То, что звучит внутри |
Беседовала Ольга СОБОЛЕВА |
13 Октября 2023 г. |
Около двадцати лет службы Иркутскому академическому драматическому театру имени Н. П. Охлопкова, на родной сцене сыграно более шестидесяти ролей, собственные творческие проекты, преподавание – все это в багаже сегодняшнего юбиляра – артиста Андрея Винокурова. Во взаимоотношениях публики с артистами всегда остается недосказанность. Рампа разделяет нас, маски персонажей прячут самое сокровенное. В нашем разговоре с Андреем Матвеевичем попробуем приоткрыть секреты творчества. Вкусив восторг и слезы– Артисты говорят, что для работы над ролью необходимо наблюдать жизнь, видеть разные типажи, человеческие характеры, собирать копилочку наблюдений и потом использовать в работе. А роли, которые исполняет артист, влияют на него? – Конечно, это взаимообразный процесс. Например, работа в «Холстомере» не только для меня расширила профессиональный спектр, но и для всех участников спектакля. Поскольку режиссер Сергей Землянский предложил совершенно особенный способ существования в материале. Хорошая роль, интересный режиссер, приносящая успех премьера прежде всего отражаются на расширении собственных профессиональных возможностей. Не только психофизика «разминается», поднимаешься на новую ступеньку в профессии. Роли учат осмысливать окружающий мир. Размышляя над судьбой персонажа, ты самого себя совершенствуешь, погружаешься вглубь собственной личности. Наверное, одна из черт профессии счастливым образом совпала с моим характером. Мне интересно углубляться в роль, в характер и судьбу человека, которого мне предстоит представить зрителю, искать нюансы и подробности его существования вне зависимости от того, насколько важное место занимает персонаж в пьесе. Исследуя поступки, характер отрицательного персонажа, в себе находишь черты, которые в той или иной степени есть в каждом. Когда выходишь на сцену со своим отрицательным персонажем, как будто просишь прощение… Это как у первых христиан, они же исповедовались перед всем приходом, а не только перед священником, перед всем миром. Выходишь к публике и словно каешься: да, сейчас я рассказываю о пороках персонажа, проживая его жизнь, но я и каюсь в них. – Об этом размышлял в постановке «Моцарт и Сальери», которая, кажется, была первым опытом работы в моноспектакле? – Изначально не интересовало хрестоматийное противостояние «гения и злодейства». У меня была своя история – взаимоотношения двух творцов. Сальери – фигура самодостаточная, не бездарность, он был популярен в свое время, сделал успешную карьеру. И вдруг гений Моцарта смутил его легкостью, несерьезностью. И чем дальше, тем для Сальери фигура Моцарта становится все более тревожащей его покой. Внутри каждого человека существуют гений и бездарность. И они борются друг с другом. Люди, занимающиеся творчеством, хорошо это понимают и нередко говорят об этом. Как-то Константин Райкин в интервью рассказывал, что артист чувствует, что над ним словно дверца открывается, и тогда все получается, а бывает – захлопнется и хоть головой об стенку бейся – ничего не выходит. Монологи Сальери прописаны так точно и так глубоко, что очевидно, как эта тема волновала Пушкина. Подтверждают это и его черновики – черканые-перечерканные. Это исследование, которое ведет Сальери: «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию…». Это мучительная попытка проникновения в тайну гениальности: «Вкусив восторг и слезы вдохновенья, Я сжег мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рожденные, Пылая, с легким дымом исчезают». «Моцарт и Сальери» – история внутреннего противоборства. Кто в человеке побеждает – творчество или разрушение? Есть у североамериканских индейцев байка на эту тему. В человеке постоянно борются два волка – добрый и злой. Побеждает тот, которого ты кормишь. Проникновение сказки– Кстати, о притчах и сказках. Знаменитая сказочница с ленских берегов Наталья Осиповна Винокурова – среди твоих предков. И сказочная тема тебя не оставляет… – На родине отца в далекой деревне Чулпаново Верхнеленского района я был всего один раз и еще до того, как