Виталий Рогаль: «Пока жив – ни дня без рисунка» |
Подготовила Алина ШАПОШНИКОВА |
14 Февраля 2025 г. |
Виталий Сергеевич Рогаль родился 9 августа 1915 года в селе Снегиревка Киевской области. В 1920-е годы его семью как спецпереселенцев высылают в Сибирь, в поселок Кадуй Нижнеудинского района Иркутской области, и Виталий Сергеевич едет туда вслед за родными. А затем отправляется в Иркутск, где с 1936 по 1941 гг. учится в Иркутском изопедтехникуме у А. И. Вологдина, А. П. Жибинова и А. К. Руденко. В 1941 году молодой художник едет на фронт. Вначале он был отправлен в Забайкалье, а затем, в 1943 году, на Западный фронт в составе 17-й гвардейской Краснознаменной ордена Суворова Духовщино-Хинганской дивизии, входившей в 39-ю армию под командованием генерала Н. Э. Берзарина. Во время нахождения в Чите Виталий Сергеевич пишет картину «Вперед, на Запад!», в которой поставил целью «передать идею борьбы с врагом, свое и всенародное отношение к тем, кто посягнул на нашу свободу, независимость, честь и достоинство, на наше право жить, трудиться и творить». Картина получила всеобщее одобрение, а художник принял решение: «Пока жив – ни дня без рисунка, буду на фронте и бойцом, и художником». Рогаль вырабатывает определенный распорядок дня. «Расписание: подъем в 5 часов утра. Отбой в час ночи. За день делать по 10 набросков. Каждый день зарисовки с натуры – портретные или групповые. Ввиду того, что акварели мало – один акварельный этюд в неделю». Художник участвовал в боях за освобождение Духовщины, Минска, Витебска, Литвы, Кенигсберга. В мае 1945 года его перенаправили с частями Советской армии на Дальний Восток; здесь он принимал участие в переходе через Хинганский перевал. За участие в боях с немецкими и японскими захватчиками Рогаль получил в награду два ордена Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны II степени, боевые медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги». Основная часть набросков и этюдов Виталия Сергеевича периода 1941–1946 гг. сейчас хранится в фондах МБУК «МИГИ им. А. М. Сибирякова»: «Солдат» (1944), «Окраина Кенигсберга» (1945), «Вступление Советской армии в Порт-Артур» (1945). Для фронтовых работ Рогаля характерна некоторая незаконченность. Это объясняется полевыми условиями, в которых приходилось работать. Главным было ухватить и запечатлеть происходящие события в походном дневнике. Наспех набросав увиденное, он стремился передать самое главное – напряженную атмосферу военного времени. Несмотря на все тяготы войны, художнику удалось сохранить позитивное эстетическое восприятие окружающей действительности: «13 мая 1944 года начались радостные солнечные дни, в природе появляется толика тепла и нежности, которых так нам не доставало – ненависть к врагу, казалось, навсегда выжгла все чувства. Но вот увидел впервые самый ранний цветок подснежник, как я любил находить их в Присаянье!..» Виталий Сергеевич был демобилизован в 1946 году. Вернувшись в Иркутск, он возглавил Иркутскую областную организацию СХ РСФСР. Послевоенный период творчества отмечен активной выставочной деятельностью: он участвует в межобластных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках и персональных. Вместе с другими художниками-ветеранами Рогаль принимает участие в выставках художников-фронтовиков. За общественную и творческую работу В. С. Рогаль отмечен званиями «Народный художник России», «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Почетный гражданин города Иркутска». В 2004 году художника не стало. Но остался тот неизмеримый вклад, который он внес в развитие искусства нашего региона, богатейшее творческое наследие, которое еще предстоит изучать. Значительная часть картин В. С. Рогаля находится в коллекции Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева. Среди них такие работы, как «На Иркуте» (1948), «Покорение Ангары» (1957), «Осень на Аршане» (1960). В них виден поиск художника, его стремление к точной передаче действительности, внимательное отношение к природе. В одном из фронтовых дневников Виталия Сергеевича есть запись, которая, отражает занимаемую им в искусстве позицию: «Быть истинным художником – это значит быть счастливейшим человеком. Никто не видит и не чувствует такого в природе, как он. Он может передать свое состояние другим и заставить их видеть и чувствовать своими глазами, своим сердцем».
Тэги: |