НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Фильм «Розыгрыш»: пересматривая 43 года спустя

02 Января 2020 г.

Включила я тут на днях телевизор, пощёлкала программы – с экра­на взглянул на меня юный Дима Харатьян, зазвучала песня на слова Алексея Дидурова. «Розыгрыш!» Посмотрю пару минут, решила я и присела возле телеэкрана. Но фильм Владимира Меньшова, что называется, «засосал» – вспомни­лась длинная очередь за билетами в кинотеатр, своя собственная шко­ла, страна, век...

Фильм «Розыгрыш»: пересматривая 43 года  спустя

Досмотрела фильм до конца и пойма­ла себя на мысли: как всё изменилось! И дело не в том, что другой стала школь­ная форма, в классах появились ком­пьютеры, а журналы теперь электрон­ные. Изменились понятия: «чёрное» – «белое», «хорошо» – «плохо».

Вот герой Харатьяна Игорь Грушко сколачивает вокально-инструменталь­ную группу, группа репетирует и... опа­здывает на урок химии. Учитель химии – в исполнении Зиновия Гердта – распе­кает опоздавших: их лидера с издёвкой называет «профессором», каламбурит, что «музыканты» живут по принципу «делу – час, потехе – время», рисует на доске калошу, в которую «сажает» опо­здавших. Герой, казавшийся остроум­ным сорок три года назад (фильм вышел в 1976 году), теперь воспринимается как авторитарный и нетолерантный.

Антипод главного героя – Олег Кома­ровский. Прагматичный и беспринцип­ный, точно знающий не только, чего хочет в жизни, но что и в какой после­довательности в ней должно произойти: пятёрка по математике, победа в олим­пиаде, поступление в вуз, блестящая карьера. Воспринимавшийся как «отри­цательный», в наши дни такой старше­классник является эталонным (я заме­тила это на уроках по «Обломову»: поло­жительным современные подростки считают исключительно Штольца).

Или вот учительница математики, классный руководитель наших героев. Одинокая, всю свою жизнь посвятив­шая школе, не увлекающаяся ничем, кроме своего предмета: если прежде такая воспринималась как героиня (портреты таких учителей красовались на досках почёта под лозунгом: «Ими гордится район»), то теперь она кажет­ся синим чулком.

Современные учителя женского пола – дамы, «приятные во всех отно­шениях»: у них, как правило, есть семья, они посещают тренажёрный зал, име­ют различные хобби – от вышивания до моржевания, зимой носят норковые шубы, летом отдыхают в Анталии или Италии, а в школу приезжают на соб­ственном автомобиле.

А проблема зарабатывания денег? В фильме «Розыгрыш» учителя выго­варивают девятиклассникам за то, что те – в качестве музыкантов – обслужи­вают свадьбы и – о, ужас! – берут за это деньги. «Тапёры на свадьбах!» – уни­чижительно называет своих учеников завуч. «И зачем вам деньги?» – хором вопрошают взрослые. В наши дни подобный вопрос рассмешил бы даже первоклассника.

А вот кульминация фильма: ученики девятого класса разыгрывают учитель­ницу математики, заявляя, что она не предупреждала о контрольной. Ложь вскрывается, и учительница (героиня Евгении Ханаевой) ставит нескольким вызванным, в том числе Олегу Комаров­скому, единицу в журнал. Единица поме­шает Олегу получить пять за четверть, а стало быть, поучаствовать в олимпиа­де, на победу в которой он так рассчиты­вает, ведь это прямой путь в вуз.

В фильме педагог не хочет поступить­ся принципами и кол в журнале таки ста­вит. Сегодня на такую принципиальную учительницу обиделся бы не только уче­ник, получивший единицу, а вся адми­нистрация школы во главе с директо­ром. Как, из-за какой-то нравственной, то есть пустячной, проблемы ученик не сможет участвовать в олимпиаде, а зна­чит, школа недополучит свои баллы, рейтинги et cetera? Героиня 1976 года на наших глазах, как Золушка в полночь, превращается в «лохушку» 2019 года.

И уж действительно смешна техниче­ская оснащённость школы: от возмож­ности из кабинета завуча связаться с уборщицей до нынешних интерактив­ных досок, способных перенести класс в любое место и любое время, – дистан­ция огромного размера.

Не хочется – в конце – выводить «мораль». Лично мне ясно: в чём-то нынешняя школа рванула вперёд, в чём-то – безнадёжно отстала.

Ах, «если бы губы Никанора Ивано­вича да приставить к носу Ивана Кузь­мича...»! Ах, если бы к технической мощи и прагматизму современной школы приставить принципиальность и романтизм школы советской!

Или и впрямь, как говорил Малень­кому принцу Лис, «нет в мире совершен­ства»?

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!