«Пока живу я на земле...» |
Арнольд Харитонов |
09 Апреля 2015 г. |
27 марта известной иркутской журналистке, прекрасной поэтессе, организатору и автору литературного приложения «Перевал» в нашей газете Любови Сухаревской исполнилось бы 65 лет. На вечер памяти Любови Иосифовны в музее города Иркутска собрались друзья, коллеги, почитатели таланта этой необыкновенной женщины. Сегодня рассказать о Любе мы попросили нашего общего коллегу по «Молодёжке» Арнольда Иннокентьевича Харитонова. Отрывки из литературного очерка «Первая встреча, последняя встреча» БАМ у каждого свой Не помню точно, когда и где я впервые встретил Любу, но что это было в какой-то командировке на БАМ – уверен. Встреча была мимолётной, помню только, подумалось – что этой блондинке, этому эфирному созданию делать среди грубых мужиков и тяжёлых машин? Недолго это нежное существо здесь выдержит. Плохо я знал Любу, точнее, совсем не знал. Вся её последующая жизнь показала – она была куда сильней характером многих мужчин. В этой бамовской кутерьме Люба выделялась спокойствием, не суетностью, отстранённостью от галдящей толпы. Когда мы с коллегой Борей Ротенфельдом сделали попытку познакомиться поближе с привлекательной особой, контакта не возникло, нам даже показалось, что она несколько высокомерна – всё-таки поэт, не то что какие-то газетчики. Как мы ошибались! На самом деле всё было ровно наоборот – Люба, которой тогда не было и тридцати, смущалась в разговоре со взрослыми дядьками, к тому же с журналистами областной газеты. Что же касается БАМа, то и тут между нами было одно, но существенное отличие, причём в пользу Любы – хотя мы знали многих знаменитостей, бывали там часто и подолгу, но всё же наездами. Она же не побоялась оставить свой «тихий город» и уехать сюда, чтобы с головой погрузиться в будни магистрали. Когда я открыл тоненькую книжку её стихов под названием «Послушай сердце», стало понятно, что она нашла, а что, возможно, и потеряла на этой шумной стройке. Стихи в этой книжке, может, и не верх совершенства, но у них есть как минимум два неоспоримых достоинства – они предельно искренни и, во-вторых, совершенно лишены пафоса, которым в те годы захлёбывались куда более именитые и опытные поэты. Помните: «Это время гудит – БАМ, на просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам!»? Эти колокольные строки можно написать, сидя где угодно, хоть в Москве, хоть на черноморском курорте. В Любиных же стихах я не нашёл пафоса, громких имён, но зато девушку-бакинку в гоняющем по зимнику газике глаз поэта не мог не заметить: На этой трассе, на лежнёвых Нетореных дорогах новых, Меж разномарочных машин Мелькает газик, как песчинка, А за рулём сидит бакинка – Косынка. Чёлка. Апельсин. Дорогая «Молодёжка» Она появилась в нашей редакции как-то негромко, как, впрочем, делала в этой жизни всё – жила, работала, писала стихи, мыкала нелёгкую женскую долю – хорошим людям редко везёт в жизни. Здесь начинался её новый период жизни, который длился до последних её дней, и который, если обозначить его официально, будет звучать так: «Любовь Сухаревская и иркутская культура». Но Люба ни в какой официальный контекст не вписывается, всё, что она делала – это работа, прежде всего, её души и, конечно, ума. Именно в «Советской молодёжи» она обрела тему, которой осталась верной до конца. Если собрать вместе все её публикации об иркутской культуре, получится замечательное исследование вопроса – с конца 70-ых годов до начала второго десятилетия XXI века. Её любимым детищем стал «Привал», литературно-публицистическое приложение к газете. Раньше на «Привале» хозяйничали многие образованные литературные дамы, но... одна больше любила себя, чем работу, другая не понимала, зачем надо отвечать на письма читателей, третья не имела достаточного терпения, чтобы говорить с авторами. А ведь в отделе, в который пришла Люба, писем больше, чем в любом другом, и посетители скучать не давали. Авторы этих посланий известно какие – всё больше люди творческие или считающие себя такими, а то и попросту графоманы, всех их объединяет одно: народ этот ужасно ранимый. С ними надо быть очень внимательным и выдержанным человеком – любой, кто пишет хоть стихи, хоть прозу, считает себя как минимум талантом, если не гением, и разубеждать его бесполезно. К тому же среди графоманов встречаются, и нередко, люди... как бы сказать помягче – не совсем нормальные, что ли... А если такой творец находится в стадии сезонного обострения, тут уж вообще ничего не докажешь. Такие люди, как правило, не удовлетворяются объяснением женщины, будь она хоть Анной Ахматовой, им подавай редактора или, на худой конец, его заместителя. Признаться, мы с редактором устали от них отбиваться. Но с приходом Любы заметили, что их поток в наши кабинеты стал иссякать, а потом и вовсе сошёл на нет. Не сразу, но поняли, что произошло – в редакцию пришла женщина не только знающая, но и терпеливая, и ровная в обращении. Словом, человек, которого мы, сами того до конца не осознавая, ждали давно. Но самое главное, чего тогда достигла Люба и её «Привал» – благодаря ей он стал тем, чем и должен быть: пристанищем для способных молодых людей, для тех, кто только отправился в дорогу и нуждался в ориентирах. Да просто в том, чтобы их стихи увидели – опубликоваться поэту без имени тогда было архисложно. И они потянулись на тёплый свет «Привала», который был ровным светом Любы. В разное время сюда пришли поэты, которые теперь давно состоялись в том или ином качестве, но не потерялись в пёстром литературном мире Иркутска и Сибири. Так, каждый в своё время, здесь нашли приют и ласку люди, чьи имена сегодня известны: Олег Кузминский, Алексей Шманов, Сергей Эпов, Николай Вяткин, Сергей Корбут, Александр Лекомцев, Оксана Пыткина, Зоя Горенко... этот список можно продолжать. Время песен ...Что-то пишутся мне эти строки с трудом, даже мучительно... Может быть, потому, что вспоминается многое, а мне даже оценить это трудно – что-то кажется мелким, что-то – слишком личным. Или не оставляет ещё тяжесть потери, которая была вроде бы ожидаемой (из этой болезни редко выбираются), но всё же свалилась на голову неожиданно, как сугроб с крыши. Перечитал вот написанное, и оно мне не понравилось. Почему? Понять не могу. Вроде бы всё правильно, но чего-то очень важного не хватает. Может быть, того ровного света, которым лучилась Любочка, её живого голоса, её мягкой улыбки... Но, скорее всего, я просто не могу описать наше долгое общение, которое длилось двадцать с лишним лет, когда мы, как льдины в весенней реке, то отдалялись друг от друга, то вновь приближались... И ещё у нас была наша «Молодёжка», в которой мы жили вольно, освободившись от цензуры и партийных надзирателей, занимались любимым делом. Иногда что-нибудь праздновали, и было это задушевно, как-то семейно. И пели. Ах, как мы пели! Пожалуй, никогда мы так много не пели, как в то счастливое время. И всегда голос Любы был звонче всех. Помню в 1994 году, когда мы широко отмечали 70-летие нашей газеты, Люба, чтобы спасти неудобную ситуацию с неполным залом на встрече с Евгением Евтушенко, вышла к нему на сцену. Это была чистая импровизация, я бы сказал, отважный поступок. Но когда она, стройная, светлая, как бы светящаяся изнутри, встала рядом с Женей и запела – высоко, чисто, звеняще «Бежит река, в тумане тает...», голоса их слились, поэт вроде зажегся от её света, от его раздражения не осталось и следа. Когда песня смолкла, зал долго аплодировал стоя. Думаю, уверен – дай Бог ей другую судьбу, и мы слушали бы прекрасную певицу или аплодировали бы замечательной актрисе. А песни, которые ей выпало петь – что ж, в них она выпевала и свою судьбу. «Не оставляйте стараний, маэстро...» – это ведь вполне о ней, о её жизни, о её работе – она никогда не оставляла стараний, до самого конца... «...Но нет любви хорошей у меня» – это тоже о ней: её любили все, кто её знал, но мужчины, которые были в её жизни, как бы умны и талантливы ни были, не дотягивались до её высоты – это была высота неба, на котором поют ангелы. Как бы жизнь ни была к ней жестока, она оставалась чистой и высокой – мыслями, отношением к тем, кого любила, к работе, которую «никогда не переделаешь всю, даже если окажешься безработным». «...и утро на закат похоже» В этом мире, огромном и вечном, Вы не вечны, простые дела, Но без вас как уйду я в свой вечер, Как скажу я земле: «Я была!»? После развала «Молодёжки» Люба долго не могла найти себя в новой действительности. Чем только она не занималась! Писала за гроши очерки в заказные книги, помогала кому-то избираться в депутаты, редактировала многотиражку, набирала телепрограмму. Наверное, было кому-то это нужно – тонким прибором заколачивать гвозди. А что она могла сделать? Надо было учить, одевать и кормить двух дочерей. И что вы думаете, в это тяжёлое время Люба хныкала, жаловалась на горькую судьбину, ходила, повесив нос? Да ничего подобного! Этого не было никогда. И когда она, наконец, нашла достойную себя работу в «Байкальских вестях», не было ни одного сколько-нибудь заметного события в культурной жизни Иркутска, которое бы прошло мимо внимания Любови Сухаревской. Её материалы – в каждом номере газеты, её видят на вернисажах, в мастерских художников, на премьерах, на презентациях книг и встречах с читателями. Не знаю, не подсчитывал, успела ли она рассказать о всех заметных мастерах иркутской культуры, но если и не успела, то только потому, что не хватило времени. Время вышло... Болезнь настигла её, как ночной разбойник из-за угла, выскочив неожиданно и страшно. Но вот что поразительно – узнав, что у неё за болезнь на самом деле, она продолжала жить и работать, как будто ничего не случилось. Во всяком случае, внешне это роковое знание никак не проявилось. А что с нею было по ночам, наедине с самыми близкими людьми, нам это знать не дано, да и не надо – пусть она для нас, её друзей, так и останется тем стойким оловянным солдатиком, которого судьба сломала, но победить не смогла. Те, кто был с нею до последнего мгновения, говорят, что она выстояла до конца. Пока живу я на земле, Стелитесь, травы, под ногою, Танцуйте, бабочки, во мгле Перед вечернего покоя. И золотая пыль в луче, И лопухов большие уши, И жук зелёный на плече – Всё, что живёт, волнует душу. И столько будет слов и слёз, Дождей и ожиданья снега, Что вдруг покажется всерьёз, Что вечно всё, как вечно небо. Но звезды падают в траву, И утро на закат похоже... Живите все, пока живу. Когда умру – живите тоже. Так будем жить! И помнить, что была на земле, жила рядом с нами прекрасная женщина, имя которой – ЛЮБОВЬ!
Тэги: |