Ее учительское счастье |
Н. Н. Николаева от имени коллектива школы, родителей и учеников школы № 5 города Зимы |
29 Января 2023 г. |
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Мои года»! Хотелось бы через газету поздравить коллегу, педагога начальных классов нашей школы Маргариту Валерьевну Казакову с юбилеем (ей 1 января исполнилось 55 лет) и рассказать читателям об этой славной учительнице, которая отдала своей профессии 35 лет. Узнав о ней, вы, думаем, не откажете в нашей просьбе. Да и она достойна такого подарка. Тем более что 2023 – это наш год – Год учителя и наставника, о чем ваша уважаемая газета, конечно же, будет писать. У нас в городе, к большому сожалению, нет своей газеты, а так хочется поделиться рассказом об этом удивительном человеке и замечательном педагоге. С уважением, ваш постоянный читатель, учитель математики СОШ № 5 города Зимы Наталья Николаеваот имени коллектива школы, родителей и учеников школы. Учителя – самые счастливые люди, потому что они видят, как растет, мужает, умнеет человек, они чаще других встречаются с хорошими людьми. Когда в своем ученике или ученице ты видишь, как рождается в нем настоящий человек, на душе становится светлее, сердце радуется. А учительское счастье – это счастье особое, очень трудное. Первые счастливые минуты каждый учитель испытывает, наверное, когда входит в первый раз в своей жизни в класс, и тридцать пар детских, внимательных, любопытных глаз излучают тепло. Учительское счастье – это не только радость, улыбки, цветы. Это и разлуки с теми, кому в течение нескольких лет отдавал время, знания, душу, учил и воспитывал. Каждый раз первого сентября, ранним солнечным утром она с большим волнением и тревогой в душе ожидает своих учеников. Вот они нарядные, крепко держа за руку своих мам и пап, идут к учителю, она глубоко всматривается в лица и пытливые глаза этих малышей. И чувствует себя мореплавателем, который отправляется в далекие неизведанные страны, ведь ученики – это ее спутники и товарищи, это с ними ей предстоит четыре года бороздить океан под названием Познание в начальной школе. «Могу ли я, – говорит Маргарита Валерьевна, – научить их быть счастливыми? Да, если вдуматься глубоко – возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны. Первая – счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания, и способность к такому счастью можно формировать. Вторая сторона – это счастье творческого труда. Шаг вперед для дела, для людей, в идеале для человечества. Важно сделать так, чтобы ребенок с урока не ушел равнодушным, чтобы завтра ему захотелось снова прийти в школу. А поэтому каждый ее урок имеет изюминку. Мне довелось учить пятиклассников, которые пришли из начальной школы от Маргариты Валерьевны. Так надо заметить, что они и говорили так же, как она: и интонация, и голос, поворот головы, жесты – всё ее, они играли ЕЕ! Это ли не чудо? Чудо усвоенного урока… Ощущение, что учитель начинает жить в своих детях – это главное в нашей учительской работе. Значит, выбранный тобою путь не напрасен, сделан правильно. И это только в школе – единственном месте встречи с детством, наивно трогательным, а позже зрелым познающим мир! Когда на уроки приходят воспитанники Маргариты Валерьевны, мне бросается в глаза высокая культура учебного труда. Аккуратные тетради, четкие красивые почерки, умение сосредоточиться, подтянутость и дисциплинированность. Это результаты постоянной изо дня в день – внешне мягкой, доброжелательной, но настойчивой и упорной требовательности. И все это чудесным образом сочетается свободой и естественностью поведения на уроке. Ни фантазия, ни своеобразный ребячий юмор, ни искренность и оригинальность суждений не подавлены. Потому что сама учительница естественная и искренняя на уроке. Бывают моменты, когда кажется, что она просто решила поговорить, что-то берет из рекомендаций, но главным образом придумывает сама. И учит этому ребят. Урок – это совместный труд учителя и учеников. Но труд творческий и увлекательный. Все отмечают, бывая на уроках у Маргариты Валерьевны, емкость, насыщенность ее уроков, большой «удельный вес». Ребята много работают, но при этом нет перегрузки. Виды работ разнообразны, напряжение и разрядки чередуются. Методы тщательно продуманы и целесообразны. Она учит рассуждать, применять знания правил, закономерностей к данной ситуации, делать выводы. Учит «сообразиловке», как говорят сами ребята. Она почти 35 лет в школе, все видела, все знает, ничто, кажется, не может удивить ее. И все-таки радостное удивление не оставляет ее. Вот пришли первоклашки