Я, ты, он, она – это наша ВНШа |
Подготовила Светлана КАЛАШНИКОВА |
14 Февраля 2025 г. |
Высшая народная – такое вот название получили школы для людей «серебряного возраста», которые вышли на пенсию и, имея большой жизненный опыт, хотят быть активными, востребованными и находить себе занятия по душе. Первые такие школы возникли давно и за рубежом (в Дании, например, еще в 1844 году) и до сих пор активно действуют. В России первая народная школа открылась в Питере в 1859 году. В советское время они трансформировались в народные университеты и перешли под надзор государства. В постсоветское время в 1998 году началось возрождение народной школы. В Санкт-Петербурге инициатором открытия ВНШ стала Нина Петровна Литвинова, доктор экономических наук, общественный деятель. В Иркутске первая ВНШ открылась при педагогическом университете в 2009 году. Ее создателями стали кандидаты педагогических наук, доценты кафедры социальной педагогики и психологии супруги Ольга Васильевна и Александр Иннокентьевич Гордины. Ольга Васильевна – наша землячка, родилась и выросла в Слюдянке, окончила школу № 50. Я тоже выпускница этой школы, хорошо помню Ольгу. И ее родителей – наших учителей Сомовых. Василий Прохорович учил детей истории и навыкам военного дела, Мария Николаевна вела домоводство. Ольга занималась в Клубе железнодорожников, там была мощная самодеятельность: хореография, вокал, театр, эстрадный оркестр, ВИА. После школы Ольга работала в этом клубе заведующей детским сектором. Потом поступила в Высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде. Окончив ее, получила образование режиссера массовых зрелищ. – После обучения в Питере я была распределена в ДК Усолья-Сибирского, – вспоминает Ольга Васильевна. – Это была замечательная профессиональная школа, и в этом городе, ставшем мне родным, я прожила 23 года. Это были годы работы в ДК, творчество, создание семьи, рождение детей. Именно в ДК мы и познакомились с Сашей. Он выступал у нас как бард, поэт и журналист. Вместе мы создали клуб творческой молодежи. Затем был наш общий с ним новый опыт – создание первого в области педагогического класса, а потом и гимназии. Без отрыва от работы в гимназии я защитила в Питере кандидатскую диссертацию. А в 2002 году меня пригласили работать в Иркутский педагогический университет – там создавалась новая кафедра. А затем и Саша защитился. Так и работаем сейчас на одной кафедре. Я заметила, что мы все и всегда начинали с нуля: начинали первое кабельное телевидение в Усолье, организовали фестиваль авторской песни «БардАК», участвовали в создании первой гимназии, и вот теперь Высшая народная школа. В 2004 году в Питере я познакомилась с Ниной Петровной Литвиновой. Изучила опыт ее народной школы, и мы с мужем решили открыть такую же в Иркутске. Были еще стажировки в ВНШ Дании, Швеции, Финляндии. Этот опыт знать полезно, но у нас все получается по-своему. Если там в центре внимания – индивидуальность (что школа дает мне?), то у нас прежде всего коллектив (что мы можем сделать вместе?). ВНШ у нас в стране не финансируется, это добровольческий проект. Вот уже почти 15 лет все преподаватели в свободное от работы время работают в народной школе на добровольных началах и, замечу, с большим удовольствием. Обучение в ней проходит бесплатно – все построено на высокой мотивации, развитии, получении новых знаний, обретении круга единомышленников. По четвергам в школе проводятся научно-популярные лекции, которые читают ведущие ученые, преподаватели вузов, деятели культуры Иркутска. Тематика лекций очень интересная: «Роль глупца в фольклорных сказках» (читает кандидат филологических наук М. Лапшина), «От чего убежать, чтобы быть здоровым» (народный просветитель О. Ивлева, «Принципы здорового образа жизни» (руководитель Ассоциации «Байкальская федерация скандинавской ходьбы» А. Кудаев). А недавно у нас прошел творческий вечер «Небесный бег», где звучала поэзия, проза, авторская песня в исполнении А. Гордина и И. Темникова. В остальные дни недели идут занятия по интересам – занятия порой ведут сами слушатели школы, как педагоги и кандидаты наук, так и просто творческие личности. В ВНШ более десяти лет работают кружки вязания, бисероплетения, разговорного языка (английский, немецкий, французский), мастерская «ОЧумелые ручки», арт-терапия, танцевальный кружок, «Творческие посиделки», литературный клуб «Родные берега», «Скандинавская северная ходьба», студия кино-, фототворчества «Стоп-кадр», «Живое слово», «Модный сундучок» и другие. В школе создан волонтерский отряд «Неугомонные». Они участвуют в экодесантах на Байкале, в Иркутске, «Тальцах»… С первых дней СВО в поддержку наших воинов слушательницы ВНШ вяжут теплые вещи, плетут маскировочные сети. Это непрерывный «Марафон добра». Школа открывает свои двери в октябре, и занятия ведутся до мая. А в «летние каникулы» – время активных дел: помощь в социальном поселении «Исток», путешествия, экскурсии, работа летней ВНШ в Большом Голоустном, где слушатели проводят обучение и практику будущих вожатых. Теперь такие школы окрылись по всей Иркутской области: в Усолье-Сибирском, Слюдянке, Байкальске, Ангарске, Шелехове, Свирске… А 27 февраля у нас праздник: 16-летие нашей ВНШ. Пожелаем же ей процветания и долгих лет существования! Кстати, учительская династия Сомовых переросла в династию Гординых. Дочь Ольги и Александра Гординых Мария тоже работает преподавателем университета, она кандидат филологических наук. А еще внуки подрастают... Когда наша беседа с Ольгой подходила к концу, она попросила передать привет и слова благодарности своим дорогим наставникам-учителям: Людмиле Павловне Рудых, Нелли Константиновне Концевой, Людмиле Робертовне Поповой, всему коллективу средней школы № 50».
Тэги: |
|
|