Книжный обзор: познакомимся с новинками русской прозы! |
04 Января 2022 г. |
Этот книжный год мы начнём с отечественных новинок. Вас ждёт жуткая история девочки из «сектантской школы», необычный сборник научно-фантастических рассказов и забавная литературная мистификация. Мария Панкевич «Долина красоты»Изд-во «Лимбус Пресс», 2022 г. Потрясающая книга, больше всего напомнившая мне «Черное на белом» Рубена Санчеса Гальего (одного из главных бестселлеров «Лимбуса», выдержавшего уже с десяток переизданий). Это и автобиографическая проза, и вместе с тем художественное произведение, каждый, в общем, сам определяет для себя жанр книги. Главную героиню мама, желающая своему ребенку только добра, решает определить в модную школу Михаила Щетинина «Текос» близ Геленджика. В этой школе царят совершенно казарменные (скорее даже тюремные) порядки, внушаются какие-то дикие представления об окружающем мире, а уж что касается учебы, так там нет ни учебников, ни уроков, ни оценок. Зато много-много работы, доносительства, насилия, сплошные подставы и подозрения – самое то для девочки-подростка, которая из уютной питерской компании попадает в этот сектантский ад. Школа Щетинина действительно существовала, и православная церковь причислила ее к сектантскому культу, и после смерти основателя в прошлом году там до сих пор идут следственные действия и журналистские расследования. Мария Панкевич описывает, как там все выглядело и было устроено в конце 90-х, когда никакого общественного или, упаси боже, государственного контроля за тем, что там творилось, не было. Боюсь произнести какую-нибудь банальность, что, мол, на самом деле это книга о свободе и о том, что человек даже в самых кромешных обстоятельствах способен остаться человеком. Но мне кажется, «Долина красоты» о другом. О родительском равнодушии, отсутствии нормальной любви и интереса к тому, что происходит с твоим ребенком, когда за его спиной захлопываются двери и какие-то упыри могут делать с ним что угодно, а родителям и дела нет. Страшная книга, но и вместе с тем вдохновляющая. Ведь зло в финале будет наказано. Но это в финале, а во время всего повествования оно чувствует себя куда как вольготно. Шамиль Идиатуллин «Все как у людей»Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г. К предыдущей книге Шамиля Идиатуллина «Последнее время» я отнесся прохладно, но она была в жанре фэнтези, который я не очень люблю. А вот сам Идиатуллин как автор интересен всегда. Он писатель с воображением, с драйвом, в постоянных поисках жанра. Его заносит то в крепкий реализм («Город Брежнев»), то в социальную сатиру («Бывшая Ленина»), то вот в фэнтези. А «Все как у людей» прямо очень-очень хорошая, это сборник рассказов и повестей, в основном это научная фантастика, и каждый текст снабжен авторским комментарием о том, как и при каких условиях он создавался. Какой-то должен был стать сценарием фильма, какой-то писался для конкурса, какие-то и вовсе были написаны «на слабо», если верить Идиатуллину. Стивен Кинг любит такие «выходы автора на сцену» в своих сборниках, и, кстати, именно со Стивеном Кингом, подозреваю, будут сравнивать «Все как у людей». Хотя Шамиль Идиатуллин, позволю себе такое рискованное сравнение, лучше Стивена Кинга. Вот повесть «Светлая память», которой открывается сборник – далеко не сразу понимаешь, что это такой киберпанковский пересказ сюжета «Приключений Электроника», только действие перенесено в нашу корпоративно-офисную современность. Или великолепная повесть «Эра Водолея», как в маленьком муниципалитете где-то в глубине Татарстана находят месторождение удивительно чистой воды, только местные жители, потребляя эту воду, постепенно превращаются в динозавров. И самое сильное впечатление оставил рассказ «Кареглазый Громовик», виртуозное нагнетание саспенса, ожидания чего-то страшного, какой-то запредельно чудовищной развязки, хотя в сюжете не происходит ничего особенного – мама с маленьким мальчиком едут куда-то, чтобы им выдали на складе игрушку, этого самого кареглазого. Александр Прост «Свистулькин»Изд-во «Лимбус Пресс», 2022 г. Забавная и при этом совершенно питерская (не только по месту действия, но и по атмосфере) литературная мистификация. В 1801 году в Петербурге проживает отставной пехотный капитан Кузьма Свистулькин, представитель обедневшего дворянского рода, и каждый день он в потертом парадном мундире посещает присутствия, хлопочет о назначении пенсии. И вот на улице он случайно подслушал разговор двух гвардейских офицеров, из которых понимает, что против императора Павла Петровича составился заговор. Честный Свистулькин бежит предупредить, но теперь он и сам в опасности. И в итоге в одну ночь от рук заговорщиков погибают и император, и несчастный капитан. Только Свистулькин не погибает окончательно – отныне его призрак будет являться многим историческим лицам в минуту принятия решений, важных для судеб России. Фельдмаршалу Кутузову он посоветует принять предложение императора возглавить русскую армию и отправиться бить Наполеона, пылкого декабриста Якубовича отговорит совершать цареубийство, и далее по списку. Ни одно более-менее важное событие отечественной истории не останется без своевременного посещения Свистулькина (завершающая призрачное существование Свистулькина сцена состоится уже в дни ленинградской блокады). Все это пересыпано ссылками на некие упоминания Свистулькина в реальных исторических документах, якобы обнаруженных пытливым исследователем. Редкий пример изощренной, умной и веселой игры, представляющей версию истории, в которой главную роль сыграл никому не ведомый капитан с фамилией милиционера из книжки про Незнайку. Ещё заголовки о книжных новинках последних недель:
|
|