к ней, такие милые, беспомощные, как птенцы, говорить-то толком не умеют, штанишки падают. И вот выправляются, вроде бы, понемногу, незаметно, и вдруг идет тебе навстречу большой, красивый, сильный парень, весело здоровается… отвечаешь, потом останавливаешься – а неужели это тот самый Алешка, которому ты нос утирала на перемене? А разве это не счастье, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, когда после долгих неудач ребенок вдруг вскликнет: «Получилось!» – и обретет веру в себя. Победа ребенка становится ее победой, его радость – ее радостью. Педагогические принципы Маргариты Валерьевны просты и надежны, как ее биография. Надо понимать детей каждого. Надо учить их мыслить, а не зубрить. Надо, чтобы в школе их окружала красота и добро, и тогда они и сами станут красивыми и добрыми. Надо быть строгим, но не придирчивым. «Но разве не устаете вы от школы?» – задав этот вопрос, интересно было услышать ее ответ. «Устаю, конечно, устаю. Как все, жду каникул. А настанут – дня три-четыре отдохну, дома блеск наведу и начинаю маяться, все больше и больше. Себя не нахожу. Тогда, как первоклассница, сажусь за письменный стол и начинаю писать планы, читать, читать…» Маргарита Валерьевна видит в классе каждого. Вот этот защищенный, мама с папой постарались. А это – простушка, доверчивая. А этому – все до лампочки. А этот вообще непредсказуемый… Но в каждом она увидела главное – УЧЕНИКА! Человека, такого же, как и она, которому так же трудно, только ей легче, она взрослая, а их еще надо научить жить. Надо воспитывать душу, а чтобы воспитывать душу, надо ее иметь самой. Делом своим доказывать любовь к ученику. А если любишь ученика, сделаешь все, чтобы ему было хорошо на уроке. А еще Маргарита Валерьевна не только учитель, но и наш завуч по методической работе. Это надо уметь управлять научной работой педагогического коллектива. Почему у одних получается, а у других нет? Потому что психология общения направлена на коллектив в целом и на отдельного учителя. А это труд! Ведь надо не только донести информацию до подчиненных, но и уметь предвидеть их реакцию, их согласие или неприятие. Как известно, человек не очень любит меняться, ведь легче работать привычно, как пять или десять лет назад. Так проще. Но время слишком спешит, меняется в жизни многое. Надо знать психологию общения, быть гибким руководителем. А еще надо контролировать исполнение, качество работы и многое другое; бывает с нами, учителями, еще сложнее, чем с питомцами… Учителя идут за помощью к своему руководителю, так как знают, что она никогда не откажет, даст совет, поможет. Коллеги благодарны ей за мудрость, щедрость душевную. И если цель педагогики сделать так, чтобы ученик сохранил в своем сердце образ учителя на всю жизнь, вы, Маргарита Валерьевна, – как раз тот учитель, которого немыслимо не запомнить. В вас есть призвание, не угасающее с годами, как не может исчезнуть любовь к детям. Меняются методы обучения, но остается неизменным оптимистичный взгляд на каждого ученика. Смысл и значимость своего дела Маргарита Валерьевна смогла передать своей дочери, Варваре Юрьеве, она учитель истории, молодой специалист. Кстати сказать, выпускница – медалистка нашей школы. Династия педагогов продолжается! А мама рада, что дочь единомышленница, помогают и поддерживают друг друга, проживают вместе педагогическую судьбу. Маргарита Валерьевна – любимая и любящая жена, мама двух дочерей, заботливая дочь, прекрасная бабушка, лучшая теща, говорят зятья. В общем, состоялась во всем! Ведь мудрость – это ум, соединенный с добротой. Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – когда тебя любят, а настоящее счастье – это когда любишь ты, так говорят в народе. Маргарита Валерьевна – по знаку зодиака Козерог, а это знак просвещения, знак, энергия которого направлена конкретно на формирование будущего. Свою цель, свою миссию видит в том, чтобы вести молодых к свету. Тем более преуспевает в этом женщина-учительница. Наступивший год объявлен президентом Годом учителя и наставника, а Маргарита Валерьевна открывает год своим юбилеем! Коллеги желают ей здоровья, счастья, хотят и дальше видеть ее работающей в нашей школе. Такие люди нужны, они несут нравственную чистоту, тепло, сердечность. Это к ней относятся известные слова: «Учитель – это не просто профессия, а значительно больше. Учитель – это свойство души, сгусток ее тепла и любви к людям. Жизнь можно продлить лишь одним способом – сея любовь и добрую память в душах тех, кто идет вслед за нами… и таким образом продлевая свое духовное существование.
|
|
|