ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...

Книжный обзор: вновь встретимся с нестареющей классикой!

Изменить размер шрифта

Сегодня мы посмотрим на переиздания произведений, которые уже успели показать себя во всей красе. Начнём со сборника «страшных случаев» Людмилы Петрушевской, продолжим рассказами Юрия Мамлеева, а закончим на текстах Владимира Набокова.

Книжный обзор: вновь встретимся с нестареющей классикой!

Людмила Петрушевская «Черное пальто. Страшные случаи»

Изд-во «Альпина.Проза», 2021 г.

Супер, теперь «Альпина.Проза» будет переиздавать еще и лучшие тексты Людмилы Петрушевской (вдобавок к ПСС Юрия Мамлеева и Эдуарда Лимонова, которые уже выпускают). То есть со временем мы прочтем в новых изданиях и «Время ночь», и пьесы Петрушевской, и «Новые русские сказки», которые когда-то публиковались на последней странице журнала «Столица», в 90-е я их даже вырезал и в папочку складывал.

А первой книгой новой серии стал сборник рассказов, который открывается рассказом «Гигиена»: как в некую семью стучится молодой человек, сообщает, что на город надвигается страшная эпидемия, от которой все мрут, а вот он переболел и выжил, и теперь решил помогать соседям спасаться. Но люди как-то не очень ему верят, и постепенно тоже все мрут. Можно было бы заподозрить Петрушевскую в спекуляции на модной сейчас «ковидной» теме, но «Гигиена» написана в 1976 году, такой получился рассказ-прогноз. И в сборнике еще несколько таких рассказов-прогнозов.

Повод перечитать тексты Людмилы Петрушевской, чье творчество я, признаюсь, не очень люблю за отдельными исключениями («Время ночь»), по мне это слишком депрессивная, мрачная, и – да простится мне это определение – манерная женская проза.

Юрий Мамлеев «Голос из ничто»

Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2021 г.

Надо же, Мамлеева сейчас активно издает (вернее, переиздает все основные тексты) «Альпина.Проза», и вот «Редакция Елены Шубиной» независимо от этого проекта выпустило его книгу – сборник всех рассказов писателя 1970-80-х гг, с иллюстрациями Доротеи Шемякиной. В сборник вошли действительно самые известные рассказы Мамлеева – и «Утопи мою голову», и «Упырь-психопат», памятные еще по тонким брошюркам, которые читал еще в начале 90-х, когда Мамлеева только-только начали издавать в России. И тогда, и сейчас его рассказы оставляют впечатление сильное. Такая повседневная жизнь простых обывателей, сконцентрированная до каких-то диких ужасов, где рядовые бытовые подробности превращаются в нашествие монстров и сказочных чудовищ.

Рассказы Мамлеева принято относить к так называемому «метафизическому реализму», который он сам и придумал, но для меня мамлеевские тексты ближе к Стивену Кингу, где ужас и зло таится в самых заурядных ежедневных происшествиях. Ну, или такой новый Гоголь, только поверх гоголевской мистики еще жирно-жирно наложен слой советской действительности с ее поликлиниками, учреждениями, лозунгами и коммунальными кухнями. Плюс его неподражаемый стиль – «в детской больнице было сумрачно, и люди в белых халатах были строгие, как ружья». Или вот это: «Он вдруг истерично схватил в правую руку пистолет и приставил его к своему глазу; другим глазом сурово, словно глядя на весь мир, подмигнул мне – и выстрелил». Ну, и возможность прочесть все рассказы Мамлеева (они мне нравятся больше его романов) в одной книге.

Владимир Набоков «Приглашение на казнь», «Соглядатай»

Изд-во Corpus, 2021 г.

Продолжается переиздание всех главных прозаических текстов Владимира Набокова, в хорошем темпе – о первой книге «набоковской» серии, «Лолите», я писал в июне, а сейчас уже выходят седьмая и восьмая соответственно. Редактором серии является Андрей Бабиков, он же пишет короткие и очень емкие редакторские предисловия к каждому тому, где рассказывает краткую историю создания произведения и основные обстоятельства жизни писателя.

Я вот не знал, что «Приглашение на казнь» писалось перед переездом Набокова из Берлина в Париж, и многие усмотрели в романе аллюзию на гитлеровский режим, от чего сам писатель активно отмежевывался – там, говорит, сплошной реализм, никакой мистики-фантастики, «самая простая ежедневная действительность, никакого объяснения не требующая».

А в «Соглядатай» вошли рассказы из первого сборника короткой прозы, которые Набокову издатель предложил разделить на две книги, и, видимо, следует ожидать издания «Весны в Фиальте» отдельным томом в «набоковской» серии. Вообще же, конечно, мы все эти тексты читали, но то, что сейчас книги Набокова выходят в новом оформлении, с причудливыми обложками, с затейливым вензелем «Н» на форзаце – это ведь действительно хорошо. Старые издания Набокова успели истрепаться.

Ещё заголовки о книжных новинках последних недель:

По инф. БайкалИНФОРМ

  • Расскажите об этом своим друзьям!