ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Бортник – Высоцкий: дружба сквозь время

Изменить размер шрифта

Бывают такие семьи, где чтение – изначальная большая любовь. В таких семьях ребёнок ощущает эту любовь и принимает её.

Бортник – Высоцкий: дружба сквозь время

Именно так вышло у великого рус­ского актёра Ивана Сергеевича Борт­ника, чей отец работал заместителем главного редактора Гослитиздата. Сер­гей Бортник не только присутствовал на знаменитом диспуте между Мая­ковским и Есениным, но и был лично знаком с многими классиками русской литературы, в том числе с Пастерна­ком и Ахматовой. Сам Иван Бортник был одним из ближайших друзей ещё одного поэта, чьи строки ушли в народ, да так там и остались, – Владимира Высоцкого. А уж разбирался в литера­туре Иван Сергеевич покруче некото­рых маститых литераторов и критиков. Поэтому неудивительно и даже симво­лично, что выставка «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу...», посвящённая дружбе и творчеству двух этих арти­стов, открылась не где-нибудь, а в музее великого русского поэта Сергея Есени­на, точнее, в «Есенин-центре», располо­женном в переулке Чернышевского.

В день открытия там было не про­толкнуться. Как верно заметил куратор выставки, её идейный вдохновитель, художественный руководитель есенин­ского музея Влад Маленко: «Столько людей «Есенин-центр» ещё не видел. Сегодня здесь той самой «Таганки» гораздо больше, чем на самой Таганке».

Маленко, кстати, сам выходец с Таганки, неспроста патронирует эту экспозицию – он был дружен с Борт­ником более 20 лет. В этом году Ивану Сергеевичу исполнилось бы 80, но он, увы, в январе покинул нас, не дожив всего трёх с половиной месяцев до сво­его юбилея. И уже весной возникла идея создать выставку, посвящённую двум прославленным артистам – Бортнику и Высоцкому. Именно Бортнику Влади­мир Семёнович посвятил свою знамени­тую песню «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу...». В столице Франции, к слову, они побывали вместе во время гастро­лей Театра на Таганке. Потом Бортник рассказывал, что они с Высоцким вели там исключительно ночной образ жиз­ни. И вот тема дружбы, которой рас­стояния не помеха, и стала лейтмоти­вом выставки. На ней представлены оригиналы писем Высоцкого Бортнику из Испании, Франции, Мексики, про­читав которые буквально чувствуешь тепло, которым были наполнены взаи­моотношения этих двух людей. И вод­ка, которую некоторые так упорно ста­вят в основу дружбы между Бортником и Высоцким, тут абсолютно ни при чём. Чушь невежд, да и только.

Помимо писем и автографов Высоц­кого на выставке представлены редкие и даже уникальные фото из архива Бортника, относящиеся и к его личной жизни, и к творчеству в театре и кино. Многие помнят его как Промокашку из «Места встречи изменить нельзя», хотя Бортник был без преувеличения актё­ром гениальным. Это признавали все его современники. Недаром Смокту­новский говорил Эфросу, назначенному в Театр на Таганке во время эмиграции Любимова: «Вы приходите в театр, где служит великий русский артист – Иван Бортник». Были, конечно, и другие роли в кино: «Родня», «Иван да Марья», «Антикиллер». Но самой своей любимой киноработой Иван Сергеевич называл фильм «Зеркало для героя», снятый Хотиненко.

Театральные и кинороли Бортника отражены в фотографиях, программ­ках, афишах, которые представлены в экспозиции. Настоящее сокровище выставки – автограф стихотворения Анны Ахматовой. Его поэтесса подари­ла отцу Ивана Бортника.

Атмосфера здесь очень напоминает Театр на Таганке ещё того, любимов­ского периода, с молодыми Золотухи­ным, Губенко, Славиной, Желдиным, Филатовым, Дыховичным и, собствен­но, героями экспозиции. За эту магию, безусловно, нужно благодарить худож­ника выставки Сергея Попова. Благо­даря его мастерству обычное музейное пространство пропиталось духом друго­го времени, другой эпохи, но настолько яркой, что ей нельзя не верить.

 

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!