НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Что покажет вскрытие?

15 Октября 2015 г.

zoopark

Зоопарк датского города Оденсе вызвал международный скандал, пригласив детей на увлекательное мероприятие — вскрытие мертвого царя зверей, ранее усыпленного из-за перенаселенности заведения. «Приходите, когда один из сотрудников займется препарированием льва. Программа будет сопровождаться пояснениями, вы сможете посмотреть на сердце, легкие и другие части тела животного, при желании изучить их поближе. Весь процесс будет построен на диалоге», — сообщал юным натуралистам сайт зоопарка.

Все это звучит сравнительно прилично, по сравнению с историей, не так давно случившейся в Копенгагене, где публично убили жирафа Мариуса, а затем скормили его львам. Но жестокие эксперименты датских зоопарков, претендующие на то, чтобы стать традиционными, изрядно утомили даже местную, воспитанную на толерантной вседозволенности общественность: в Оденсе прошли протестные акции. Которые, правда, отнюдь не изменили планы живодеров...

Российские СМИ часто упрекают в том, что они, дескать, специально раздувают подобные заурядные истории, дабы слепить из Запада образ бесчеловечного врага. Мол, раньше там негров линчевали, а теперь мучают львов и жирафов. Эти нападки совершенно несправедливы. В дополнительном очернении Запад не нуждается. Достаточно перечитать список детей Донбасса, убитых украинской армией за полтора года с подачи США и ЕС. В случае с животными, когда речь касается не военных действий, а бытовой кровожадности, превращенной в увлекательное шоу, нам просто противно.

Существует фундаментальное психологическое различие между русской и западной цивилизациями по отношению именно к расчленению и кровопусканию — мы не испытываем от них плотоядного удовольствия. У нас вряд ли прижились бы гладиаторские игры или хотя бы коррида. Этим же объясняется и услуга, оказанная европейцам русскими шеф-поварами в плане установления культурных застольных обычаев. В XIX веке в лучших домах Лондона и Парижа вошла в правило «русская разделка» мяса на небольшие съедобные порции прямо на кухне. К столу в Европе наконец-то перестали подавать большие туши, которые приходилось резать самостоятельно, забрызгивая сотрапезников кровью и жиром.

Немецкий социолог Норберт Элиас считал этот новый для Европы (но не для Петербурга и Москвы) способ разделки мяса важным завоеванием цивилизации именно потому, что он подавлял чувство агрессии, создавал между психикой человека и трупами животных значительный барьер, от которого гораздо сложнее было перейти к подвигам Джека-потрошителя.

К сожалению, слишком часто забывают, что человеческая психика, тем более — детская, довольно хрупка. Демонстрация ребенку сцен насилия, порнографии и «расчлененки» может сказаться самым пагубным образом, привести к навязчивым воспоминаниям, рано или поздно стать причиной опасных ассоциаций. Представим, что в мозгу взрослого человека осталась давняя картинка расчлененного льва: кровь, внутренние органы, и рассказывающий обо всем «в режиме диалога» добрый дядечка-вивисектор. Самые неожиданные мысли и ситуации ведут к этому воспоминанию... Да это же готовый сюжет для добротного триллера вроде «Молчания ягнят»!

Безусловно, и в нашей жизни бывают ситуации, когда дети видят кровь и смерть. И, несомненно, это тоже очень травмирующий опыт. Так, одним из воспоминаний Алеши в «Зеркале» Тарковского является сцена, в которой его мать в ужасе убегает, когда ей приходится по просьбе хозяйки зарубить петуха. Это можно считать слабостью «городских», но именно подобное, воспитываемое на физиологическом уровне отвращение, понижает и общий уровень агрессии.

Разумеется, свести насильственные преступления в социуме до нуля — нереально, но в целом, в сравнении с иными западными демократиями, у нас довольно тихое, обходящееся без крови общество. Еженедельные расстрелы в школах, как в США, в российской реальности просто немыслимы. И дело тут не в пресловутой легализации огнестрельного оружия, а в общем уровне допустимого насилия в родной культуре.

А вот наша кривая изощренной преступности, смею предполагать, во многом является прямым следствием глобального вовлечения. Ведь практически все наглядные инструкции садистского характера — фильмы, книги, интернет-ролики — приходят к нам именно «оттуда». И здесь уместнее говорить, скорее, о мягкости наших властей и, простите за советский штамп, тлетворном влиянии Запада.

... На днях я попытался посмотреть американский сериал «Спартак: Война проклятых», посвященный знаменитому восстанию рабов в Древнем Риме. Трудно ожидать от сюжета о войне гладиаторов и рабовладельцев излишнего гуманизма. Но увиденное меня шокировало. Порнография, обилие гомосексуальных сцен, всюду кровь, отрезанные головы, выпущенные кишки. И посреди этого крупно показанный освежеванный труп лошади, разделываемой на мясо, над которым летают мухи. Телевизор я выключил, но подумалось: кровищи и обнаженных женщин я видел в кино немало и до сего дня. А вот любовники-гладиаторы и расчлененные лошади — это нововведение. Действительно, свежие достижения толерантности. На подобном фоне события в датском королевстве видятся логичным звеном цепи. Судьбы несчастного Мариуса, неназванного льва из Оденсе и безымянной лошади, которую зарезали на съемках «Спартака», безусловно, переплетены.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!