Уравнение неравенства |
Юрий ПРОНИН |
01 Марта 2025 г. |
Почему тарифы на электроэнергию в Иркутской области должны быть ниже, чем в других регионах. Постановление правительства РФ, которое 20 февраля подписал премьер Михаил Мишустин, в 1,8 раза повышает верхнюю границу основных тарифных диапазонов, по которым вводится дифференцированная (повышенная) оплата для домохозяйств, использующих электроотопление. Тем самым в Иркутской области сохраняются самые низкие в стране тарифы для большинства потребителей – физических лиц. При этом под установленную льготу подпадают не только дома в населенных пунктах, но и в садоводствах, а порядок оформления необходимых документов для получения льготы упрощается. Кроме того, повышающий коэффициент действует уже с 1 января, и поэтому те, кто уже заплатил по завышенной шкале, могут произвести перерасчет. Эти решения наиболее актуальны для индивидуального жилья без центрального отопления – больше всего таких домов в Иркутском районе. Безусловно, ключевую роль в принятии такого решения сыграли губернатор Игорь Кобзев и областное правительство. Не остались в стороне Законодательное собрание Прибайкалья и представители Иркутской области в Государственной думе и Совете Федерации. Однако успокоиться и расслабиться было бы неправильно. Цифры, которые указаны в постановлении, можно – при желании и умении – потихоньку, «без шума и пыли» сдвинуть в худшую сторону другим постановлением. Или – а то и параллельно – повышать базовые тарифы ускоренными темпами (в том числе для многоквартирных домов в крупных городах), что, собственно, и происходит из года в год. Так что не время почивать на лаврах и терять бдительность. А что же противники энергетических льгот для Иркутской области? Их главный лозунг – равенство для всех регионов. Сейчас, после правительственного постановления, сторонники «энергетического равенства» поутихли. Но, не исключено, лишь на некоторое время. Накануне правительственного постановления многие представители энергетического и, скажем так, энергоемкого комплекса, включая опытных пропагандистов-пиарщиков, напирали на то, что ГЭС Ангарского каскада строила вся страна, а потому льгот у иркутян быть не должно. Настойчивость в проведении этого тезиса, а также, как уже сказано, возможное продолжение борьбы за энерготарифы, делает уместными разъяснения на этот счет, даже если они звучали раньше, причем много раз. Вначале, для разминки, – довольно слабый аргумент. «Вся страна», – это в том числе (и числе немалом) жители Прибайкалья. Причем, в основном, не из Иркутска, а из сельской местности, рабочих поселков, малых городов. Да и очень многие из приезжих остались жить здесь и по полной программе вкусили не только плюсы, но и минусы появления ГЭС Ангарского каскада и сопутствующих ему производств. Теперь главные аргументы – об этих самых минусах. Прежде всего, строительство трех (а теперь уже и четырех) гидростанций привело к созданию огромных водохранилищ – прежде всего Братского, и затоплению сотен тысяч гектаров сельскохозяйственных и лесных угодий (включая плодородную пашню и строевой лес), более трехсот сел и деревень. Это, в свою очередь, привело – не сразу, а постепенно, неуклонно, вплоть до наших дней – не только к экономическим потерям, но и к изменениям климата, включая разноплановое влияние на озеро Байкал. Во-вторых, Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС стали основой для строительства в Прибайкалье гигантов цветной металлургии, лесохимии, нефтехимии и «просто» химии. Их губительное воздействие на здоровье местных жителей продолжается уже нескольких поколений. Широкое распространение серьезных заболеваний, в том числе онкологических, – прямое следствие промышленной, а изначально энергетической революции в Иркутской области. Да, за прошедшее время благодаря внедрению современных технологий вредное воздействие на окружающую среду (и на людей, и, опять же, на климат) несколько уменьшилось, но не исчезло. И к тому же, куда деть то, что уже наворочено? Наконец, вопрос о газификации. В отличие от большинства регионов страны, основа для отопления в Прибайкалье – уголь и электроэнергия. При этом есть богатейшие месторождения голубого топлива, прежде всего Ковыктинское. Но тут как в песне про белого бычка: много лет Газпром кормит Иркутскую область программами, концепциями, схемами газификации. А самой газификации, по большому счету, до сих пор нет. Говорят, невыгодно. Так бывает: на международно-«вкусные» и пропагандистско-завлекательные проекты средства есть, а для социальной поддержки крупного региона, имеющего крупные проблемы в энергетической сфере, – нет. А если бы нашлись, то проблему энерготарифов удалось бы существенно смягчить. Поэтому, как ни крути, у жителей Иркутской области есть полное право на более низкие, чем в других регионах, энерготарифы. И это как минимум. А по-хорошему, их нужно заморозить в Прибайкалье хотя бы на два-три ближайших года. Прибыли большинства крупных производств (прежде всего в цветной металлургии) позволяют сохранить и даже увеличить перекрестное субсидирование энерготарифов для населения. Есть ли другой способ уравнять энерготарифы в Иркутской области, не нарушив принцип социальной справедливости? Да, можно, как говорится, зайти с другого конца. Например, одномоментно уравнять уровень жизни Иркутской области и Москвы. С какой стати столица жирует? Неужели в московском подземелье имеется месторождение нефти или газа? Разве недалеко от Кремля работают алюминиевые заводы? Так что если уравнять, скажем, пенсии (а это значит, докинуть каждому тысяч по 30 ежемесячно – именно такова надбавка московскому пенсионеру за счет городского бюджета сверх обычных, «иркутских» выплат), а также многое другое, то, наверное, такими же могут быть и энерготарифы. Причем, повторюсь, уравнять не когда-нибудь, не в «светлом будущем», а точно в те же сроки, что и уравнять энерготарифы. С порога ясно, что сейчас это не получится. Поэтому и тарифы в Иркутской области должны быть ниже, чем в среднем по России, ниже – и заметно ниже, – чем в большинстве других регионов.
Тэги: |