Встречи с Бажовым |
Александр Ведров, лауреат премии памяти П. П. Бажова «Новый сказ», член Российского и Интернационального союзов писателей |
19 Августа 2022 г. |
Недавно в Екатеринбурге были подведены итоги международного литературного конкурса «Новый сказ», посвященного памяти знаменитого уральского писателя П. П. Бажова. Наш земляк и внештатный автор газеты «Мои года» Александр Ведров стал одним из победителей этого конкурса. Он награжден дипломом лауреата II степени «Выдающийся литературный мастер» в номинации «Проза» за исторический роман «Муравьев-Амурский, преобразователь Востока». По приезде с Урала мы попросили Александра Петровича рассказать о том, как проходил этот конкурс, какие встречи ожидали нашего земляка на его малой родине... Премия «Новый сказ» была учреждена Интернациональным союзом писателей (ИСП) в 2019 году, но имя уральского писателя в мировой литературной сфере оказалось настолько значимым и притягательным, что ныне в оргкомитет премии поступило беспрецедентное количество заявок – свыше трех с половиной тысяч! География претендентов охватила не только бескрайнюю Россию, но и обширное зарубежье, всего свыше двадцати стран. Почетным гостем фестиваля был председатель Общественной палаты Донецкой Народной Республики А. Кофман. Премия получила статус евразийской, стало быть, международной, а конкурс премии организован при поддержке администрации Свердловской области и Екатеринбурга. Меня, уроженца Урала, и без писательской оказии тянуло на родину, где прошли детские, школьные и студенческие годы. Для нас, советских школьников, произведения Аркадия Гайдара и Павла Бажова были первым пособием не только по учебной программе школы-семилетки молодого города Свердловск-44, ныне – Новоуральска, но и служили светочем того прекрасного далека, которого так недоставало в трудные послевоенные годы. Этих авторов мы читали много и с удовольствием, проникаясь духом чести, дружбы и добродетели. Вспомнился литературный вечер, посвященный творчеству Бажова, по программе которого мы, ученики средних классов, должны были написать былины. Былинные сказители из нас вышли неважные, зато группа оформителей подготовила шикарный иллюстрированный альбом по мотивам бажовских сказов, украшенный металлическим оттиском писателя. Его изображение было «позолочено» пудрой, напиленной с медали отца-фронтовика одного из учеников. Мы, маленькие почитатели большого таланта, тогда еще не знали, что автор любимой «Малахитовой шкатулки» удостоен Сталинской премии. Не знали и того, что всего-то за два года до проведения вечера Павла Петровича не стало в живых. Для нас он оставался живущим на страницах его изумительных сказов. И вот Екатеринбург, один из крупнейших город России, стоящий на малой реке Исети, точнее, на ее истоке. Столица Урала в очередной раз поразила меня богатырским размахом преобразований. Город раздался, возвысился новостройками, облагородился и помолодел. Местом сбора был назначен Дом писателей, что на улице Пушкина. Участники фестиваля разместились в небольшом уютном кабинете на три окна, в котором когда-то работал не кто иной, а сам Бажов, возглавлявший с 1940 года Свердловскую писательскую организацию. Вот так сюрприз! Собравшиеся литераторы внутренне подтянулись, ощущая ответственность перед памятью мастера словесности, – а все ли они сделали, чтобы приблизиться к требованиям, предъявляемым к претендентам на присуждение премии его имени? Из Екатеринбурга – в Полевской, на родину писателя. Радушию хозяев, казалось, не было предела. Местом расположения город обязан залежам медных и железных руд, разработка которых началась триста лет назад. Город буквально живет памятью о знаменитом земляке – всюду портреты, плакаты, баннеры и скульптуры героев «Малахитовой шкатулки». На центральной улице – величественный памятник, изготовленный из карельского розового гранита. Неудивительно, что бажовский фестиваль, собравший литераторов со всех концов России, стал апофеозом признательности великому сказителю. Преддверием заводской музейной экспозиции служит Спасо-Преображенская часовня, удивительно изящная конструкция, полностью исполненная из металла. Ее голубизна гармонично сливается с небесной синевой, а золотистые переплетения ажурных фрагментов светло и радостно переливаются в солнечных бликах. Перед великолепным творением уральских мастеров Эйфелева башня имеет лишь одно преимущество – высоту. ...