НА КАЛЕНДАРЕ

Кино «Забытая мелодия для флейты»: по ту сторону экрана

Олег Перанов, sobesednik.ru   
22 Июня 2022 г.

35 лет назад состоялась премьера фильма «Забытая мелодия для флейты». По сюжету картины чиновник из Главного управления свободного времени Филимонов вынужден постоянно лгать, хотя в своих фантазиях часто представляет, как везде говорит только правду.

Кино «Забытая мелодия для флейты»: по ту сторону экрана

«Боткинская осень» Эльдара Рязанова

Эта кинокартина в творческой биографии режиссера Эльдара Рязанова стала юбилейной – 25-й. Она и не состоялась бы, ведь пьеса тогда еще под названием «Аморальная история» лежала не утвержденная начальниками от культуры почти десять лет, если бы в Советском Союзе не случилась перестройка. Пять вариантов сценария были переписаны Рязановым и Брагинским, пока не остановились на окончательном, который и назвали «Забытая мелодия для флейты».

– Мне кажется, название фильма очень точное, – делится с нами сын Эмиля Брагинского Виктор Эмильевич. – Ведь главный герой – флейтист, который забросил свое любимое дело и стал чиновником, карьеристом. То есть для него искусство – это уже забытая мелодия.

Многие уверены, что и сегодня эта кинокартина во многом остается актуальной. «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем», – звучат стихи Рязанова в одной из песен фильма.

– Главное управление свободного времени – выдуманное учреждение, потому что, если бы мы назвали какое-то невыдуманное учреждение, то нам костей было бы не собрать, – говорил о фильме Эльдар Рязанов. – Рассказывая об этом управлении, нам хотелось намекнуть на многие другие. Наши чиновники унаследовали очень много черт от «службистов» XIX века, – чинопочитание, преклонение перед авторитетом, боязнь принять на себя какое-то решение. И все эти пороки мы хотели в нашей картине высмеять.

В роли Филимонова режиссер изначально видел только Леонида Филатова. И даже когда к началу съемок тот оказался занят в другом проекте, готов был ждать актера сколько угодно. В этот период Рязанов снимал те сцены, где Филатов был не задействован. Например, выехал со съемочной группой на натурные съемки в горы Казахстана. Там у режиссера случился микроинсульт, его положили в больницу.

– Помещался я в трехместной палате, – вспоминал Рязанов. – Из двух моих соседей по палате один после тяжелой операции все время ночами стонал, а другой был могучий храпун. Так что ночевать в палате я не мог, ибо был обречен на бессонницу. Поэтому я ездил спать домой. В шесть часов утра я вставал, завтракал, брился и на машине приезжал в больницу, будто я провел в палате всю ночь. Начинался врачебный обход, уколы, процедуры. Около десяти часов я быстро переодевался и ехал на съемку. Там я, преодолевая недомогание и слабость, орал, репетировал, гонял массовку, снимал и около семи вечера возвращался в больницу.

Почти месяц провел Эльдар Александрович в таком режиме. И за это время, периодически находясь в больнице имени Боткина, он написал стихов на целый сборник, который потом назвал «Боткинская осень», по примеру пушкинской «Болдинской осени».

Купченко ударила Филатова по-настоящему

Медсестру Лиду, в которую влюбляется главный герой, сыграла Татьяна Догилева, хотя изначально на эту роль пробовалось много актрис, включая Веру Сотникову. По словам Догилевой, в самом начале работы в «Забытой мелодии для флейты» Эльдар Александрович был ею недоволен. Часто кричал: «Ну кого вы взяли?! Она же ни рукой, ни ногой пошевельнуть не может!» Но со временем их отношения выстроились.

В одной из сцен актриса появляется в кадре голой. Мельком, всего лишь на полсекунды, но и этого хватило, чтобы потом Татьяну осуждали. Например, в Театр имени Ермоловой, где тогда служила актриса, приходили возмущенные письма: «Как вам не стыдно?! У нас парни говорят: «Пойдем в кино, на голую Догилеву посмотрим!»

