Дикари ХХ1 века. Или: «Год культуры уходит – бескультурье остаётся» |
11 Декабря 2014 г. |
Действительно 2014 год, объявленный у нас в России годом культуры, уходит в небытие. Или, как сказал поэт: "Вот и этот год – старик. В седине декабрьской стужи. Ну, кому теперь он нужен? День, другой – он отлетит. В неизвестность, в никуда. В запредельность дат и сроков... Много в Вечности оброков. И время ей принадлежит". Да, и этот, ещё один год уйдет, а бескультурье, увы, останется... Именно на эту тему – нередко окружающему нас бескультурью, я и хочу сегодня в своей рубрике порассуждать. Начну с того, что я не верю в приносящие успех быстрые, разовые, революционные акции в какой-либо сфере человеческой деятельности. Особенно, в такой тонкой и основополагающей для человека и человечества в целом, как Культура... Мы все как-то привыкли верить в то, что реально существует некий незыблемый, и притом постоянный, так называемый «Исторический прогресс». Что человечество от века к веку, и от поколения к поколению, становиться культурнее, цивилизованнее, умнее. Лично я в этом сильно сомневаюсь. И сомнения мои подтверждаются хотя бы тем, что с каждым веком увеличивалось количество войн и всё более изощрёнными становились способы убийства человека человеком. Именно поэтому я допускаю, что какой-нибудь самый древний грек, знающий астрономию, литературу, философию своего времени, был гораздо цивилизованнее и культурнее человека современного, имеющего компьютер и мобильный телефон. Да и более приспособленным к реальной жизни он, кстати, тоже был. И мог не растеряться в критической ситуации. И пищу себе добыть, и сготовить её, и вывести по звёздам, куда надо, свой корабль. Не уверен, что такие простые вещи по силам современному человеку, избалованному комфортом и уже не мыслящему жизнь без оного. Мне, например, одна школьница, когда я выступал у них, причём уже не в младших классах, заметьте, заявила: «Что эта дура, Джульетта, не могла Ромео по мобиле, что ли, позвонить? Тогда бы никакой трагедии не было...» А уж такие вопросы, как: «Были ли вы знакомы с Пушкиным?», «Встречались ли когда-нибудь с Лермонтовым?» и вообще уже становятся нормой, особенно в младших классах. И утешает только мысль о том, что если они – эти школьники, и не читали сих великих литераторов, то хотя бы знают их имена... А ведь, собственно говоря, с чтения хороших книг (и это особенно важно – хороших) и начинается культура человека, выстраивание его собственной личности. Ибо литература – это и есть фундамент культуры любого народа и любого жанра искусства, кстати. Даже – балета, в котором не произносится ни одного слова. Но либретто-то пишется по литературному произведению. Так же, как сценарий для кинофильма или пьеса для театральной постановки. То есть первооснова всему всё же текст. То есть речь, слово, чувства, перенесённые на бумагу. Недаром же в Евангелие от Иоанна сказано: «Вначале было Слово. И слово было у Бога. И слово было Бог...» И из-за пренебрежения к Слову в современной жизни порою происходят весьма удивительные вещи. Совершенно, на первый взгляд, не связанные якобы между собой. Например, крупный бизнес и художественная литература. Что может быть тут общего? Но, оказывается, связь всё же есть. Причём прямая. Крупный бизнес и художественная литература Несколько лет назад солидный научный журнал «Химия и жизнь» опубликовал занятную статью «Эффект линейного мышления». В ней говорилось о том, что крупные фирмы стали нести колоссальные убытки по той простой причине, что их топ-менеджеры, то есть люди высшего управленческого звена, в некоторых критических ситуациях, когда требовалось принять быстрое самостоятельное решение, перестали с этим справляться. Психологи выяснили, что подобное явление обычно свойственно людям, постоянно пользующимся компьютером и постоянно живущим, таким образом, в системе определённых допусков и команд. Этот эффект и был назван «Линейным мышлением». Но одно дело определить болезнь, а второе – понять, как её лечить? И здесь доктора стали в тупик. Ибо ни психологические сеансы, ни длительный отдых, ни занятия спортом, ни что-либо другое не могли кардинально изменить ситуацию. После длительного изучения пациентов с выработанным у тех устойчивым «Линейным мышлением», оказалось, что единственное радикальное средство, способное реально им помочь, – это чтение художественной литературы. А поскольку Россия до сих пор во всём мире является непререкаемым чемпионом в литературе, то и американским и японским, «и прочим разным шведам», как писал Маяковский, было рекомендовано читать русских классиков: Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского, Ивана Сергеевича Тургенева и иже с