Все для фронта! все для победы! |
Подготовил Николай ЛАПТЕВ, доктор исторических наук |
24 Января 2025 г. |
Перестройка работы железнодорожников на военный лад (предлагаем читателям серию очерков о работе Восточно-Сибирской магистрали в годы Великой Отечественной войны и участии железнодорожников в боях). Победа в этой войне – ярчайшая глава в героической истории нашей Отчизны! Путь к Победе пролегал через ожесточенные и кровопролитные сражения на фронте, ее рождал неустанный труд в советском тылу. История не знала такого примера самоотверженной борьбы за свободу и независимость Отечества. Многие славные страницы в летопись Великой Отечественной войны вписали и железнодорожники ВСЖД. Только в июле 1941 года свыше 7 тысяч железнодорожников подали заявления с просьбой отправить их на фронт. Иногда их подавали целыми семьями. Например, на ст. Нижнеудинск с такими заявлениями обратились отец и три сына Куимовы. На фронт ушли десятки тысяч железнодорожников. Значительная их часть была зачислена в специальные формирования для фронтовых и прифронтовых железных дорог. На тыловые дороги, каковой являлась ВСЖД, легли ответственные перевозки военных и промышленных грузов, в рекордно короткий срок был введен график военного времени. Труженики дороги стали работать под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!». И великие дела железнодорожников стали нормой. Вот данные: «Коллектив рессорно-кузнечного цеха Иркутского вагонного депо, руководил которым В. Измайлов, в августе 1941 года выполнил задание на 358 %, а в сентябре – на 514 %. Сварочного цеха этого же депо – на 468 и 526 %. Многие коллективы цехов перешли на выпуск военной продукции – мин, снарядов, гранат, ящиков для боеприпасов, лыж… Помимо перевозки в начале войны по приказу Наркома путей сообщения был выполнен огромный объем работ по эвакуации в тыл предприятий. Во второй половине 1941 года на магистрали «столкнулись» два потока: эшелоны к фронту и с эвакуированными грузами на Восток. Выгрузка таких грузов проходила зачастую в открытом поле. С грузами не справлялись, и на дороге были введены общественные разгрузочные бригады. В них привлекались работники дороги, свободные от смен, и население. И ВСЖД не вышла из ритма работы, а план перевозок был значительно перевыполнен. К осени 1941 года с запада начали прибывать санитарные поезда. Только за первые полгода войны на ВСЖД прибыло 52 таких поезда. Их нужно было не только принять, но и помочь в размещении раненых. Под госпитали занимали помещения железной дороги. Перевод всей работы дороги на военный лад осложнялся и другими трудностями. В первый период войны сюда почти не поступали новые паровозы, вагоны, иное оборудование, и приходилось максимально использовать внутренние резервы, экономить топливо, материалы, запчасти, производить ремонт подвижного состава своими силами. Так, труженики ВСЖД в зиму 1941–42 годов своими силами отремонтировали 75 % паровозов и вагонов. Из-за трудности с металлом многие коллективы депо создавали собственные литейные цеха, экономя топливо, использовали уголь «своих» шахт, дрова, а иногда и опилки, хворост и камыш. У станции Гусиное озеро добывали 400 тонн угля в сутки, на Черемховском и Зиминском узлах открытым способом ежесуточно брали 350–400 тонн угля, которые использовались для паровозов и литейных цехов. В поиск внутренних резервов включались все службы, изготовляли новые и ремонтировали старые детали, инструменты, шпалы, стрелки, оборудование связи. Это еще и позволяло сберечь госсредства. Только за 1942 год на ВСЖД было сэкономлено свыше 10 млн рублей. Паровозные бригады, подхватив предвоенный почин машиниста Новосибирского депо Н. А. Лунина, стали производить ремонт локомотивов своими силами. В июле 1941 года на ВСЖД было 320 лунинских паровозных бригад, а к январю 1943 года их стало более 400. В начале войны по-лунински стали работать не только локомотивные бригады, но и железнодорожники всех основных профессий. Далеко за пределами ВСЖД были известны имена машинистов И. Василенко (Зима), А. Шибунина (Слюдянка), В. Шишкина (Нижнеудинск). Ремонт паровозов в самих депо имело в военное время особое значение. Железные дороги, открыв литейные цехи, значительно сократили заявки на централизованные поставки металлов и запасных частей, освободили заводы от своих заказов и способствовали увеличению военного производства непосредственно для нужд фронта. Анализ работы Восточно-Сибирской железной дороги в первый период войны показывает, что колоссальные трудности хотя и осложнили ее функциональную способность, но парализовать ее не смогли. Благодаря глубокому патриотизму, сверхнапряженному труду десятков тысяч железнодорожников была обеспечена надежная связь между фронтом и тылом и беспрерывное снабжение сырьем оборонной промышленности. Решение кадровых проблем в условиях военного времениВ связи с уходом в Красную армию и на фронтовые магистрали десятков тысяч железнодорожников на ВСЖД очень обострилась кадровая проблема. Основным источником пополнения кадров на дороге стали женщины, подростки и пенсионеры. Подготовка новых кадров стала одной из главных государственных задач. «Все средства, – отмечалось в передовой статье газеты «Правда» от 20 августа 1941 года, – направить на подготовку кадров военного времени, весь богатый опыт нашей индустрии, образование