Идет возвращение от ЕГЭ к обычным экзаменам? |
05 Октября 2015 г. |
Болевые точки российской школы общеизвестны. Однако разговор с заместителем председателя комитета Госдумы по образованию, членом Генсовета партии «Единая Россия» Аленой АРШИНОВОЙ накануне Дня учителя мы начали с обсуждения двух свежих сентябрьских инициатив, имевших заметный общественный резонанс. культура: Так стоит ли, на Ваш взгляд, перенести начало учебного года на 15 сентября? Аршинова: Основной посыл этой идеи — поддержка внутреннего туризма. Но первопричина — в недостаточном развитии самого туристического комплекса. Транспортном, инфраструктурном и так далее. То есть очевидно, что продление сезона не сможет решить корневые проблемы. Но зато перенос начала учебного года (даже всего на две недели) потребует серьезной встряски системы образования: смещения времени каникул, отпуска педагогов, периода выпускных экзаменов. К тому же 1 сентября — это традиция, праздник не только у нас, но и в сопредельных дружественных государствах, входящих в Евразийский союз. То есть при отсутствии веских аргументов целесообразности в предлагаемых кардинальных изменениях, пожалуй, нет. С другой стороны, напомню, что каждый регион вправе самостоятельно установить дату начала занятий, федеральный закон этому не мешает. Более того, любой родитель имеет возможность применять гибкий график для своего ребенка. Достаточно написать заявление на имя директора школы. культура: А как Вы относитесь к планам по введению ЕГЭ для учителей? Аршинова: Не вижу в этом смысла. Возьмите результаты учеников и сразу будет понятен уровень педагога. В целом, конечно. Если не учитывать результаты, которые уже являются достижением. Например, среди учеников из географически отдаленных мест или школьников с отставанием в развитии. ЕГЭ для педагогов только добавит неразберихи и нервозности в учебный процесс. При этом никак не выявив профессиональных компетенций самих испытуемых. культура: Тогда давайте вернемся к практике Единого госэкзамена для школьников. Результаты минувшего учебного года особенно удручают. Пришлось даже снизить минимальный порог оценки по русскому языку на 12 баллов. Удастся ли профильному министерству переломить ситуацию? Аршинова: Здесь главную роль играет, скорее, Рособрнадзор. И хорошо, что там прислушиваются к мнению педагогов, родителей, общественных активистов. Единый экзамен как форма находится в становлении, претерпевает постоянные качественные изменения. Собственно, того ЕГЭ, каким он был десять лет назад, уже не существует. По сути, идет возвращение к традиционным экзаменам, но в современном обличии. Вероятно, будет и дальнейшая трансформация. Например, рассматривается введение комплексного экзамена по группе предметов сразу. Ошибки и недочеты предыдущих лет анализируются, предлагаются какие-то решения. Например, в 2015 году добавилось сочинение, а тестирование по математике разделили на уровни. Коррективы ожидаются и в 2016-м. Скажем, возможность пересдачи, устные задания и открытые вопросы по некоторым дисциплинам. культура: Вы не раз призывали покончить с третьей сменой в школах. Насколько остро стоит эта проблема? Аршинова: Сегодня в России около двух миллионов детей обучаются посменно, в том числе почти 18 000 — в третью смену. Одновременно, благодаря положительной демографической динамике, ежегодно увеличивается общее количество школьников. Через десять лет, по прогнозам, их численность возрастет более чем на 3,5 миллиона. Получается, сегодняшняя проблема нехватки мест в детских садах на глазах перерастает в проблему недостатка мест в школах. Поэтому с 2016 года мы планируем инициировать программу по созданию новых учебных мест. На реконструкцию и строительство школьных зданий из федерального бюджета будут выделены дополнительные средства. культура: Вы предлагали ввести еще и уроки здорового питания... Аршинова: Считаю, важно развивать культуру питания с раннего возраста. Ведь многие школьники, особенно когда родители не имеют возможности их контролировать, увлекаются чипсами, сухариками, сладкими напитками. А когда начинаются проблемы с желудком, менять привычки уже поздно. По статистике, более 20 процентов посетителей сайтов, посвященных теме похудения, — подростки. Вот почему я предлагаю не запускать этот вопрос, начинать со школьной скамьи. Курс правильного питания в школах активно внедряется в Волгограде, Благовещенске, Владимире, Сыктывкаре. Надо, чтобы это было повсеместно. культура: После возвращения Крыма много говорится о том, что любви к Родине следует обучать с детства. Каким должно быть эффективное и ненавязчивое патриотическое воспитание? Аршинова: Оно может основываться исключительно на личном примере. Начинать нужно, конечно, с семьи, но и системе образования также отводится важная роль. Если родители, педагоги гордятся Россией, чтят традиции, то такими будут и их дети и ученики. Настоящий патриотизм воспитывается в повседневной деятельности, в каждом поступке. Даже самый маленький гражданин должен знать о своей особой роли в нашем обществе, об особой миссии и личном — настоящем и будущем — полезном вкладе в успехи нашего государства.
Тэги: |
|