НА КАЛЕНДАРЕ

Прошлым веком в Иркутске: 90-е

Андрей АМОСОВ   
04 Февраля 2022 г.

0402 6 1a 

Предисловие к готовящемуся к печати сборнику под таким названием руководителя проекта, директора Музея истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова С. И. Дубровина.

Основой этого сборника стало эссе Андрея Амосова

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Обращаюсь во множественном числе, потому что надеюсь – книгу прочтут многие!

Основой этого сборника стало эссе Андрея Амосова. Он ознакомил с ним меня и еще нескольких друзей. Почти сразу родилось желание узнать их мнение об этом времени, принятом сегодня называть «девяностыми». В ходе работы мы обращались, наверное, к 10-15 своим знакомым. Откликнулись почти все. Но, начав работать над текстом, некоторые по разным причинам отказались от написания. Трое сказали, что «еще рано». А один автор откровенно признался, что «рукопись сжёг». Осталось семеро.

Этот сборник не принадлежит к «ностальгической литературе», столь модной сегодня. Это не историческое исследование. Это воспоминания.

Я сам, приступив к написанию этого вступления к книге, начал с основных понятий (слово-то какое сразу выскочило!) «девяностых». Но затем отказался – ведь эти годы у каждого прошли по-разному. Нет и никогда не будет единой оценки этого периода нашей жизни. Однако общее для всех – время было тяжелое, временами грязное и кровавое. Наученные жить в коллективе, мы оказались в эти годы один на один с проблемами, неожиданно вставшими перед нами в полный рост. И победили те, кто смог найти родственную душу, опереться на друзей, создать семью.

Мы легли спать «под красным знаменем», а проснулись (немного перефразируя слова знаменитого поэта) «под Российским трехцветным флагом и с девизом «Авось». Великое государство развалили, а Россию спасла провинция. Такие города, как Иркутск. Просто здесь наступил момент, когда людям стало противно «выживать», и они вернулись к созиданию. Давайте вспомним: каждый год из капремонта выходили по две фактически новые школы, возродили всю городскую систему здравоохранения, подстанции скорой помощи приближали к микрорайонам, были созданы Диагностический центр и Госпиталь ветеранов, капитально отремонтирован Драмтеатр. Открылись новые музыкальные и художественные школы, Православная женская гимназия, городской музей. Тогда были сохранены и работали авиазавод, мясокомбинат, хлебозавод, масложиркомбинат, ВСЖД, муниципальный транспорт, все вузы…

Эта книга о жизни города Иркутска в середине 1980-х – 1990-е годы, через жизнь и воспоминания иркутян.

Такие воспоминания должны писаться каждые лет десять. Через десятилетие они будут уже другими…

***

Такие дела, брат… Любовь…

Глава из сборника «Прошлым веком в Иркутске: 90-е»

– Хочешь стать героем – не думай о мемуарах.

Настоящие герои считают этот жанр неприличным.

– Не уверен, что хочу стать героем,

Тем более без мемуаров…

Иван Охлобыстин. «Магнификус II»

В конце лета был неделю на Байкале. Помогал старому приятелю Сергею Распутину в разборке летнего лагеря АВС в Энхалуке. Днем, понятно, работа, а вечером, – костер на песке под соснами, разговоры ни о чем, а в общем – о жизни. Нас десять мужиков: от молодых до уже, пожалуй, и пожилых. Разные профессии, разные интересы, опыт и судьбы.

Нас оказалось трое, как-то связанных в жизни с телевидением. Я, Петя Пинаев (хороший режиссер, автор «Горбатого» и «Соседского информбюро», лауреат ТЭФИ) и молодой видеоинженер Влад, который во время работы АВС был диджеем и остался на разборку. Если мы с Петром в основном вспоминали общих знакомых и приколы, случившиеся с нами, то Влад больше поднывал, что творчества сейчас нет, что платят мало, движухи никакой и пора сваливать, но не знает куда… И как-то он нас уже подпридостал своим неюношеским пессимизмом…

– Знаешь, если что-то не нравится, надо пытаться это менять. Не получается – делать свое, – пытались мы как-то направить его в нужное русло. – Вот мы в 90-х… (Ну да, мы же типа аксакалы!) что-то придумывали, пробивали, создавали… Как еще объяснить человеку, что жизнь и так штука препротивная, чтобы ее еще поганить нытьем…

И тогда в ответ прозвучало: «Понятно, в 90-х… Бабки шальные, кругом беспредел, делай что хочешь! Вон, в АИСТ бабла ввалили немерено, толчок к развитию дали, до сих пор остановиться не могут. А сейчас так ни фига не пройдет».

Господи, парень, что ты знаешь о том времени?!

– Не так все было, – говорю скромно. – Совсем не так! Ты вот, Петруччо, знаешь как?

– Нет, – говорит Петя, – я в Иркутск приехал, когда АИСТ уже был.

И ведь точно, никто сейчас, кроме тех, кто начинал, даже нынешние аистята ничего о начале АИСТа не знают. Да и у нас, сопричастных, у каждого – свои воспоминания, свои кусочки мозаики… Собрать бы их, но – хлопоты повседневные, заботы житейские, борьба за выживание…

И все-таки… Жизнь человека сама по себе не имеет цены, да и принадлежит она не нам. Для человека жизнь ценна теми, кого он любит, о ком заботится, ценна делами, которые вы делаете хорошо…

Я люблю то время и всех тех людей. Поэтому что помню, то и попытаюсь донести. Человеку свойственно любить свою молодость. Если кто-то ее не любит, значит, что-то совсем не задалось. И еще… Ребята! Все, кого я вспомню или не вспомню, о ком напишу или забуду, – не кляните меня, если что-то перепутаю! Это моя память, мои ощущения… Лучше тоже вспомните!

Ну и сразу, превентивно: я ничего не ищу. Стопроцентно кто-то скажет: вылез, чтобы реанимироваться. Не так. Денег мне никто много за это не заплатит. А насчет славы… О себе я знаю все. А слава, как говаривал Джеки Чан, – товар невыгодный: стоит дорого, а портится быстро. Переплачивать же я не люблю.

Summertime по-иркутски

АИСТ тоже изначально не был АИСТом. Начало было совсем другим. Так же как Summertime сначала была народной украинской колыбельной «Ой, ходить сон коло вікон». Гершвин услышал ее в Нью-Йорке на концерте хора украинской песни. Потом эта тема появилась в «Порги и Бесс».

В конце 80-х мы все работали на иркутском телевидении – в комитете по телевидению и радиовещанию при Иркутском облисполкоме. Так это длинно называлось. Журналистское сообщество именовало это проще – «телега». Мы – это Ваня Иванов, я, двое Серег – Коптилов и Филипчук, примкнувший к нам из видеоинженеров Володя Голубевский, помрежки Ленка Солодкова и Люда Пасечникова, редактор общественно-политической редакции Таня Горбачевская, видеоинженеры Коля Марфин и Ваня Шадрин. Это я перечислил только тех, кто ушел c «телеги» на АИСТ, а так там работало еще немало народу.

Редакция наша называлась «Приангарье». Рассказывают, что когда-то в 60-х ее хотели назвать «Прибайкалье», что более точно географически, но кто-то сразу сказал: «Ага, Прибокалье!» Поэтому остановились на Ангаре.

Редакция была молодая, работа была напряженная. Если в других редакциях – общественно-политической, молодежной, художественной – можно было где-то и сачкануть, все-таки программы у них выходили, где еженедельно, a где и реже, то у нас эфир был каждый день… Хочешь не хочешь, а тридцать минут каждый день выдай. Мы, конечно, тоже были не святые и способы сачковать находили, но эфир никто не отменял, и show must go on.

В эфир выходили в записи. Писались в районе 17 часов, в 19 – программа в эфире. В основном процесс был устоявшийся, пусть с напрягами, но пахали без сбоев. Бывало, правда, и смешно. Как-то раз получилось, что ни меня, ни Ивана в городе не было – кто-то из нас был в отпуске, кто-то в командировке, – и старшим по редакции остался Серега Филипчук. Я уж не знаю почему, но к записи программа в эту неделю никак не могла успеть. И Серега еще долго говорил гордо-шутливо: «Когда я был главным редактором, мы ходили в эфир ЖИВЬЕМ!»

Можно долго рассказывать о «телеге» тех лет, много было смешного и веселого. Просто, если собрать все телевизионные и радийные байки, увлекательное чтиво получится. Мы с Петей Пинаевым на Байкале это обсуждали. Может быть, и созреем. Но это еще не об АИСТе. Вернее, не все о нем…

АИСТ вырос из трудностей «Приангарья». Время было бурное, страна кипела. Тем было много, все требовало быстрой реакции. А в «телеге» все шло по накатанной: энное количество пленки на выпуск, стандартные блоки по порядку: 1. Новости партии и областной власти. 2. Новости промышленности. 3. Новости сельского хозяйства. 4. Новости культуры. 5. Новости спорта. 6. Прогноз погоды. Жестко. Бывало, доходило до абсурда: представьте 30-минутный выпуск новостей (Новостей!) с пятью минутами видеосюжетов! Вру, не видео-, а киносюжетов. Просто в начале квартала пленку выбрали, хочется же показать все интересное, а на конец квартала – лимит исчерпан, пленки нет, а эфир – есть. Такой вот ежик с трубой…

Сергей Коптилов заведовал в редакции корсетью: Ангарск, Саянск, Нижнеудинск, Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут. Среди немногих преимуществ, которые давала эта собачья должность (целый день на телефоне с пинанием собкоров и выбиванием сюжетов), был отдельный кабинетик. Вся остальная редакция сидела вместе. Отдельный кабинет был еще только у режиссерской группы. Поэтому кабинет завкорсетью был единственным местом, не считая общей курилки на лестнице, куда можно было на время выскочить из своих жерновов, переключиться и о чем-то потрещать под крик Коптилова: «Вова! Чемодан! Ты когда сюжет отправишь, твою…» (Володя Чемоданов,Усть-Кут) или «Валера, ты человеком будь! Мы же тут дохнем, а ты за три дня ничего не отправил!» (Валера Колпащиков, Усть-Илимск). Мы все завидовали собкорам – вышел из спальни, надел тапочки – ты на работе! Смех, конечно: у них своих заморочек хватало.

И как-то раз… Не один раз это, конечно, было. Но именно этот раз почему-то врезался. Сижу у Сереги, окно открыто, весна ранняя, все каплет… Врывается Иван. Он хоть и был на тот момент главным (мы с ним периодически менялись: я главный – он старший, и наоборот. Какие причины были для этого, не помню. Видимо, какие-то залеты…), но дежурил по выпуску. У нас вообще не было различий – хоть главный, хоть самый генеральный – если в графике на дежурство, то будь добр. Так вот, злой Ваня врывается и говорит, мягко выражаясь: «Это что?! Ну, конец квартала! Но две минуты кино на выпуск – это ж твою мать!» На что мы философски замечаем: «Вчера три было…»

Понятно было всем, что надо что-то делать. Но что делать и как – никакого понимания. Тем более легко бороться, когда кто-то конкретно виноват: недобрый Георгий Данилович Люстрицкий (тогда зампред по ТВ) пленку зажал или сам злобный Виктор Петрович Комаров (председатель) дал команду кино не показывать. Но они-то такие же болты, только покрупнее…

Нет, план есть план. Выполнил – молодец, сэкономил – премия, перебрал – всем плохо.

Тогда, весной 88-го, все и стрельнуло. Выхода всегда два: плюнуть или делать. Поскольку мы решили делать, но не знали как, мы пошли по струе. В стране все было нАчато, все говорили о хозрасчете. Так мы тоже: дайте нам возможности, мы сами будем что-то зарабатывать, покупать пленку (дальше мысли не шли) и делать то, что надо. Как зарабатывать, мы еще не знали, понятие «джинса» появилось в Иркутске позже. Но я был перед этим в командировке по обмену опытом в соперничающей с нами Кемеровской области (было тогда такое макросоцсоревнование между регионами), так вот там, в редакции у Саши Колпакова, была возможность каким-то образом за счет внешних поступлений регулировать самим количество пленки. Хотя, смешно сказать, но первый свой сюжет в Кемерово я сделал без пленки: художник студии набросал на мой текст несколько картинок, которые помреж менял в эфире. Так было. Но сам факт, что Вишневский (их зампред) им что-то разрешил, вдохновлял.

И мы пошли к руководству с вопросом: как бы сделать так, чтобы всем везде стало хорошо? Нам объяснили, что так не бывает. Если что-то поменяется, мы первые на очереди…

(Продолжение следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!