НА КАЛЕНДАРЕ

Как воспитать патриота

Евгений ДЕРКАЧ   
28 Мая 2022 г.

Трагические события на Украине... Оттуда накануне Дня Победы пришло известие о гибели внучатого племянника, воевавшего на стороне защитников русского Донбасса. И это вновь заставляет задуматься о том, что такое патриотизм – подлинный и мнимый, что такое национализм, и чем он грозит нашему обществу. Ведь этому вирусу подвержена и молодежь – в том числе, и наша, отечественная.

Как воспитать патриота

В том же Казахстане попытку госпереворота обуславливают разными причинами. Но, мне кажется, самую точную оценку дал сам президент Токаев: «В нашей стране от экономического роста стали выигрывать ограниченные элитные группы, а доходы большинства населения уменьшаются или стагнируют. Это серьезная угроза безопасности нашего государства. Это может привести к экономическому, социальному, а затем и политическому расколу общества, и первые признаки такого кризиса уже вышли на поверхность. Естественно, так продолжаться не может». Подобное происходило и происходит и на Украине.

В нашем телеэфире вновь стала актуальной тема патриотизма. Власть призывает к единству. Но примирить два основных класса – буржуа и тружеников – разница в доходах, уровень жизни которых лишь увеличивается, одними призывами уже невозможно. И все меньше россиян серьезно воспринимают разговоры о скрепах, единстве нации, патриотизме.

Патриотизм невозможно навязать людям, ничего не имеющим общего с народными интересами. Как и насильно привить его молодежи, которая четко различает любовь к Родине и навязываемую ей любовь к нынешнему буржуазному государству. Да и человек, громогласно заявляющий: «Я – патриот» вызывает сомнение, поскольку о таких личных вещах говорить нынче как-то не принято. Лучше уж реально дать почувствовать людям, что это действительно их страна, что природные богатства принадлежат не кучке миллиардеров, а всему народу, что он нужен, что о нем заботятся.

Наши же элиты в последнее время прекрасно осознали положение вещей. Одни, несмотря ни на что, продолжают приумножать свои доходы, сохраняя при этом свои позиции в России. Другие, подобно некоторым бывшим вице-премьерам или «звездам» шоу-бизнеса, поспешили покинуть страну. И общество разделилось на два лагеря – своих и чужих.

Я, в свое время часто бывая в США, примечал, что там к насаждению патриотизма власти тоже подходили основательно. Вся Америка расцвечена звездно-полосатыми полотнищами, любое мероприятие сопровождается гимном и поднятием флага. Но ведь там и гражданам есть за что любить свою родину. Любой, даже российский пенсионер с двойным гражданством получает 800-1000 долларов пенсии в месяц, в период той же пандемии каждый житель имел дополнительную финансовую помощь. Может, потому там даже инвалиды, передвигаясь на колясках, прикрепляют к ним пару флажков своей страны?

Так что кичиться своим патриотизмом не нужно. Он должен подкрепляться достойным уровнем жизни, заработной платой, хорошей пенсией, доступностью жилья, образования, здравоохранения. Как и экономической и политической стабильностью в стране. И лучше бы сейчас, а не потом, через 20-30 лет, «когда окрепнет и станет вне конкуренции наше государство» и произойдет насыщение армии «самым передовым оружием в мире». Внешние подвиги могли бы и подождать, пропустив впереди себя подвиги трудовые и задачи по созданию в стране уже сейчас условий для нормальной жизни простых граждан. Наша молодежь этих условий может же и не дождаться.

Чтобы воспитать в стране патриотов, власти решили реализовать правительственный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», рассчитанный на 2021–2024 годы. На эти цели предполагается выделить более 73 миллиардов рублей. Но не лучше ли, не патриотичнее ли для подростков было, если бы эти средства пошли на их нищенствующих учителей, на повышение зарплаты или пенсии для их родителей и дедушек с бабушками, на социальные лифты для самих подростков или на бесплатное образование, посещение ими различных кружков и секций? Ведь все эти социальные недоработки государства ими хорошо видны и не вызывают особого прилива патриотизма и любви к такой родине.

