НА КАЛЕНДАРЕ

Живое дело

Оксана ГОРДЕЕВА   
17 Июля 2020 г.

Сегодня мы расскажем о людях, получивших премию и звание «Лучший учитель».

Неповторимая, невозвратимая пора детства! Каждый из нас в течение жизни время от времени возвращается в это чистое начало. И как же важно, чтобы в это время становления души и человеческой личности рядом с ребенком оказался добрый, умный и внимательный взрослый. Эти люди своей работой доказали: они – самые лучшие спутники детей! Они – именно те добрые, знающие и чуткие сердца, рядом с которыми дети раскрывают все свои таланты. Педагоги, получившие звание «Лучший учитель» и федеральную премию Министерства просвещения РФ, раскроют нам свои секреты. Расскажут, как любить детей, как помогать им, как сделать их жизнь интересной и полной радостных событий. Победителями регионального этапа конкурса стали учителя из Оёка и Братска, Ангарска и Усть-Илимска, Иркутска и Черемхово.

«Как здорово у вас учиться!»

Село Оёк находится не так уж далеко от Иркутска: всего тридцать шесть километров по трассе. По современным меркам – рукой подать! Но все-таки здесь течет совершенно иная жизнь: поражает размеренный темп сельской местности, прозрачный и чистый воздух, бескрайние поля и леса. И почтительное, оставшееся здесь с советских времен, отношение к учителю как к самому уважаемому на селе человеку. Оёкская средняя школа славится своими выпускниками и хорошим педагогическим коллективом. В июне победителем регионального этапа федерального конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности стала учитель начальных классов Светлана Николаевна КурЕгова.

В федеральном конкурсе участвовали сотни учителей, и победить было нелегко. Но человеку, который всю свою жизнь посвящает детям, рассказать о своей работе не составило труда. Светлана Николаевна делится с нами радостными мгновениями, которые выпадают на долю учителя в сельской школе:

– Я узнала о том, что получила премию, одновременно с известием, что мои ребята тоже стали победителями в конкурсе чтецов «Живое слово», посвященном 75-летию Великой Победы. Из восьми детей, ставших лауреатами конкурса чтецов в нашей Оёкской средней школе, четверо – из моего 2-го «В»! Дарья Вороненко, Максим Ботонов, Виктория Валькова, Екатерина Склянова. Это такая большая радость для учителя! Победителем в этом конкурсе стала моя ученица Дарья Вороненко. Она заняла первое место, прочитав стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!». Дарья занимается в театральной студии, которую ведет Людмила Васильевна Кондратьева. Людмила Васильевна долго и тщательно работала с моими ребятами над каждым текстом. Интонация, поворот головы, каждый жест – все это она поставила, очень большая ее заслуга в победе моих ребят.

Когда я слушала чтение своих детей, у меня слезы на глаза наворачивались!

В марте у нас был конкурс «Мисс Веснянка». И там стала победительницей Виктория Валькова. У нее мама увлекается шитьем, это ее хобби. Она купила зеленую прозрачную органзу и сшила великолепное бальное платье с пышной юбкой. Потом подобрала искусственные цветы в тон платья и расшила юбку ромашками! Прическу Вики она тоже украсила белыми цветами. Получился такой романтичный образ Девочки-Весны. Но красивое платье – это еще не все, что нужно для победы. Вика на конкурсе исполняла песню «Мамина принцесса», причем спела на профессиональном уровне, потому что Вика ходит на занятия вокалом в наш Дом культуры «Оберег». Готовила блюдо. Участвовала в дефиле. Мы с ребятами подготовили «кричалки» и поддерживали нашу Вику как могли. И она стала абсолютной победительницей!

Мои дети, кроме учебы, все чем-то увлекаются. Мальчики играют в футбол, занимаются гиревым спортом, рукопашным боем и другими видами борьбы. Девочки ходят на вокал, рисуют, ставят спектакли в театральной студии, посещают студию хореографии. Все наши второклассники чем-то увлекаются! Бывает, что к нам в школу переводят детей из городских школ, родители которых, купив дом, переезжают в Оёк. И почти все они, по прошествии какого-то времени, говорят мне:

– Как здорово у вас учиться! Наши дети просто в восторге от вашего класса и от школы. В городе отучился, отсидел свои уроки, и все – иди домой. А у вас всегда какие-то праздники, так много секций для детей!

Это действительно так. Мы уже привыкли к тому, что жизнь у нас в школе бьёт ключом. Например, весной и осенью мы в школе устраиваем ярмарки. Осенью в хорошую погоду мы выставляем столы в школьном дворе. Дети с родителями стряпают пироги, приносят домашние варенья. Но в этом году дети провели такой анализ, что лучше всего продается, что пользуется спросом у одноклассников. И придумали сделать своими руками лизуны – такая игрушка-антистресс, которую приятно держать в руках. Они взяли воздушные шарики и наполнили их крахмалом. Эти игрушки разошлись просто на ура! Девочки из бисера наплели фенечки, браслеты и брелоки. Другие придумали к простым резиночкам для волос пришить атласные бантики. В общем, на осенней ярмарке ребята продали своих поделок на семь тысяч рублей. Эти деньги ушли в фонд класса, мы заменили полы, купили новый линолеум.

