ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Фильм «Розыгрыш»: пересматривая 43 года спустя

Изменить размер шрифта

Включила я тут на днях телевизор, пощёлкала программы – с экра­на взглянул на меня юный Дима Харатьян, зазвучала песня на слова Алексея Дидурова. «Розыгрыш!» Посмотрю пару минут, решила я и присела возле телеэкрана. Но фильм Владимира Меньшова, что называется, «засосал» – вспомни­лась длинная очередь за билетами в кинотеатр, своя собственная шко­ла, страна, век...

Фильм «Розыгрыш»: пересматривая 43 года  спустя

Досмотрела фильм до конца и пойма­ла себя на мысли: как всё изменилось! И дело не в том, что другой стала школь­ная форма, в классах появились ком­пьютеры, а журналы теперь электрон­ные. Изменились понятия: «чёрное» – «белое», «хорошо» – «плохо».

Вот герой Харатьяна Игорь Грушко сколачивает вокально-инструменталь­ную группу, группа репетирует и... опа­здывает на урок химии. Учитель химии – в исполнении Зиновия Гердта – распе­кает опоздавших: их лидера с издёвкой называет «профессором», каламбурит, что «музыканты» живут по принципу «делу – час, потехе – время», рисует на доске калошу, в которую «сажает» опо­здавших. Герой, казавшийся остроум­ным сорок три года назад (фильм вышел в 1976 году), теперь воспринимается как авторитарный и нетолерантный.

Антипод главного героя – Олег Кома­ровский. Прагматичный и беспринцип­ный, точно знающий не только, чего хочет в жизни, но что и в какой после­довательности в ней должно произойти: пятёрка по математике, победа в олим­пиаде, поступление в вуз, блестящая карьера. Воспринимавшийся как «отри­цательный», в наши дни такой старше­классник является эталонным (я заме­тила это на уроках по «Обломову»: поло­жительным современные подростки считают исключительно Штольца).

Или вот учительница математики, классный руководитель наших героев. Одинокая, всю свою жизнь посвятив­шая школе, не увлекающаяся ничем, кроме своего предмета: если прежде такая воспринималась как героиня (портреты таких учителей красовались на досках почёта под лозунгом: «Ими гордится район»), то теперь она кажет­ся синим чулком.

Современные учителя женского пола – дамы, «приятные во всех отно­шениях»: у них, как правило, есть семья, они посещают тренажёрный зал, име­ют различные хобби – от вышивания до моржевания, зимой носят норковые шубы, летом отдыхают в Анталии или Италии, а в школу приезжают на соб­ственном автомобиле.

А проблема зарабатывания денег? В фильме «Розыгрыш» учителя выго­варивают девятиклассникам за то, что те – в качестве музыкантов – обслужи­вают свадьбы и – о, ужас! – берут за это деньги. «Тапёры на свадьбах!» – уни­чижительно называет своих учеников завуч. «И зачем вам деньги?» – хором вопрошают взрослые. В наши дни подобный вопрос рассмешил бы даже первоклассника.

А вот кульминация фильма: ученики девятого класса разыгрывают учитель­ницу математики, заявляя, что она не предупреждала о контрольной. Ложь вскрывается, и учительница (героиня Евгении Ханаевой) ставит нескольким вызванным, в том числе Олегу Комаров­скому, единицу в журнал. Единица поме­шает Олегу получить пять за четверть, а стало быть, поучаствовать в олимпиа­де, на победу в которой он так рассчиты­вает, ведь это прямой путь в вуз.

В фильме педагог не хочет поступить­ся принципами и кол в журнале таки ста­вит. Сегодня на такую принципиальную учительницу обиделся бы не только уче­ник, получивший единицу, а вся адми­нистрация школы во главе с директо­ром. Как, из-за какой-то нравственной, то есть пустячной, проблемы ученик не сможет участвовать в олимпиаде, а зна­чит, школа недополучит свои баллы, рейтинги et cetera? Героиня 1976 года на наших глазах, как Золушка в полночь, превращается в «лохушку» 2019 года.

И уж действительно смешна техниче­ская оснащённость школы: от возмож­ности из кабинета завуча связаться с уборщицей до нынешних интерактив­ных досок, способных перенести класс в любое место и любое время, – дистан­ция огромного размера.

Не хочется – в конце – выводить «мораль». Лично мне ясно: в чём-то нынешняя школа рванула вперёд, в чём-то – безнадёжно отстала.

Ах, «если бы губы Никанора Ивано­вича да приставить к носу Ивана Кузь­мича...»! Ах, если бы к технической мощи и прагматизму современной школы приставить принципиальность и романтизм школы советской!

Или и впрямь, как говорил Малень­кому принцу Лис, «нет в мире совершен­ства»?

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!