Вот и получается у нас, что, с одной стороны, миллиарды рублей идут на воспитание какого-то мифического патриотизма, а с другой – отменяется изучение произведений классиков, воспевающих любовь к Родине. Ведь вы не найдете сейчас в школьной программе ни «Повести о настоящем человеке», ни «Молодой гвардии», ни других подобных произведений нашей литературы о минувшей войне. Да и саму ее, очень кратко, «проходят» лишь в 9-м классе. Зато по-прежнему продолжает пышным цветом цвести идеология «западных ценностей», насаждение жестокости, эгоизма и всяческое отупление подрастающего поколения. Растление молодежи идет чуть ли не с детского возраста. Одно ТВ чего стоит: вместо наших прекрасных мультиков – зарубежные мульти-боевики, вместо добрых фильмов – сериалы об убийствах, предательстве, изнасиловании. Кровь, жестокость, избиения, месть и опять убийства. И наша молодежь растет на всем этом. Видно, неслучайно по числу убийств, насилия, самоубийств наша страна теперь приближается к странам-лидерам этого печального рейтинга.

Как привить молодым патриотизм, если они не видят никакого просвета в этой жизни, не видят будущего для себя и для страны? Не связывают себя с ней вообще, стараются изолироваться от происходящего вокруг, от отсутствия перспектив, от несправедливости и постоянного ужесточения многочисленных законов и правил. Кто знает, сколько сейчас среди них желающих свалить из «Рашки», сколько мечтающих найти богатого мужа или «папика»? Только за последние 20 лет из России в другие страны уехало около пяти миллионов человек, и число это растет.

Не лучше положение и в нашей области, где также идет убыль населения. «Около половины покидающих регион – люди в возрасте от 17 до 40 лет. Еще около 17 процентов приходится на детей и подростков до 17 лет. А это самые важные возрастные категории для будущего Приангарья» – сообщает пресс-служба ЗАГСа.

Изменить ситуацию возможно не разовыми подачками пенсионерам и многодетным родителям, а отменой пенсионной реформы, созданием высокотехнологических рабочих мест, изменением налоговой системы для бедных и богатых, коренным изменением среднего и высшего образования.

Если необходимо возродить патриотизм, особенно в молодежной среде, то почему бы не обратиться к опыту СССР? Когда молодежь активно приобщали к достижениям страны – эпоха освоения целины, строительство ГЭС, БАМа, преобразование Сибири и Дальнего Востока. Созидательный труд, граничащий с подвигом, воспитывал истинных патриотов, граждан великой страны, учил их коллективизму и взаимной выручке. Большинство молодежи тогда, действительно, сначала думало о Родине, а потом о себе.

Все это должно заинтересовывать руководящую элиту страны. Если, конечно, они действительно государственники и патриоты, а не «большие» люди с двойным гражданством.

И начинать действовать в этом направлении надо «уже вчера», ибо здесь, действительно, «промедление смерти подобно».

Вот у нас председатель Молодежного парламента при ЗС области недавно вновь представил депутатам проект закона «О патриотическом воспитании граждан в Иркутской области». Но, как и в 2018 году, когда началась работа над этим законом, так и сейчас, спустя четыре года, перед разработчиками закона стоят те же проблемы – нет координации патриотической воспитательной работы на региональном уровне, нет научной и информационно-аналитической работы, не ведется работа по методическому обеспечению.

Хочется надеяться, что закон все же доработают, и он наконец будет принят. И даже станет работать на благо нашей области, на благо молодого поколения. Вот только все же грызет червь сомнения: а не произойдет ли опять то, что так метко подмечал один наш известный в недавнем прошлом руководитель – «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Читайте также:

  • Расскажите об этом своим друзьям!