ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Вспоминая с теплотой и грустью

Виталий ЧЕРОШНИКОВ, бывший контрабасист городского оркестра народных инструментов 60-х годов, ныне руководитель студии ДДТ № 2 «Репортер»   
30 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

 

С теплотой и с чувством глубокого уважения, как и вся музыкальная общественность нашего города, вспоминаю о Михаиле Семеновиче Гезунгейте. И очень счастлив, что мне представилась возможность знать его и общаться с ним.

Михаил Семенович Гезунгейте

В далеком 1960 году я взял интервью у Михаила Семеновича о рождении городского любительского оркестра русских народных инструментов.

Разговорились. Узнав, что я играл на балалайке и контрабасе во Дворце пионеров, Михаил Семенович сказал: «Вот контрабасист мне и нужен». Так я пришел к нему на репетицию. Познакомился с оркестрантами. Понравилось. Я и теперь горжусь, что был участником этого талантливого коллектива.

В юности Михаил Семенович занимался в оркестре русских народных инструментов во Дворце пионеров и школьников у Константина Александровича Заболоцкого. В годы Великой Отечественной войны получил тяжелое ранение и был комиссован. Победу ковал уже в тылу – на оборонном заводе.

А в 1946 году, став студентом Иркутского государственного университета, активно взялся за создание в этом вузе оркестра русских народных инструментов. Почему? Потому что с детства пристрастился к балалайке. Любовь к ней родилась во дворе, где жил впечатлительный мальчишка, ибо как и всюду, здесь звучали переливы гармони, трели домры, нежные переливы балалайки.

Комитет комсомола ИГУ поддержал инициативу первокурсника. Но денег на инструменты не было. Однако дали добрый совет: «Обратитесь к завхозу, авось старые где-нибудь завалялись». И Михаил обнаружил их на сеновале, где хранились корма для университетских лошадей. Но у балалаек и домр был жалкий вид: деки сломаны, оборваны струны.

Недолго горевал организатор оркестра, ибо вспомнил о Николае Федоровиче Матвееве. Иркутяне называли его местным Страдивари за редкостное умение ремонтировать музыкальные инструменты. И погрузив груду балалаек и домр в повозку, повез их к знаменитому мастеру.

Спустя некоторое время оркестр ИГУ дал первый концерт. Затем Михаил Семенович руководил таким же коллективом во Дворце культуры «Нефтехимик» города Ангарска.

Весной 1960 года в Москве состоялось Всероссийское совещание руководителей оркестров русских народных инструментов, посвященное дальнейшему развитию этого жанра у нас в стране. На этом совещании был и руководитель ангарского городского оркестра народных инструментов.

Вскоре директор областного Дома народного творчества Георгий Люрис предложил Михаилу Семеновичу организовать городской любительский оркестр русских народных инструментов в Иркутске. Михаил Семенович, вспоминая то время, говорил: «Создание коллектива было сопряжено с большими организационными трудностями: нехваткой инструментов, недостатком нотного материала, отсутствием постоянного репетиционного помещения».

А 5 октября 1960 года в газете «Советская молодежь» напечатали мою заметку «Скоро первый концерт». В ней упоминалось, что в этом году зазвучат в Иркутской области сто народных оркестров. И сотым оказался наш любительский оркестр русских народных инструментов. В нем три концертмейстера и главный дирижер – Михаил Гезунгейт.

Первая наша репетиция состоялась еще в сентябре 1960 года. Как сейчас помню: Михаил Семенович с живой искоркой в глазах увлекательно рассказывал о замечательной жизни создателя оркестра русских народных инструментов Василия Андреева, исполнителя-виртуоза на балалайке. Михаил Семенович, как и Василий Васильевич, был пламенным пропагандистом народных инструментов.

Где только ни бывал наш оркестр в те годы: в воинских частях, у лесорубов, у тружеников села. Своей агитбригадой мы охватывали почти все поселки и деревни нашей области. Местное население с нетерпением ждало нашего приезда, с восторгом, например, встречали «Плясовую» иркутского композитора Павла Гоголева, написанную специально для нашего оркестра. Из классики сельчанам больше всего нравилась «Осенняя песня» Чайковского и песня Сольвейг к драме Ибсена «Пер Гюнт» в исполнении солистки Нины Науменко. На бис всегда исполнялась и итальянская народная песня «Ласточка». А как тепло встречали селяне наших солистов – Леонида Пащенко (тенор) и Владимира Глушкова (бас).

Нам, тогда еще юным оркестрантам, просто несказанно повезло: в оркестре с нами были талантливые инструменталисты – Леонид Каменский, Павел Можаров, Всеволод Чусов и другие. Общение с ними воспитывало в нас чувство любви к русской народной и классической музыке, стремление стараться играть так, как они.

В оркестре создавались и свои произведения: солист Леонид Пащенко написал на слова руководителя Михаила Гезунгейта песни о нашей малой родине: «Сказ об Иркутске», «Баллада о Байкале», «Где б я только ни был», «Сибиряк-партизан». Иркутский композитор Павел Гоголев создал для оркестра сюиту «Сельские эскизы», написанную на материалах сибирского фольклора. Множество оригинальных обработок сделали для оркестра его участники Всеволод Чусов и Евгений Медведев.

Только с 1960 по 1975 год нами на селе было дано свыше 400 концертов, а всего их было исполнено свыше 750. Вот такой творческий запал был у Михаила Семеновича и его соратников в сфере народного искусства.

Михаил Семенович был требовательным, но и очень гуманным, общительным и жизнерадостным человеком. Он знал многих, и многие знали его. Помню, в последних числах декабря 1962 года в Новосибирске состоялась творческая конференция руководителей оркестров народных инструментов. Присутствовал на ней и дирижер нашего городского оркестра.

Михаил Семенович пригласил побывать в нашем городе заслуженного деятеля искусств РСФСР И. М. Гуляева.

И Иван Матвеевич приехал к нам уже в январе 1963 года. Он знакомился с музыкальной жизнью нашего города, побывал и у нас на репетиции. Под его управлением наш оркестр исполнил два произведения: «Музыкальный момент» Шуберта и «Шведскую мелодию» Свендсена. Иван Матвеевич очень тепло отозвался о солистах Леониде Пащенко и Нине Науменко. А после репетиции еще долго рассказывал нам о коллективах народных инструментов, их творчестве.

Подобных творческих встреч у нас было много. Михаил Семенович развивал в нас чувство прекрасного, учил правильно воспринимать музыкальные произведения, формировал в нас творческий потенциал, столь необходимый в нашей профессии.

…Сейчас из тех оркестрантов 60-х остались лишь единицы. Но и я, и Володя Кудрявцев, руководитель оркестра Дворца детского и юношеского творчества, и Толя Сливин, ныне пенсионер, и бывший собкор АПН и автор пьесы о Колчаке Сергей Остроумов еще при его жизни всегда с теплотой и грустью вспоминали то наше прекрасное время, когда мы, совсем еще юные, брали инструменты, а Михаил Семенович спокойно, с улыбкой глядя на нас, возглашал: «Ну-с, что, начнем…».

  • Расскажите об этом своим друзьям!