А еще мы сделали книжку – «Дружные ребята 2-го «В». Печатали ее в Москве. Обложка – цветная, глянцевая, а в самой книге – 62 страницы. Все содержание написали сами ребята. Кто-то рассказал, как наш класс занимается спортом, кто-то – о ярмарке, кто-то – о конкурсе чтецов, кто-то о том, как мы всем классом ездили в музей «Тальцы», другой – о нашем походе в библиотеку. И каждый сочинил «Письмо в будущее» – самому себе. Например, Артем написал: «Здравствуй, Артем! Тебе уже 18 лет. Куда ты будешь поступать, выбрал уже? А в шахматы ты играешь по-прежнему или нет?» Письмо себе, выпускнику. И нарисовал рисунок. Все детские рисунки и сочинения вошли в книгу. Надеюсь, что каждый ребенок будет беречь книгу и сохранит ее до выпускного класса, а мы с родителями постараемся напечатать всем по экземпляру.

«Чтобы уважать народ, надо любить его культуру»

Еще одним победителем регионального этапа федерального конкурса стала преподаватель из Ангарска Ольга Ивановна Овчинникова. Она ведет мировую художественную культуру и еще один интересный предмет – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

– Чтобы уважать другой народ, чтобы любить свою страну, необходимо хорошо знать культуру и обычаи всех народов, которые ее населяют, – говорит Ольга Ивановна. – Я стала руководителем творческой группы учителей нашей школы, мы разработали пособие для пятого класса. Я – соавтор учебника и рабочей тетради по культуре и обычаям Северо-Кавказского федерального округа. Мы рассказываем детям о том, как жили, какие традиции и обычаи соблюдали народы Северного Кавказа. Этот предмет безоценочный, по нему ставится только зачет. Дети рассказывают стихи, пишут рассказы и сказки, сами участвуют в обрядах, которые мы пытаемся воспроизвести на наших уроках.

У народов Северного Кавказа очень интересные традиции семейного воспитания. Например, там существует особый обычай укладывания ребенка в колыбель. Колыбель – это целый мир малыша, поэтому к колыбели подходили очень серьезно. Ее нельзя было выбрасывать, потому что считалось: таким образом сокращается жизнь ребенка. Колыбель выросшего ребенка хранилась в доме на чердаке. Бабушка с дедушкой со стороны отца готовили колыбель из ивовых прутьев. С материнской – шили новорожденному одежду. Причем одежда новорожденного должна была быть без подгибов, из старой и мягкой материи – у черкесов ее называли «мышиной» (ее назначение – не повредить нежную кожу младенца). Чтобы жизнь была долгой, шила эту одежду старая бабушка. Вся постель была вышита, вышивка тоже служила оберегом. Если рождался мальчик, то на крыше дома вывешивался красный флаг. Красный – цвет силы, боевой цвет. А если рождалась девочка, то на крыше появлялся пестрый флаг, чтобы девочка росла красивой, чтобы могла реализовать все свои таланты.

Чтобы сон ребенка был мягким и безмятежным, в колыбель пускали маленького котенка. Чтобы жизнь ребенка сложилась хорошо и гладко, в колыбель клали яйцо.

– Мы с детьми на урок духовно-нравственной культуры приносили колыбель, куклу, яйцо, игрушку – кота, мышь. И проигрывали этот обряд все вместе, – рассказывает Ольга Ивановна.

На уроке учитель рассказывал и об обряде имянаречения. Имя ребенку давали старейшины рода. Они специально собирались в доме, где родители новорожденного готовили для всех угощение. Имя выбирали с учетом традиции: как были названы предки малыша. Но главную роль играл характер младенца: за ним наблюдали, и потом давали ему имя. Имена на Северном Кавказе имели свое сакральное значение: «Утренняя звезда», «Веселые глаза», «Счастливая душа»… Еще один важный обряд в первый год жизни ребенка – выбор профессии. Родителям ребенка дарили подарки и желали: «Пусть ребенок будет полезным!» Чтобы определиться, кем будет малыш во взрослой жизни, вокруг него раскладывали символические предметы: деньги, молоток, пастушью сумку, пилу и так далее. Если ребенок полз к молотку, ему суждено было вырасти кузнецом, к деньгам – купцом и так далее. Главное, каждый ребенок должен был стать нужным человеческому обществу человеком. В этом заключался смысл обряда.

Дети очень полюбили этот урок, с удовольствием играли в игры, которые организовывал учитель, и учились с уважением относиться к народам, населяющим нашу страну.

Пообщавшись с лучшими учителями нашего региона, мы узнали, как много умеют и как много знают наши педагоги. Как повезло детям, которые учатся у таких учителей. Ведь самая главная традиция нашей педагогики – любить детей и помогать каждому ребенку найти свою дорогу в жизни. А конкурсы профессионального мастерства педагогов позволяют найти россыпи жемчужин среди многочисленной армии педагогов. Помочь им состояться и реализовать свои мечты.

– Роль школьного учителя в жизни человека сложно переоценить. Именно поэтому одним из направлений национального проекта «Образование» является развитие конкурсного движения, которое решает ряд важных государственных задач: повышение социального статуса учителей, создание среды профессионального взаимодействия, выявление лучших представителей системы образования. Конкурс дает возможность каждому учителю заявить о своих идеях, замыслах и результатах всему профессиональному сообществу. Мы надеемся, что горизонты, которые открывает конкурсное движение, будут вдохновлять наших учителей, ведь Учитель – это профессия творцов будущего! – считает Инна Сергеевна Пешня, руководитель центра развития инновационного опыта ГАУ ДПО ИРО.

  • Расскажите об этом своим друзьям!