НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Хиджаб как неизбежность?

05 Марта 2015 г.

musulman

17 февраля в Общественной палате прошли слушания о запрете хиджаба, традиционного исламского платка, в школах и иных государственных образовательных учреждениях России. 11 февраля 2015 года Верховный суд России признал законными требования ко внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии. Региональное постановление, в частности, не допускает появление в школе в религиозной одежде, в том числе в головном уборе.

На заседании присутствовали представители министерства образования, Госдумы, Совета Федерации, администрации президента, члены ОП, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, исполнительной власти Мордовии, религиозные и общественные деятели, юристы, детские психологи.

hijab

Представители мусульманского духовенства заявили, что запрет, наложенный региональным правительством, нарушает права на свободу вероисповедания и гарантированный законом принцип всеобщей доступности образования. Ответчица из администрации правительства Мордовии аргументировала свою позицию тем, что Россия — светское государство и решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Она подчеркнула, что под запрет, согласно постановлению правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года «Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», попали не только хиджабы, но и мини-юбки, джинсы, декольте и пирсинг. Кроме того, ученицам запретили красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.

Представители мусульманской общины Мордовии в ходе слушаний подчеркнули, что надеются на понимание в отношении религиозной одежды. «Усугубление ситуации и ужесточение в этом вопросе неактуально и губительно для людей, которые все больше и больше обращаются к канонам религии», — отметил глава центрального духовного управления мусульман (ДУМ) Мордовии Фагим Шафиев. Необходимо найти политический компромисс, поскольку случай в Мордовии не единичный, и в масштабах страны этот вопрос снова возникнет.

«Постановление правительства Мордовии, поддержанное Верховным судом, о запрете на ношение платков не учло мнение народа и не предвидело его реакции, а в результате нарушило право девочек на образование и свободу вероисповедания. Предлагаю обжаловать решение Верховного суда в президиуме Верховного суда и в Конституционном суде», — заявил муфтий ДУМ Мордовии Зяки Айзатуллин.

В Мордовии традиционные мусульманские платки были запрещены школьницам после инцидента, произошедшего осенью 2014 года. 12-летняя учащаяся общеобразовательной школы села Белозерье проглотила английскую булавку, поправляя хиджаб. Девочку срочно отвезли в больницу, сделали рентген и удалили опасный предмет, после чего администрация республики запретила школьницам хиджабы, ссылаясь на единый установленный фасон школьной формы.

Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении иска, отметив, что «требования ко внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях». В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в Высший суд РФ, который также ее отклонил.

Осенью 2014 года вопрос о запрете исламских платков был поднят руководством Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.Н. Пирогова. Приказом «о внешнем виде студентов» №238 от 10 сентября за подписью ректора медуниверситета Андрея Камкина студентам было запрещено носить одежду, демонстрирующую принадлежность к какой-либо религии или национальности. Также запретили одежду, способную оскорбить религиозные и политические чувства окружающих.

В результате последовавших переговоров с представителями Совета муфтиев была достигнута договоренность, что «мусульманки-студентки медицинского университета смогут посещать занятия в форме, соответствующей предписаниям религии». Решили, что вместо хиджаба студентки будут носить медицинскую шапочку и «элемент одежды такого же цвета (шарф, платок или высокий ворот), покрывающий шею».

Ранее подобные запретительные меры принимались в других вузах, в частности в Волгоградском университете. В Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова приказом ректора студентам было запрещено совершать намаз на территории вуза.

Российские власти, в свою очередь, неоднократно высказывались относительно мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе прямой линии с россиянами Владимир Путин отметил: «Ничего хорошего в этом нет — это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах, никогда такой традиции не было».

В июле 2013 года в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» министр образования Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Мы — светское государство, и наша школа — светская, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены».