– Таня вполне свободно, спокойно отнеслась к съемкам этого эпизода, – рассказывал оператор картины Вадим Алисов. – Ей было все равно, кто в этот момент находится на съемочной площадке, никого совсем не стеснялась.

В роли жены Филимонова снялась Ирина Купченко. В одном из эпизодов, когда супруги ссорятся, актриса так влепила пощечину Филатову, что тот... поблагодарил партнершу за это.

– Мы сделали несколько дублей этой сцены, а Рязанов был недоволен, – вспоминает Ирина Петровна. – И тут он ко мне походит и шепчет: «Ударь по лицу Леонида, и посильнее». В конце съемок следующего дубля я так врезала Лёне, что он чуть не упал. Этого он не ожидал. Я потом подошла к нему извиниться, а Лёня вдруг: «Спасибо тебе! Этой пощечиной ты мне помогла лучше прочувствовать сцену!»

Кино «Забытая мелодия для флейты»: по ту сторону экрана

Ширвиндт просил милостыню на Поварской

Как и во многих фильмах Рязанова, в кадре мы наблюдаем Москву. Например, дом главного героя снимали на улице Достоевского. А контора Главного управления свободного времени располагалась на улице Кировской, дом 13 (ныне Мясницкая). Когда киношники повесили вывеску с названием управления, прохожие удивлялись и возмущались: «Вот мы до чего с этой перестройкой докатились!» Эпизод, где бывший чиновник Мясоедов (Александр Ширвиндт) в окружении детей просит милостыню на улице, снимали около церкви на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата.

– Элик Рязанов решил не ограждать съемочную площадку, как это часто бывает, а снимать почти скрытой камерой среди обычных прохожих, – вспоминает Александр Анатольевич. – Вообще, с Рязановым всегда было приятно работать, даже если ты играешь совсем маленькую роль.

Сцену, когда в лесу два парня под видом сотрудников милиции (дружинников?) штрафуют занимающихся любовью в машине Филимонова и Лиду, снимали недалеко от МКАДа у Калужского шоссе.

– В тот осенний день неожиданно выпал снег, который портил всю картинку, – вспоминает второй режиссер фильма Евгений Цымбал. – Пришлось вызвать две поливочные машины, которые перед съемками поливали площадку горячей водой, чтобы снег растаял.

По воспоминаниям Леонида Филатова, его мама особенно не любила конец фильма, где герой артиста находится в клинической смерти. В этот момент она выключала телевизор.

Цитаты из фильма

– А секса-то нет!

– Единственный способ, Ярослав Степаныч, остановить стихийную инициативу – это организовать ее и возглавить.

– Как можно заниматься идиотизмом без руководства?!

– Поселиться у молодой красивой женщины, которую любишь, и не жить с ней – это извращение.

– Нас в колхоз нельзя, мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно все развалим. Они и так на ладан дышат.

справка

«Забытая мелодия для флейты», 2 серии, сатирическая мелодрама, к/ст. «Мосфильм», 1987 г.

Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов

Режиссер: Эльдар Рязанов

В ролях: Леонид Филатов, Ирина Купченко, Татьяна Догилева, Елена Майорова, Александр Ширвиндт, Ольга Волкова, Валентин Гафт и другие.

Впервые кинокартину показали в июне 1987 года на XV Московском международном кинофестивале.

В 1987 году фильм получил Гран-при на Первом кинофестивале зрелищных фильмов «Одесская альтернатива». В 1989 году фильм участвовал в Первом международном кинофестивале в Браге (Португалия).

Процесс съемки картины иногда не менее интересный, чем само создание фильма. И многим зрителям, конечно, хочется заглянуть на киношную кухню. Ради искусства, как показывает практика, артисты идут на многое. И раздеваются, и в болотах "тонут", и в гробы ложатся. А вот Леонид Филатов получил от Ирины Купченко всамделишную пощечину.

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!