технических кадров и их разносторонний опыт, все должно быть использовано в обучении сотен тысяч новых рабочих и работниц». На железнодорожном транспорте страны подготовка новых кадров началась с первых дней войны. Уже в июле 1941 года Политуправление Наркомата путей сообщения приняло постановление «Об организации обучения женщин и подростков и вовлечении их на транспорт». В нем особо подчеркивалось, что политотделы дорог должны в срочном порядке развернуть массово-политическую работу среди жен и других членов семей железнодорожников для привлечения их на транспорт. Эти и другие меры дали хорошие результаты! Тысячи жен и дочерей железнодорожников встали к станкам, начали осваивать профессии слесарей, токарей, а также машинистов паровозов, кочегаров, кондукторов, путевых рабочих и путевых обходчиков. За первый год войны на ВСЖД пришло 6 тысяч женщин. Многие женщины осваивали по нескольку профессий. На ст. Бараты домохозяйка К. Г. Семенова, освоив первоначально профессию стрелочника, затем получила специальность дежурного по станции. Слесарь Ефимова Г. Н. освоила специальность машиниста электростанции. В годы войны женщины овладевали успешно и более сложными профессиями. Так, профессию машиниста паровоза получили Е. Сурмина (депо Иркутск-Сортировочный), М. Лапшина (Зиминское локомотивное депо) и другие. К концу войны многие смены, бригады, околотки были полностью женскими. Особенно большая заслуга принадлежала женщинам в обеспечении санитарного состояния дороги. Они проводили все работы по очистке дорожных зданий и сооружений от грязи и мусора, осуществляли побелку и смазку стрелок, блокпостов и других больших и малых объектов дороги. На всех крупных станциях ВСЖД существовали женсоветы, у которых были свои обязанности. Они осуществляли шефскую помощь в поддержке в надлежащем состоянии молодежных общежитий, ремонтировали одежду, обеспечивали паровозные бригады горячим питанием. Таким образом женщины-железнодорожницы не только работали во всех службах дороги, но и поддерживали дорогу в хорошем санитарном состоянии, проявляли материнскую заботу о молодых железнодорожниках. Большой удельный вес в общем количестве рабочих в условиях войны стала занимать молодежь – подростки 14-17 лет. Чтобы обучить их железнодорожным специальностям, на дорогу были приглашены пенсионеры, самые опытные мастера. Они не только обучали юношей и девушек железнодорожным профессиям, но и передавали как эстафету трудовые и боевые традиции железнодорожников. Шефство опытных рабочих над молодежью сыграло определенную роль в решении кадровой проблемы. Многие ветераны-железнодорожники за годы войны подготовили по несколько десятков молодых рабочих. Например, мастер вагонных мастерских П. Мичурин подготовил за годы войны 30 плотников – обшивщиков вагонов. Мастер Нижнеудинского паровозного депо А. Х. Гребнев обучил профессии слесаря 24 подростка. Всего за годы войны индивидуальным методом было обучено свыше 5 тысяч юношей и девушек. Приток нового пополнения вызвал значительные изменения в возрастном составе железнодорожников. Численность молодежи на магистрали заметно увеличилась по сравнению с довоенным временем. В 1944 году 60 % всех железнодорожников относились к возрастной группе от 15 до 25 лет. Война изменила условия обучения молодых кадров. В большинстве случаев в годы войны молодежь шла туда, где требовались ее руки. Патриотизм ее был очень высок! Например, учащиеся старших классов школ Сталинградской области, еще до знаменитой Сталинградской битвы решили в свободное от учебы время овладеть рабочими профессиями, чтобы заменить тех, кто уходил на фронт. Инициатива старших сталинградских школьников была положительно оценена на самом высоком уровне – в Государственном комитете обороны (ГКО), который предложил распространить ее по всей стране. Наркомат путей сообщения 5 марта 1942 года принял специальное постановление «О почине учащихся школ Сталинградской области», в котором всем коллективам железных дорог предлагалось организовать обучение 8–10 классов железнодорожных школ железнодорожным профессиям. На ВСЖД в десяти школах к июлю 1942 года было подготовлено свыше тысячи токарей, слесарей, телеграфистов, электромонтеров и других специалистов. Практика подготовки молодых железнодорожников из числа старших школьников сохранилась до конца войны. Для оказания практической помощи и осуществления контроля за подготовкой учащихся все железнодорожные школы, а также ж/д училища и школы ФЗО были закреплены за предприятиями дороги. Нужда в молодых обученных железнодорожниках заставляла управление дороги открывать новые училища или их филиалы. Так, 27 марта 1942 года начальник ВСЖД М. П. Сычев издал приказ об открытии на ст. Нижнеудинск, Зима, Улан-Удэ филиалов школ ФЗО для подготовки железнодорожников массовых профессий. Количество ж/д училищ и школ ФЗО на дороге в 1944 году по сравнению с 1940 годом увеличилось в два раза, и за годы войны в них было подготовлено 6297 железнодорожников. Таким образом, привлечение на транспорт женщин, пенсионеров, молодежи, сочетание многих форм и методов обучения новых кадров позволили ослабить нехватку железнодорожников основных профессий. Это способствовало быстрой перестройке работы на военный лад, выполнению заданий по мобилизационным перевозкам и на протяжении всей войны наращиванию темпа работы.
Тэги: |
|
|