НА КАЛЕНДАРЕ

Эпоха Бориса Дмитриева

Подготовил Михаил ЮРОВСКИЙ   
28 Января 2023 г.

18 1a 

Классик сибирского фотоискусства, неутомимый путешественник, эколог и талантливый врач одновременно, Борис Дмитриев не признает фотографические миражи и утопии. А его фотоработы, однажды увидев, уже невозможно забыть…

Эпоха Бориса Дмитриева

Впервые я встретился с Борисом Васильевичем лет 25 тому назад – в доме Рогаля была его персональная выставка, на которую меня затащили друзья. Тогда-то и поразили его работы, наполненные глубоким смыслом, удивительно тонко и выразительно передающие как красоту и своеобразие природы Сибири, так и тех, кто обитает на ее необъятных просторах. Сам мастер был на той выставке малословный и слегка задумчивый, его сосредоточенную грусть дополняло околокартинное пространство выставки.

18 2

18 3

18 5

Тогда-то он и подарил мне десяток отпечатанных цветных копий своих фотографических шедевров. Так и состоялось наше знакомство.

В начале своего творчества Борис Васильевич больше снимал лишь старый Иркутск – как обжитые дома и дворы, так и те, которые как миражи все быстрее и быстрее уходили в прошлое. С тех пор прошло уже более полувека. Наш старый Иркутск за это время еще больше обветшал и, как проходящая эпоха со своими декорациями, стал от нас еще дальше.

Иркутск, улица Тимирязева. Фрагмент фасада

Улица Декабрьских Событий. Дом-корабль

Позже главным мотивом творчества Дмитриева стала природа. Она, возрождаясь заново каждую весну, как и наша человеческая жизнь, никогда не дает такой горечи, как что-то застывшее, дряхлеющее и умирающее. Природа же, как сильный и единый организм всего живого, оптимистична и неутомима по своей сути. И Дмитриев, как соавтор ее произведений, объехал со своей камерой всю Сибирь и Дальний Восток – от Улан-Удэ и Красноярска до Кяхты, Тобольска, Томска, Новосибирска, Хабаровска, Барнаула и Нерчинска, снимал в Саянах и на Колыме, на Байкале и Хамар-Дабане.

Дед Бориса Васильевича приехал в Сибирь с Украины на строительство Транссиба, долго водил поезда в Китай и в Маньчжурию. Его бабушка была родом из Старого Оскола и тоже прибыла с семьей на эту стройку века. Детство Бориса прошло на станции Мальта, где пенсионеры растили внука в любви и доверии. Из раннего детства Борис хорошо запомнил мед с дедушкиной пасеки и бабушкины ватрушки с брусникой. И такое вкусное детство придавало дому особый уют и непередаваемые ощущения счастья, когда еще теплую ватрушку маленький Боря подставлял под струйку янтарного меда, текущего очень медленно и завораживающе. Еще детская память сохранила мгновенья, когда он трогал струны бабушкиной гитары – казалось, что это эти звуки уносили его куда-то далеко, к нездешней жизни...

18 4

К концу войны, после смерти деда, семья Дмитриевых переехала к западному переезду – в дом бабушкиной сестры Марфы. Зиму коротали с бабушкой вдвоем. Вечерами зажигали керосиновую лампу, бабушка брала в руки гитару и пела. В детстве она пела в церковном хоре, и у нее был красивый грудной голос, она исполняла народные песни и романсы, внук слушал. Эти посиделки с песнопениями навсегда остались в его памяти.

На День Победы шестилетний Борис решил поехать в Иркутск. Причем так далеко он уезжал один впервые, бабушка только посадила его в поезд. До сих пор он хорошо помнит, как в праздничный день в иркутском сквере имени Кирова играл духовой оркестр, танцевали пары. День тот выдался солнечным, теплым. А вечером прогремел праздничный салют, который тоже запомнился навсегда…

Когда уже в юности Борис начал снимать старый Иркутск, ему хорошо запомнилась одна история. Как-то он сфотографировал уникальный дом с наличниками в виде винограда на улице Степана Разина. А на другой день, когда он решил дополнить отснятые кадры новыми, дома на месте уже не оказалось – снесли. Так до него дошла истина о том, что история скоротечна, время может неумолимо смывать ее следы, и надо успевать все это запечатлевать…

Бульвар Гагарина (возле мединститута)

Первая персональная выставка Бориса Дмитриева «Старый Иркутск», что проходила в Доме художника и была приурочена к 30-летию его деятельности как фотохудожника, вызвала тогда высокий общественный резонанс. Его заметили и отметили в СМИ, публикации его работ состоялись в Польше, Болгарии, Чехии. А на сорокалетие мастера его художественные фотоработы впервые были выставлены и в Областном художественном музее, где в качестве главной экспозиции был тот же «Старый Иркутск», только дополненный. В том же году осуществилась и заветная мечта мастера – у него появилась лучшая на то время и идеальная для подобных съемок камера Horseman VH-R. Тогда же возникла и идея подготовки к изданию фотоальбома об Иркутске. А в 1984 году издательство «Молодая гвардия» предложило Валентину Распутину подготовить текст к изданию книги о Сибири. Фотохудожником в той серии – «Отечество» издательством был выбран Борис Дмитриев.

Грязнова 40, Иркутск. Конец 60-х

Долгих шесть лет фотомастер собирал для этого издания материал в городах Сибири: Кяхте, Улан-Удэ, Томске, Новосибирске, Барнауле, Абакане, Минусинске, Горно-Алтайске, Новокузнецке, Нерюнгри, Тобольске; снимал для него кадры на горном Алтае, в Хамар-Дабане, на Телецком озере, на реках Витим, Колыма, Индигирка, Лена, Ангара, Амур, на арктическом побережье Якутии. Но к 1991 году удалось издать только часть той серии.

А потом у него возникла идея непосредственных межличностных контактов по всему миру. Началось открытие Америки, в частности, легендарного Йосемитского заповедника, где Дмитриев провел неделю, потом посетил парки Анкориджа, облетел всю когда-то нашу Аляску…

А еще хорошо запомнились Борису Васильевичу съемки в труднодоступных районах Саян, где он побывал трижды и где были сделаны редкие снимки – настоящая музыка гор…

  • Расскажите об этом своим друзьям!