НА КАЛЕНДАРЕ

Урок добра. Без детей нельзя было бы так любить человечество

Надежда ЛУНИНА, председатель родительского комитета   
26 Февраля 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/26-02-8 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Прошло уже три месяца, когда в нашей газете был опубликован (14.11.2014) рассказ А. П. Ведрова «Преданность», но таёжная история о дружбе героя рассказа В. М. Спирина и его охотничьей собаки-лайки всё еще остается благодатной темой для обсуждения. Видать, не зря Г. Флобер сказал: «Что написано хорошо, никогда не надоедает». В этом году, 12 февраля, в школе № 46 г. Иркутска состоялся заинтересованный разговор с обсуждением рассказа, в котором активное участие приняли ученики 2б класса, их родители, классный руководитель Марина Владимировна Прохорова и библиотекарь школы Ирина Николаевна Туранова, всего 35 человек. На встречу был приглашён и автор рассказа.

Класс основательно подготовился к разговору о рассказе, который заставил детские сердца встрепенуться и острой болью отозваться на трагическую судьбу собаки. Школьники предварительно изучили физиологические особенности и способности собачьих пород и в день встречи привели множество примеров, когда собаки доказывали беззаветную преданность человеку, оказывали ему неоценимую помощь и несли верную службу по многим видам деятельности человека.

Вот один из примеров. Истощенная походом северная экспедиция возвращалась на материк. Не выдержав ее тягот и лишений, умер один из участников экспедиции. Его похоронили во льдах, и отряд продолжил свой нелегкий путь. Пошли все, но кроме собаки, оставшейся на могиле захороненного хозяина. Разве могла она, верная спутница жизни, оставить одного среди холодной ледяной пустыни единственного в мире дорогого ей человека? Нет! Свою участь она решила без колебаний. Уходящие люди звали с собой обреченную на гибель собаку, но она осталась вместе с хозяином-другом. Осталась навсегда.

На фронтах Великой Отечественной войны собаки несли боевую службу. Собаки – санитары, минеры, охранники и пограничники, собаки, неустрашимо бросавшиеся с прикрепленными к туловищу связками гранат под вражеские танки... Сколько их было, отважных четвероногих бойцов военного лихолетья! А в мирное время они снова незаменимы на службе человеку.

В следующей части разработанного сценария школьники читали отдельные отрывки полюбившегося им рассказа. Эпизод за эпизодом, они воспроизводили текст таежного повествования, вкладывая в него свои ребяческие комментарии, впечатления и переживания. Воспитанникам помогала Марина Владимировна, исполнявшая в импровизированном спектакле роль увлеченного чтеца наравне с меньшими исполнителями. И снова перед слушателями вставали картины охотничьей жизни, драмы и удивительных отношений человека и животного. Некоторые из взрослых слушателей – родителей, как это бывает в настоящем театре, не могли сдержать слез.

Затем слово было предоставлено автору рассказа «Преданность». Он выразил глубокое удовлетворение от состоявшейся встречи и полученных впечатлений. Знаменательно, отметил писатель, что эта детская конференция состоялась в год, объявленный в России годом литературы, и состоялась она по потребности души и велению сердец начинающих читателей, которых глубоко тронула – многих до слез – печальная история отважной, умной и беспредельно преданной хозяину охотничьей собаки. Именно такие обсуждения и знаковые литературные произведения воспитывают в подрастающем поколении чувства добра, справедливости, любви к животным, братьям нашим меньшим, и ответственности за их судьбы.

Валентин Распутин считает, что писатель рождается в детстве. Подтверждением тому служит его великолепный рассказ «Уроки французского». Вот вам яркий пример, как великий писатель родился в свои детские годы, – обратился к ученикам Александр Петрович. В раннем школьном возрасте он тонко уловил звучание потаенных струн, доносившееся зовущей к себе мелодией из какого-то отдаления от сцены, на которой в сибирской глубинке обыденно и прозаично проходили внешне ничем не примечательные уроки французского языка. Но будущий писатель мирового уровня услышал эти нежные мелодии, отложил их в подсознании, а позже, овладев техникой письма, создал из школьной миниатюры изумительный литературный шедевр.

{gallery}TXTS/2015/26-02-8{/gallery}

Александр Ведров подчеркнул огромную роль литературы для духовного развития людей. Литература, сказал он, это история человечества, написанная художественным языком. Каждый читатель, познающий и вникающий в сокровищницу мировой литературы, становится тем же активным участником писательских трудов, способным оценить красоту стиля и вложенный в произведение смысл морали и нравственности. Не зря поэт Андрей Дементьев писал: «Пусть другой гениально играет на скрипке, но ещё гениальнее слушали Вы!». Надежда Лунина, мама одного из учеников класса, Егора, поддержала тезис о незаменимой роли литературы в развитии и становлении личности. Смелее входите в большой, яркий и богатый мир книг, овладевайте его красотами, – призывала она детей. – А потом, когда подрастете, возьметесь за перо, ведь вы все толковые и умные ребята. У вас все получится!

