выше. И главное, нельзя собирать в одном классе разных детей с особыми потребностями. Не может учитель одновременно заниматься со слабовидящим ребенком и с учеником с синдромом Дауна. Или с глухим и аутистом. Это совершенно разные методики обучения. Недавно я была в одном подмосковном поселке для приемных семей. Там две школы: коррекционная и обычная. Спортивные и игровые площадки общие. Дети живут вместе в семьях, вместе играют в футбол, но учатся по разным программам. И это очень правильно.

А не лучше открывать небольшие коррекционные классы в обычных школах, на 5 - 7 человек со сходными диагнозами?

Елена Стребелева: Только в том случае, если в городе нет специализированной коррекционной школы. Обучение таких детей связано с покупкой дорогого оборудования. Например, дисплей со шрифтом Брайля стоит от 100 тысяч рублей, принтер от 200 - 300 тысяч. А еще нужны специалисты по адаптивной физкультуре, тифлопедагоги, тьюторы...
От первого лица

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки:

- Коррекционные школы должны не только выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих помощь учителям обычных школ, детям и их родителям, но и координировать работу по обучению таких детей в регионах. В Минобрнауки России будет создан федеральный перечень таких коррекционных школ и в рамках программы "Доступная среда" в 2016-2020 годах они получат поддержку на создание современных условий. Число школ, в которых создана доступная среда, выросло в три раза и достигло более 9000. Будет также сформирован реестр базовых школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования. Для обеспечения школ специалистами по работе с детьми-инвалидами увеличены контрольные цифры приема в вузы. Сейчас более 100 вузов в стране готовят таких специалистов.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: