Фонды открывают тайны |
Ольга СОБОЛЕВА |
29 Ноября 2024 г. |
«Пантеон священных образов духов в обрядовой практике сибирских шаманов» – так называется каталог, подготовленный к изданию Иркутским областным краеведческим музеем имени Н. Н. Муравьёва-Амурского. Проект реализован в рамках гранта президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Об издании рассказывает автор каталога старший научный сотрудник музея Анатолий Шинковой. – Материалы к теме по шаманизму откладывались у меня с начала 2000 годов. Тогда была возможность просматривать различные тексты документов в Государственном архиве Иркутской области, где попадались сведения о сибирском шаманизме. В результате чего были опубликованы статьи о шаманизме. О шаманской коллекции Краеведческого музея в 600 единиц хранения довелось узнать, будучи сотрудником музея. В свое время, обучаясь на искусствоведческом факультете Уральского университета, студентам, связавшим свою жизнь с музеем, профессор Б. В. Павловский внушал, что в основе музейной деятельности являются коллекции, хранящиеся в фондохранилищах. Действительно, любая стационарная экспозиция в залах музея выстраивается на основе отложившихся в фондах коллекций. Иркутский краеведческий музей ведет свою историю с 1782 года. Он был первым музеем в Сибири и третьим в России. Шаманская коллекция в музее формировалась на протяжении 150 лет. В 1990 году музей принял на хранение едва ли не последний экспонат шаманского культа. Предметы шаманской коллекции постоянно демонстрируются в залах музея. Неоднократно устраивались выставки шаманских принадлежностей в разных городах России. В 2004 году был выпущен альбом «Шаманский костюм», автор-составитель О. А. Чернявская. Однако большая часть предметов шаманской коллекции до сих пор оставались невостребованными. Их даже не показывали на выставках. Вот почему возникла идея привести эту уникальную коллекцию в соответствие. Дать конкретному экспонату определение, связать его с местом происхождения, с обрядовым культом того или иного народа. Когда мы выиграли грант, стало возможным издание каталога. – Анатолий Иванович, расскажите об онгонах. – Слово «онгон» происходит от слова «онго» – дух шамана, этим словом монголоязычные народы называли большие могильные курганы. Онгон – душа, культовое изображение духа, оставившего тело, но обязательно выбранного шаманом. Каждый онгон имеет свою историю происхождения. Онгоны подразделяются на изделия, выполненные из подручных материалов (дерево, кожа, металл, конский волос...) и зураги – рисунки на ткани. Обычно бурятские шаманы с помощниками делали онгоны к определенному ритуальному действу. В каждой семье хранились онгоны – обереги, лечебные, родовые, охотничьи, горные, женские, онгоны, посвященные небесным светилам и небожителям, эжинам/эженам – духам гор, вод, какой-либо местности. У разных сибирских народов, будь то амурские айны или гольды, саянские карагасы (тофы), нарымские остяки или с верхнего Енисея сойоты, вилюйские эвенки (тунгусы) или чукотские юкагиры, как и якуты, – все имели свои термины, обозначавшие предметы шаманского культа. Они же по-своему называли шамана. Особое сакральное значение в шаманизме имеют антропоморфные, зооморфные и прочие изображения, предназначенные в качестве подвесок к ритуальному облачению шамана. Подвески в виде человеческих фигурок отображали образы духов предков шамана, а в виде фигурок животных, птиц или рыб представлялись духами – помощниками шамана. Все они способствовали контактировать с духами потустороннего мира во время так называемого камлания шамана. Большому шаману (шаману высокого сана) присущи многие деяния. Прежде всего он знаток истории рода, разных поверий, он и знахарь, и предсказатель, и гадатель. Онгоны, зураги и подвески широко показаны в каталоге. Среди них есть человеческие фигурки, резанные из дерева или отлитые в металле. Обычно их называют идолы. Имеются изображения идолов в виде наряженных кукол. Каталог дополняют шаманские личины, деревянные и металлические маски. – Любая музейная коллекция обычно связана с людьми, передавшими музею эти предметы. – В каталоге есть именной указатель фондообразователей шаманской коллекции, там названы более тридцати фамилий собирателей, коллекционеров, ученых, которые за более чем полтора столетия собрали уникальную коллекцию. Начиная с Николая Агапетова (1880 год). Первое описание коллекции было сделано Агапетовым совместно с Хамкаловым, который помогал ему первое время как переводчик. Они вместе ездили по улусам, собирали предметы, наблюдали обряды шаманов. Позже Хамкалов самостоятельно продолжил работу. Необходимо вспомнить, конечно, Баторова, который первым создал в двадцатые годы бурят-монгольскую экспозицию. Он был разносторонним человеком, занимался этнографией, мифологией, поиском фольклорных материалов. К сожалению, его основная коллекция погибла во время пожара в его усадьбе. Но в коллекции музея сохранились около 20 собранных им предметов. В тридцатые годы свой вклад внес еще один исследователь, собиратель Титов. И много других имен можно перечислить. – Кому адресован каталог? – Прежде всего он является справочником по сибирскому шаманизму и представляет богатейшую коллекцию музея. Каталог может стать подспорьем для исследователей, которые интересуются шаманизмом, в нем можно познакомиться с предметами нашей коллекции. Иллюстративный материал отражает богатство коллекции нашего музея, которая раньше была лишь частично доступна на выставках.
Тэги: |
|
|