познакомился со сказками, которые наговорила в 1915 году Наталья Осиповна, а в 1924 году вышел знаменитый сборник Азадовского «Сказки Верхнеленского края». Я не мог знать говора, отличающего те края. У актеров говорят: не наслышан был. Но когда я взял книгу и начал читать сказки, вдруг этот говор зазвучал внутри меня. Началось проникновение в меня этих удивительных сказок. Долго придумывался и несколько лет назад состоялся спектакль по сказкам на сцене иркутской филармонии. Недавно я сделал спектакль «Кто знает? Пушкин?», в котором вспоминаю о своем детстве. И среди прочих разговоров рассказываю сказку. Я думаю, что делаю так потому, что остро чувствую и понимаю, насколько важен этот материал, и им необходимо поделиться с другими. Знаменитая фраза Льва Николаевича Толстого: «Можешь не писать – не пиши». У Вампилова: «Писать надо о том, отчего не спишь по ночам». Так и было. В мае я подскочил на кровати оттого, что меня разбудили собственные мысли о новом спектакле. И я не смог им противиться. – Спектакль «Кто знает? Пушкин?» летом увидели зрители в отдаленных деревнях и поселках Иркутской области. Как это было? – Поездка по деревням – составляющая идеи спектакля. Я сразу решил, что отправлюсь по области. Кстати, связано решение с впечатлениями детства. Городской мальчик, лето я проводил у бабушки в деревне. И самые яркие впечатления детства – деревенские. Одно из них – приезд в клуб киномеханика с новым фильмом. Это был настоящий праздник для всех. Какой же праздник получится, если привезти театр? Эта мысль жила во мне очень давно. Хотя я поехал в летнее, для деревни трудное, от зари до зари занятое трудом время, зрители были. Везде по-разному. Но общение, взаимопонимание возникало. И я убеждался, что отправиться на эти гастроли было необходимо, прежде всего, для самого себя. Далекой звездочкой зеленой– Музей В. Г. Распутина уже несколько раз приглашал зрителей на спектакль «Что передать вороне?» по рассказу Распутина. Как родилась эта работа? – Сначала увлекла тема, поразившая меня у Валентина Григорьевича. Распутин приоткрывает для читателя тайну творчества – рассказывает о том, как рождается литературное произведение. Когда началась работа с текстом, когда я, пытаясь понять некоторые сложные моменты, обращался к философам, для меня прояснялась другая, более значимая тема. За незамысловатым сюжетом проступает не только глубокий разговор о человеке, о том, как любой его поступок, любое слово отзываются. Понять что-то в себе, узнать что-то о себе – один из самых важных интеллектуальных трендов сегодня. Распутин – мыслитель. Поэтому драматургия спектакля строится не по принципу физических событий, а следует за развитием мысли. Зрителям это интересно. Не только у нас в Иркутске, где по-особенному относятся к Распутину. Этим летом в Сростках, на родине Шукшина, спектакль воспринимали с тем же интересом и вдумчивым вниманием. – Театр требует от актера полной отдачи, но у тебя есть еще одно поглощающее направление творчества – желание писать рассказы, стихи. – Еще в школе, в девятом классе родился первый рассказ. Этот рассказ, единственный из всех, написанных тогда, юношеских, я позднее переделал. В интернете его сейчас можно увидеть – это «Сказка Луны». Попытки выразить чувства, мысли словом – не другое занятие, это продолжение актерской работы. К написанию меня влечет то уникальное свойство, которое есть только у литературы – возможность общаться с собеседником без посредников, напрямую воздействуя на человека. Слово отражается внутри человека, создавая его собственные миры, не нарушая его социального одиночества. Два человека не могут одинаково прочитать одну и ту же книгу. – Подари нашим читателям возможность создать собственный особенный мир. – Иногда я читаю эти строки, делая вступление к спектаклю «Что передать вороне?»: Только маленьким, забытым огоньком Над краешком души закабаленной Горит далекой звездочкой зеленой Тот край, где губы пахнут молоком. Где цвет зари, где терпкий запах хлеба, Где мама с коромыслом за водой, Рука, дающая тебе мизинчик с неба. Ведь так высок был папа молодой.
|
|
|