НА КАЛЕНДАРЕ

Виталий Рогаль: «Пока жив – ни дня без рисунка»

Подготовила Алина ШАПОШНИКОВА   
14 Февраля 2025 г.

Виталий Сергеевич Рогаль родился 9 августа 1915 года в селе Снегиревка Киевской области. В 1920-е годы его семью как спецпереселенцев высылают в Сибирь, в поселок Кадуй Нижнеудинского района Иркутской области, и Виталий Сергеевич едет туда вслед за родными. А затем отправляется в Иркутск, где с 1936 по 1941 гг. учится в Иркутском изопедтехникуме у А. И. Вологдина, А. П. Жибинова и А. К. Руденко.

Виталий Рогаль

В 1941 году молодой художник едет на фронт. Вначале он был отправлен в Забайкалье, а затем, в 1943 году, на Западный фронт в составе 17-й гвардейской Краснознаменной ордена Суворова Духовщино-Хинганской дивизии, входившей в 39-ю армию под командованием генерала Н. Э. Берзарина. Во время нахождения в Чите Виталий Сергеевич пишет картину «Вперед, на Запад!», в которой поставил целью «передать идею борьбы с врагом, свое и всенародное отношение к тем, кто посягнул на нашу свободу, независимость, честь и достоинство, на наше право жить, трудиться и творить». Картина получила всеобщее одобрение, а художник принял решение: «Пока жив – ни дня без рисунка, буду на фронте и бойцом, и художником». Рогаль вырабатывает определенный распорядок дня. «Расписание: подъем в 5 часов утра. Отбой в час ночи. За день делать по 10 набросков. Каждый день зарисовки с натуры – портретные или групповые. Ввиду того, что акварели мало – один акварельный этюд в неделю».

Фронтовые зарисовки Виталия Рогаля (1944 г.)

Художник участвовал в боях за освобождение Духовщины, Минска, Витебска, Литвы, Кенигсберга. В мае 1945 года его перенаправили с частями Советской армии на Дальний Восток; здесь он принимал участие в переходе через Хинганский перевал.

За участие в боях с немецкими и японскими захватчиками Рогаль получил в награду два ордена Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны II степени, боевые медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги».

На одной из стен его мастерской висит картина «Пантеон Сибири» – портреты десятков несправедливо репрессированных людей, над которой Виталий Сергеевич работал 11 лет, но так и не успел ее закончить

Основная часть набросков и этюдов Виталия Сергеевича периода 1941–1946 гг. сейчас хранится в фондах МБУК «МИГИ им. А. М. Сибирякова»: «Солдат» (1944), «Окраина Кенигсберга» (1945), «Вступление Советской армии в Порт-Артур» (1945). Для фронтовых работ Рогаля характерна некоторая незаконченность. Это объясняется полевыми условиями, в которых приходилось работать. Главным было ухватить и запечатлеть происходящие события в походном дневнике. Наспех набросав увиденное, он стремился передать самое главное – напряженную атмосферу военного времени.

Несмотря на все тяготы войны, художнику удалось сохранить позитивное эстетическое восприятие окружающей действительности: «13 мая 1944 года начались радостные солнечные дни, в природе появляется толика тепла и нежности, которых так нам не доставало – ненависть к врагу, казалось, навсегда выжгла все чувства. Но вот увидел впервые самый ранний цветок подснежник, как я любил находить их в Присаянье!..»

Виталий Сергеевич был демобилизован в 1946 году. Вернувшись в Иркутск, он возглавил Иркутскую областную организацию СХ РСФСР. Послевоенный период творчества отмечен активной выставочной деятельностью: он участвует в межобластных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках и персональных. Вместе с другими художниками-ветеранами Рогаль принимает участие в выставках художников-фронтовиков.

За общественную и творческую работу В. С. Рогаль отмечен званиями «Народный художник России», «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Почетный гражданин города Иркутска».

В 2004 году художника не стало. Но остался тот неизмеримый вклад, который он внес в развитие искусства нашего региона, богатейшее творческое наследие, которое еще предстоит изучать.

Значительная часть картин В. С. Рогаля находится в коллекции Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева. Среди них такие работы, как «На Иркуте» (1948), «Покорение Ангары» (1957), «Осень на Аршане» (1960). В них виден поиск художника, его стремление к точной передаче действительности, внимательное отношение к природе. В одном из фронтовых дневников Виталия Сергеевича есть запись, которая, отражает занимаемую им в искусстве позицию: «Быть истинным художником – это значит быть счастливейшим человеком. Никто не видит и не чувствует такого в природе, как он. Он может передать свое состояние другим и заставить их видеть и чувствовать своими глазами, своим сердцем».

  • Расскажите об этом своим друзьям!