Воспользовавшись присутствием автора рассказа, юные читатели задали ему немало вопросов, касавшихся его жизненных принципов и литературного творчества, и получили на них подробные ответы. Пора было расходиться, но, воодушевленные встречей, все ее участники, взявшись за руки и образовав широкий круг, исполнили авторскую песню Михаила Муронова «И каких только нет на свете собак». Встреча заснята на кинокамеру и оформлена как фильм.

В завершение творческой встречи ученики вручили писателю свои отзывы о рассказе «Преданность», оформленные книгой, и рисунки по мотивам рассказа. Эти работы убедительно показали, что идеи и моральные устои литературного произведения легли на благодатную почву молодых умов и уже дали заметные нравственные всходы. В центре внимания детей оказался славный Гепард, храбрый и сильный духом. Анастасия Беломестных отметила его «большой талант быть охотничьей собакой». Максима Максимова поразила смелость пса, бросившегося на рысь, чтобы спасти жизнь хозяина. Дарья Жеравина подметила грань различий в тонкой материи чувств животных и людей: «Люди думают, что выражать чувства могут только они, но это не так. Собаки любят нас больше, чем самих себя. Прежде чем завести себе маленького друга, каждый должен осознать, что животное – это не игрушка». Согласимся, что Дарья сделала глубокое и мудрое замечание в правилах взаимоотношений человека и представителей живой природы.

Многие ученики пытались выяснить причину гибели полюбившейся им собаки, выражали глубокую горесть, любовь и преклонение перед ее необычайными достоинствами. Ксения Бажина, Виктор Савельев, Даниил Муллагалеев, Дима Лабутин и Алина Гурская посчитали объективными обстоятельства, которые привели Гепарда к трагедии. Алина откровенно призналась, что некоторые ребята даже плакали. «Собака думала, что стала плохим псом и ненужной хозяину, – пишет Алина, – Она не знала, что хозяин ее не бросил, он просто занят. По-моему, хозяин собаки – хороший, добрый, умный и смелый человек».

Семён Щербина после чтения рассказа сделал для себя большое открытие: «Я даже не знал, что от тоски можно умереть. Теперь я понимаю, что собака настоящий друг человека, и ее нельзя обижать». Семена поддержала Полина Вадовская: «Люди бывают жестоки к этим прекрасным животным. Наверное, они просто не понимают, что собака лишь внешне животное, а внутри ее живет человеческая душа, преданная и бескорыстная. Надо беречь их, любить и не предавать. Ведь собака никогда так не сделает». Впрочем, судя по настрою, рисункам и отзывам, весь класс это правило в отношениях человека с животными принял для себя как закон.

Ярослав Офертас признался, что «был потрясен рассказом и плакал, когда собака умерла». Ярослав сравнил нравственные качества человека и собаки, и в этом сравнении, по его мнению, выигрывают наши меньшие собратья: «Подвиг собачьей души великолепен. Остается надежда, что и человек когда-нибудь станет таким же верным и преданным своим близким». Школьник призвал взрослых людей к добродетели верности, вот почему русский писатель А. Аверченко, высоко ценивший чистоту и непосредственность детей, полагал: «Я бы только детей признавал за людей». Так давайте же все вместе постараемся сделать так, чтобы благонравная надежда Ярослава исполнилась как можно быстрее.

Так закончился трёхмесячный марафон подготовки и проведения намеченного детскими душами литературного форума, состоявшего из ряда этапов: чтение и изучение произведения (отдельных отрывков наизусть), ознакомление с породами собак (с показом их на слайдах), подготовка книги отзывов, двадцати рисунков и поделок по мотивам рассказа и сюжетная реконструкция рассказа силами ребят, выступивших в роли чтецов. Это немалый труд, который подтверждает искреннюю любовь детей к четвероногим друзьям человека и полную готовность разделить в своих маленьких сердцах испытываемые ими и радости, и страдания. Всё это вместе взятое представляет собой высшую школу добра и благоденствия, уроки которой не забудутся чуткими детскими и затем повзрослевшими сердцами на протяжении всей последующей жизни.

В заключение Александр Ведров передал в дар для всех участников творческой встречи комплект своих книг «Повесть о сибирском коте» и «Три судьбы или трилогия о детстве» и выразил пожелание новых встреч с вдумчивыми и благодарными читателями.

  • Расскажите об этом своим друзьям!