ними. И, знаете, помогло. Кстати, Институт мозга, руководимый Натальей Бехтеревой и уже давно занимающийся подобными проблемами, объясняет подобные явления так. Когда человек пишет текст ручкой, у него задействованы совсем другие области мозга, чем те, когда он набирает текст, скажем, на компьютере. Я замечал это по себе. Обычно рассказ, написанный сразу на компьютере (имелся у меня такой опыт) получается мёртвым. И герои в нём, как бы ни совсем живые, вроде зомби... Что же касается чтения книг, то здесь тоже происходят особые процессы, благотворно влияющие на наше самостоятельное мышление. Во-первых, читатель может фантазировать и домысливать за героев их дальнейшие действия, с которыми он соглашается или не соглашается. Он может мысленно спорить с автором или безоговорочно верить ему. Он видит, чувствует в своём воображении описываемые события и обстоятельства, переносясь как бы в иную реальность. Одним словом, он самостоятельно мыслит и приобретает новый, неведомый ему до селе опыт. Компьютер же – это система команд и глобальная сеть. И кто дёргает за ту или иную паутину в этой сети и где сидит сам паук, человеку неведомо. Поверьте, что я совсем не против компьютера. Я сам им пользуюсь. Но компьютер вам может дать только информацию, а не знания. Причём информацию весьма поверхностную и не всегда достоверную. Настоящие же знания даёт всё-таки книга. И, к тому же, компьютер, и Интернет – это ведь, по большому счёту, просто свалка. Где каждый находит то, что ему нужно. Святой найдёт святое – какое-нибудь редкое кольцо с чистейшим бриллиантом, а свинья найдёт свиное, то есть место, где больше грязи. Да и сознание от чрезмерной увлечённости «компом» или «мобилой», как говорит современная молодёжь, становится ущербным – СМСочно-клиповым обрывочным. Отчего и выразить свои мысли или поговорить с друзьями на отвлечённые темы, многие, особенно молодые люди, просто уже не могут. А уж написать сочинение и внятно изложить там свои мысли и чувства – задача и вообще невыполнимая. Отчего это происходит? Ну, во-первых, оттого, что люди мало читают. Во-вторых, оттого, что в школах очень мало уроков литературы. И, в-третьих, потому что многие молодые люди постепенно, но неуклонно, становятся рабами вещей. Не компьютер или мобильный телефон служат им, а они уже служат им. Превращаясь, таким образом, то ли в компьютерную тумбочку, то ли в некий придаток телефона, с которым нет сил расстаться даже во время урока. Да что там во время урока! Я наблюдал людей, пытающихся говорить по мобильному телефону даже в храме, во время литургии. Я не осуждаю этих людей, я их жалею. Ведь это же какая зависимость у них от пустой вещи. А от всего этого очень многие уже просто не в состоянии сосредоточится на чём-то, пусть даже и нужном, достаточно долго. Даже на молитве. Это и есть так называемый эффект рассеянного внимания... И не может не радовать то, что в школах снова на экзаменах будут писать сочинение. Мне кажется, я довольно убедительно показал основополагающую роль литературы (не путать с макулатурой и графоманией, чего сейчас невероятно много повсюду) в культуре. И именно поэтому мне, как литератору, особенно обидно, что так мало в нашем регионе издаётся за государственный счёт книг хороших, талантливых сибирских писателей. Одна-две книги в год – не больше. На это важнейшее дело у государства, увы, нет средств. А ведь Иркутская писательская организация по праву считается одной из самых сильных в России... Или журнал «Сибирь», где есть ещё возможность публиковаться талантливым литераторам, издаётся уже много лет с такой завидной нерегулярностью, что хоть плачь. А ведь он, основанный аж в 1930 году, регулярно выходил даже во время Великой Отечественной войны. Тогда средства находились. Сёйчас их отчего-то чаще нет. Вот и в этом году – Году культуры, в лучшем случае выйдет три номера «Сибири» вместо положенных шести. И это ещё оптимистический прогноз... Или такое необходимое при любом творческом союзе направление, как работа с молодыми, да и не только молодыми авторами – попросту литературное объединение – тоже в Год культуры прекратило своё существование из-за отсутствия финансирования. И бедные эти литобъединенцы куда только не обращались, куда только не писали письма с просьбой возобновить его работу – всё без толку. Денег нет! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Культурой правит не здравый смысл, а рынок. Барахолка, проще говоря. Но неужели непонятно, что создание культурной среды – это не хобби, не разовая, пусть протяжённостью и в год, акция, на которую может хватить или не хватить времени и средств. Это постоянная работа в духовной, не материальной сфере. В противном случае, у нас может появиться и уже есть масса специалистов в любой сфере деятельности (каковыми на мой субъективный, впрочем, взгляд, собственно говоря, и является большинство чиновников, руководящих нами) с высшим образованием, но, увы, без среднего. То есть там, где должен быть общий культурный фундамент – там пробел. А ведь никакое здание не может устоять без фундамента. И рано или поздно оно рухнет. И ещё один горький пример, когда мероприятия делаются лишь для галочки, мне хочется привести. Одна из библиотек Иркутска (не стану называть какая), собрав у себя в конце года библиотекарей со всей области, решила устроить ещё и так называемую «Автограф-сессию». Пригласили с десяток довольно известных писателей. Рассадили их в холле за столы, предложив продавать свои книги с автографами. Дело хорошее – нечего сказать. Только вот на время, назначенное для «Автограф-сессии», поток библиотекарей был перенаправлен совсем в другие аудитории и был занят совсем другими делами. А писатели, как свадебные генералы, конечно же, униженные этим, больше двух часов просидев в обществе друг друга, не солоно хлебавши, разъехались по домам. Но зато мероприятие состоялось! Вообще, если говорить о библиотеках Иркутска, то, пожалуй, самый добрый и квалифицированный приём писателей проходит (опять же на мой субъективный взгляд) всегда в Гуманитарном центре-библиотеке имени Полевых. Но это уже так, к слову. Город как культурное пространство Ни для кого не секрет, что если человека с детства окружают не захламлённые, а аккуратные дворики, и не однообразные многоэтажки, а некое культурное архитектурное пространство, то он и сам, даже неосознанно, становиться культурней. И, к счастью, в нашем старинном городе, который старше Питера, такие уголочки ещё сохранились. Да и новых создано ни мало: Это и 130-ый квартал, как бы к нему многие не относились. Правда, скульптуру Бабра, стоящего задницей, к одному из красивейших храмов Иркутска – Крестовоздвиженской церкви, я бы всё же чуть развернул. Это и ещё кое-где сохранившиеся деревянные дома с уникальной сибирской резьбой. Жаль только, что их совсем уже мало осталось и с каждым годом становится всё меньше. Снова денег на реставрацию многих нет. На тот же Дом Шубина. Это и Новая набережная, хоть и с отвалившейся местами плиткой, плохо закреплёнными мраморными плитами, нависающими кое-где над водой, и искорёженными скамейками. Это и многие памятники, ставшие приметами нашего города и украшением его... Помните, на улице Урицкого, у Дома быта, стояла этакая небольшая скульптурная композиция: табурет, виолончель и шляпа на полу. Каждый мог присесть на этот металлический табурет, положить руки на струны инструмента и смычок, изобразив таким образом уличного музыканта. Мог сфотографироваться и отослать это оригинальное фото своим друзьям... И что же? Сначала дикари ХХ1 века отломили у виолончели гриф и смычёк. И она долго стояла потом на улице в изуродованном виде. Теперь весь этот небольшой, но такой оригинальный монумент и вовсе куда-то исчез. Тешу себя мыслью, что его увезли на реставрацию. И если это так, то данная работа чем-то сродни работе героини пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» Валентине, всякий раз восстанавливающей палисадник, из которого мужики выдирали штакетины для прохождения по более прямому пути от чайной к винному ларьку. И глядя теперь на пустое пространство, где ещё совсем недавно была эта виолончель, я думаю, что город обеднел хотя бы на одну улыбку, на одну веселинку от этого бывшего теперь монумента. И ещё один весёлый памятник появился у нас в Иркутске не так давно. Это памятник нашему земляку, прекрасному режиссёру комедийных фильмов Леониду Гайдаю и его неизменной троице: Трусу, Балбесу и Бывалому. Напротив них в кресле сидит сам режиссёр, как бы давая актёрам указания перед съёмкой очередного эпизода. Рядом с ним – пёс Барбос с палкой в зубах, к которой привязана «пачка динамита». Памятник стоит у цирка, где бывает много народу. Особенно детей. И как же мне жаль становится Леонида Иововича, когда я слышу возгласы взрослых, наставляющих своих чад: «Ты к нему на колени садись!». Или «На собачку забирайся, мы тебя сфотографируем». А некоторые отроки под хохот таких же великовозрастных оболтусов умудряются фотографироваться и на плечах знаменитого режиссёра. Не зная, впрочем, кто он такой, ни что за актёры изображены перед ними. «Ну, этот из картины какой-то...», – отвечают они, если их спросишь, зачем и к кому они забирались на плечи? И добавляют: «Прикольно ведь!» А недавно я заметил, что «пачка динамита» просто отпилена. Скорее всего, ножовкой по металлу. Ибо слишком уж толстый и ровный там срез. И я с грустью подумал: «Неужели это и есть социальный срез нашего общества».
|
|