НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Старикам в культуре не место? Пара слов о смотрительницах в музеях

06 Июня 2020 г.

В мае музейное сообщество потрясло заявление министра культуры Ольги Любимовой. Чиновница высказалась, что гардеробщики и смотрители в залах не могут быть старше 60-65 лет. Инициативу объяснили заботой о здоровье пожилых в новую коронавирусную эпоху. Впрочем, после общественного возмущения министр забрала слова обратно.

Старикам в культуре не место?

Однако дискуссия не прекращается до сих пор. Сотрудники культурных учреждений обсуждают феномен «музейных бабушек», трудоустройство молодых специалистов, современные технологии как альтернативу и зарубежный опыт.

Корреспондент «Росбалта» поговорил с представителями музейного сообщества из разных уголков России. Проблема оказалась глубже, чем казалось.

Эмма Громова, член общественного объединения «ДОМ МУЗеев»:

«В вузах уже негласно действует дискриминация по возрасту: под любыми предлогами просто не продлевают трудовой договор неудобным пенсионерам-профессорам. Так что министр Любимова не оригинальна. Осталось распространить запрет на занятость работников культуры старше 65 лет: артистов, режиссеров, художников, директоров театров, музеев, вузов.

И тогда трудоустроят многих розовощеких недоучек-бакалавров с разных новых странных арт-кафедр, возникающих часто при торговых центрах. Наконец-то инфляция культуры в России официально будет признана на уровне власти».

Дарья, бывшая сотрудница Пушкинского дома

«Ничего неожиданного в словах министра нет: это „новая нормальность“. Следующими, после смотрителей, ненужным балластом станут молодые из других специальных отделов, потому что никаких массовых посетителей и уж экскурсионных групп теперь точно не будет. Опасно, вирус! Эрмитаж сейчас закрыт, зато „Макдональдс“ работает, и у его дверей бурлит жизнь.

В этом вся идея: потихоньку вынуть кирпичики из фундамента, на котором плохо держится не очень прочная, антикварная классическая культура. Когда, наконец, рухнет — избавит от лишних нагрузок на бюджет».

Константин, сотрудник музея в Томске:

«Подобные публичные высказывания отражают особенности сферы культуры, социальной структуры, политики государства, отношения элиты к основной массе населения. В этих словах сочетаются эйджизм, низкие уровень и качество жизни, невысокая политическая культура и презрительная политическая, управленческая риторика. Думаю, в других странах это закончилось бы отставкой и судебными разбирательствами».

Ирина Ештокина, ведущий специалист по музейно-образовательной деятельности отдела экскурсионно-лекционной работы Государственного Русского музея:

«Молодежь на такую работу не шла и не пойдет. И это понятно: нет ни профессионального роста, ни морального и материального удовлетворения. А наши пожилые сотрудники — люди уже состоявшиеся. Для них эта работа — способ выйти из семьи, быть еще полезными обществу. Врачи, педагоги, в основном люди интеллектуального труда, они приходят в музей с тем же: нести уровень культуры в массы.

Нам говорят, что нужно идти в ногу со временем и установить камеры. Давайте разберемся. Профильный комитет предъявляет специальные требования к историческим зданиям. При этом специалистов-технарей в этой области практически нет. Я уже не говорю о том, что невозможно закупить аппаратуру сейчас, когда все и без того обнищали. У нас, например, четыре дворца, в каждый зал требуется по две камеры…

Даже если случится чудо и деньги откуда-то возьмутся, есть и другие аргументы. В музеи часто приходят семьи с детьми. Родители, конечно, смотрят картины. Маленьким же неинтересно, они бегают по залу, трогают то, что нельзя. Вот ребенок прикоснулся, на пульте увидели, но пока дежурный бежит до зала… А „бабушка“ всегда найдет способы, тональность, как с ребенком поговорить и объяснить, почему запрещено».

Тамара Мишина (Буковская), ведущий специалист Всероссийского музея А. С. Пушкина:

«Как правило, смотрители в музеях — это или бывшие учителя, или люди, для которых слово „культура“ не пустой звук. Если дело дойдет до научных сотрудников, то вместе со „старьем“ выметается и смысл музейной деятельности — сохранение культурной памяти в поколениях, достойное и благородное менторство, огромный накопленный запас знаний, почерпнутый старшими еще до Википедии. Напоминаю, возраст большинства директоров музеев, кажется, именно 60+».

Вероника Кирсанова, пресс-секретарь Государственного музея А. С. Пушкина:

«Этого нельзя делать! Не только по нравственным соображениям, но и с точки зрения идентичности нашей культуры. Ведь наши музейные смотрительницы — особая каста музейных людей, и даже больше…

Это, можно сказать, феномен нашей культуры — смотрители в музеях, билетеры, администраторы, гардеробщицы в театрах, концертных залах. Люди образованные, состоявшиеся, добившиеся многих успехов и заслуг, на старости лет сознательно идут на довольно сложную службу за смешные деньги, чтобы быть ближе к духовным источникам, к тому, что может и дает смысл жизни на ее исходе».

Татьяна, сотрудница музея в Бурятии:

«Наши смотрители раньше работали на других должностях, но, достигнув пенсионного возраста, уйти не смогли — прикипели. Но и музей — к ним. Потому что это суперответственные люди, на них всегда можно положиться.

В регионах ситуация немного другая, чем в центре. Если люди сейчас остаются без работы, это абсолютно серьезно. Пожилые женщины, зарабатывающие в музее хотя бы небольшую добавку к своим крошечным пенсиям, станут помощниками детям и внукам в эти тяжелые для всех времена.

Ну и потом, мы же одна страна, это как семья. Бабушки — наши духовные скрепы, без них никак».

Наталия Фомичева, сотрудница государственного музея-заповедника «Царское село»:

«Печально слышать, что мы стали балластом. Какие молодые люди согласятся занять места смотрителей, учитывая невеликую зарплату и при этом ответственность за материальные ценности? Заявление министра культуры считаю безнравственным и бесчеловечным».

Наталья Жукова, председатель общественного объединения «ДОМ МУЗеев»:

«Многие не представляют, что это за работа. Не раз слышала такое: „Смотрительницы? А, это те бабушки, которые вяжут чулок в зале?“ Может быть, и в министерстве так думают, не исключаю. Однако чаще всего это женщины с высшим образованием, разбирающиеся в искусстве, порой владеющие языками. Их основная работа — наблюдать и оперативно реагировать на действия посетителей. Это нелегко, какое там вязание! Ни книжку почитать, ни по телефону поговорить или вообще углубиться в гаджеты. Необходимо огромное терпение, внимательность и доброжелательность. То, к чему обычно как раз и приходят с годами.

Возможно, наша эпоха — последнее время таких „бабушек“. Человечность людям требуется все меньше, и не исключаю, что когда-то их заменят роботы или другие устройства. Лично мне хотелось бы, чтобы это произошло как можно позже, чтобы искусство, история, культура охранялись не автоматами и не бездушным глазком камеры, а человеческим сердцем. И эти женщины все так же украшали бы музейные залы, как они это делают в замечательной серии американского фотографа Энди Фриберга „Смотрительницы“, потрясенного нашими „музейными бабушками“».

  • А что думаете по этому поводу вы, читатель МГ? Напишите свое мнение в комментариях, ваше мнение важно!
  • По инф. rosbalt.ru

    • Расскажите об этом своим друзьям!