В конце XVIII века в Полевском открылась добыча и обработка малахита, полудрагоценного камня зеленых расцветок, в которых рисунки причудливых концентрированных узоров играют голубыми, бирюзовыми и изумрудными оттенками. Встречаются и черно-зеленые окрасы. С открытием Гумешевского (Полевской) и Медногорского (Нижний Тагил) месторождений в России начался «малахитовый бум». Крупный экземпляр полевского малахита редкой красоты был нижайше преподнесен Екатерине Великой. Мастера ювелирных дел из податливого камня изготовляли кольца и броши, кулоны и бусы, всего не перечислить. В декоративном творчестве любителей прекрасных изделий радовали вазы, статуэтки и шкатулки. В качестве поделочного материала малахит и сегодня украшает лучшие залы Эрмитажа и других центров культуры мирового значения. Со временем уральские запасы малахита были исчерпаны, эпоха Хозяйки Медной горы и Данилы-мастера обратилась в легенду, а Павел Бажов, воспевший эту сказочную эпоху, остался единственным и неповторимым сказителем подземной кладовой уникальных уральских сокровищ. Малахитовое царство широко и красочно представлено в музее «Малахитовая шкатулка», размещенном во Дворце металлургов. В коллекции музея самая большая в мире шкатулка из малахита, наполненная самоцветами, и более сотни изысканных экспонатов камнерезного и иного прикладного искусства. При входе посетителей встречает Хозяйка Медной горы, а образ Бажова, зорко наблюдающего за пришельцами из новых, неизвестных ему поколений, искусно выполнен в натуральную величину. Он уютно расположился на кресле в уголке музея, приодетый в рубашку-вышиванку под национальный орнамент и придерживающий неизменную трубку во рту... Умная гора – памятник природы Свердловской области, как же было ее не посетить? Гора высится в четырехстах метрах над уровнем моря, с вершины которой открывается великолепный вид на город и далее куда-то в вечность, к горизонту земли. Здесь, у подножия горы, аборигены еще до новой эры добывали медную руду, а на вершине действовало строго охраняемое от соседних племен некое подобие медеплавильного завода. Сюда, на Думную гору, когда-то сбегались полевские мальчишки, а с ними и Павлик Бажов, послушать местного жителя, старого шахтера Василия Хмелинина, который наговаривал им народные премудрости и предания о мистических обитателях Медной горы и других окрестных мест. В сказах Бажова он объявился прототипом дедушки Слышко. Позже народные поверья и обычаи, уральский фольклор стали писателю источником вдохновения в создании образов сборника «Малахитовая шкатулка», действие многих его сказов происходило в полевских местах. В 1929 году, в десятую годовщину изгнания с Урала колчаковских войск, на Думной горе был воздвигнут памятник героям Гражданской войны. Бажов и сам был убежденным ленинцем и сторонником революционных преобразований. За участие в революции 1905 года он был арестован, а в годы Гражданской войны работал в подполье, затем стал политработником Красной армии, активным организатором партизанского движения под Омском и становления советской власти на Алтае. Дважды находился в плену белых под угрозой неминуемой расправы, избежав ее благодаря счастливым стечениям обстоятельств. В тридцатых годах журналист Павел Бажов опубликовал несколько статей и книг о боевых подвигах 29-й Камышловской дивизии и трудовой доблести коллектива крупнейшего в Европе Краснокамского целлюлозно-бумажного комбината, но так случилось, что в ходе политических репрессий командиры дивизии были расстреляны, а часть руководящих и рядовых работников комбината арестована. Бажов был подвергнут гонениям и притеснениям как пособник врагов народа. Его дважды исключали из партии, членом которой он состоял с 1918 года, лишили должностей, вынудив вместе с большой семьей влачить более чем скромное существование в Камышлове на средства с огорода. Отреченный от политической и служебной деятельности, Павел Петрович обратил свой проницательный взор к вечным ценностям. Под заскорузлым коконом большевистского журналиста уже созрел писатель мирового уровня. Он познал величие свободно парящего духа и стал работать на века... Предварительное оглашение итогов конкурса «Новый сказ» было осуществлено в Полевском, а окончательное – в Екатеринбурге. Рукопись же моего исторического романа «Муравьев-Амурский, преобразователь Востока», была отмечена, как уже говорилось, премией лауреата 2-й степени, и эту высокую награду, прежде всего, я отношу в заслугу главного героя произведения, богато одаренного талантами военачальника, управленца и дипломата, раздвинувшего восточные окраины России на громадные территории с широким выходом на Тихий океан. Заслуги графа Н. Н. Муравьева-Амурского перед Россией неоценимы. Находясь на протяжении тринадцати лет в должности генерал-губернатора Восточной Сибири, он не только присоединил лучшие дальневосточные земли, но и неузнаваемо преобразовал дикий пустынный край. Его по праву называли сибирским Петром I. Мне же, как автору, оставалось лишь отразить величие и яркую личность этого выдающегося государственного деятеля.
|
|
|