В начале февраля 2015 года министр вернулся к данной теме, уточнив, что Минобрнауки не определяет вид школьной формы. «Но это общее правило (светский, деловой стиль — прим. «Ленты.ру»), определяющее требование к одежде детей», — пояснил он. По его словам, в соответствии с рекомендациями в каждом регионе имеется региональное законодательство, которое развивает и конкретизирует общие положения. «На сегодняшний день мы не видим оснований для пересмотра этой нормативной базы», — подчеркнул министр.

В Астраханской и Мурманской областях региональные власти ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо». В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах имеет рекомендательный характер. Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо». А вот в Чеченской Республике платки — элемент дресс-кода для мусульманок.

Проблемы с хиджабами начались несколько лет назад. В октябре 2012 года в школе села Кара-Тюбе Ставропольского края возник конфликт между администрацией школы и родителями девушек-мусульманок. Директор учебного заведения запретила учащимся посещать уроки в хиджабе, мотивируя это тем, что школа — светское образовательное учреждение.

Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. Один из пунктов документа, принятого краевым правительством, — запрет в школах любой религиозной одежды или одежды с конфессиональной символикой.

Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить данные правила. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, обосновав это тем, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.

Российское православное духовенство активно поддержало позицию мордовских мусульман в вопросе религиозной атрибутики. Сославшись на пример армии, где никому и в голову не приходит отменить форму, а также на готов и панков, предпочитающих собственный стиль в одежде, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Роман Богдасаров, заявил, что поддерживает ношение хиджабов мусульманками, не говоря уже о платках: «Граждане нашей страны хотят носить то, что позволяет внешне проявлять свою веру. Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!»

Решение Верховного суда и другие попытки сохранить светский вид учащихся российских школ, по словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, свидетельствуют о закате эпохи светского мировоззрения в нашей стране:

«Кое-кто забеспокоился, потому что светскость проигрывает спор. Общество потребления скоро заканчивается, а время секуляризации (светского мировоззрения — прим. «Ленты.ру») уже закончилось. Так что если вы не хотите тотального конфликта, придется договариваться! Такая возможность сейчас есть: предоставьте право решать, как одеваться детям, школе или региону. Причем даже в государственной школе дети сегодня должны обучаться в соответствии с мировоззрением, которое дают им в семье. Для верующего человека нормы, данные Богом, — самые главные в жизни», — считает протоиерей.

По мнению представителей мусульманского духовенства, за последние 70 лет Россия прошла долгий путь, полный отрицания веры, и теперь необходимо вернуться к традициям, в том числе и религиозным. Это касается не только приверженцев ислама, но также и христиан, и иудеев.

«Если проблема переходит в трудноразрешимую стадию, то возможно распространение давно нам знакомой и проверенной практикой традиции лицеев, гимназий и школ по гендерному принципу, то есть отдельные школы для девочек и отдельные школы для мальчиков. Такая традиция была и в дореволюционной России, в СССР, и на современном этапе развития нашей страны это не экзотика. Подобная практика абсолютно не противоречит светскому характеру образования», — говорит муфтий ДУМ Москвы Альбир Крганов.

Таким образом, вслед за разбивкой классов по группам, изучающим ту или иную религиоведческую дисциплину (по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), прозвучало предложение разделить классы и по форме одежды учащихся, принадлежащих к той или иной конфессии. К примеру, ввести в средних общеобразовательных учреждениях два варианта школьной формы для девочек — с хиджабом и без.

Однако муфтий Крганов, говоря о гимназическом обучении в дореволюционной России, не уточнил, что в то время совместное обучение мусульман и детей других конфессий не практиковалось. «В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. ...Так, на личные средства императора содержались школы для крещеных татар города Казань», — читаем в монографии историка Петра Мультатули «Николай II и мусульмане».

В любом случае очевидно, что решением Верховного суда РФ дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, теперь она может развернуться с новой силой.

Источник: http://lenta.ru

Примечательные публикации на тему "Мода и стиль в возрасте мудрости"

...И много других публикаций на эту тему

  • Расскажите об этом своим друзьям!