ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

Развитие внуков: играя, становиться людьми!

По инф. rosbalt.ru   
07 Сентября 2019 г.
Изменить размер шрифта

Маленький ребенок должен учиться играть, понимать свои эмоции и взаимодействовать с окружающими, обращая внимание на их чувства, а не цитировать Шекспира, уверена психолог Лиза Кравцова.

«Наших детей лишают возможности фантазировать»

В чем опасность раннего развития, как закладывается эмоциональный фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь ребенка, и что упускают дети, которые все свободное время проводят перед экранами гаджетов, а не в игре со сверстниками и родителями, в интервью «Росбалту» рассказала создатель творческой мастерской для детей и их мам, искусствовед, художник, психолог Лиза Кравцова.

— Еще несколько лет назад среди «продвинутых» родителей была модной концепция раннего развития интеллекта и ее принцип «после трех уже поздно». Открылось множество детских центров, где дети буквально с пеленок изучали буквы и цифры. А теперь в тренде эмоциональный интеллект как основа дошкольного развития. В чем причина таких перемен?

— Постепенно приходит понимание, что развитие должно быть не ранним, а своевременным. Например, если говорить о методике Глена Домана, одного из адептов теории раннего развития интеллекта, то стоит посмотреть фильм о выпускниках его школы. Эти дети в раннем возрасте и Шекспира наизусть читать, и кружочки считали молниеносно, и все модели самолетов знали. Однако выяснилось, что к шестнадцати годам они попросту забыли всю информацию, которая тогда им была дана. Никакой позитивной роли в их жизни она не сыграла, а тем, чем положено в раннем возрасте, дети не занимались.

— Чем же — игрой?

— Да, непосредственной игрой. Вред этой теории в том, что сензитивный период, когда формируются определенные психологические свойства и виды поведения, пропускается. Значит, нужно будет все время возвращаться и наверстывать упущенное. Но по мере взросления появляются уж новые задачи.

Что касается эмоционального интеллекта, то популярным в России данный подход стал не так давно. Но еще двадцать лет назад о нем говорили — правда, только в профессиональной среде. И изначально научный интерес проявлялся в отношении взрослых. Теперь, с появлением книг и журналов по теме, это явление стало публичным и научно-популярным.

— Почему на эмоциональный интеллект вообще обратили внимание?

— В западных странах стали отмечать, что люди, обладающие высокими показателями в тестах на интеллект, в обычной жизни не так успешны — а ведь именно на успех делалась ставка. Стали искать причины в других сферах. Оказалось, что больших результатов добивались люди общительные, понимающие окружающих, умеющие управлять своими эмоциями, проявлять лидерские качества в общении и быть заинтересованными в другом человеке.

Эта тема коснулась и детей. Переместился фокус внимания — теперь мы развиваем не столько объем знаний, сколько эмоциональную составляющую интеллекта, позволяющую понимать свои чувства и быть успешным во взаимодействии, обращая внимание на чувства собеседника. Мы развиваем то, что отличает людей от машин.

— Вы в Вашей творческой мастерской как раз и занимаетесь развитием эмоционального интеллекта. Как это происходит? В чем особенность таких занятии?

— Я делаю ставку на развитие в области творческого мышления, воображения, фантазии, а также восприятия. Это первичные познавательные процессы. Без восприятия и ощущения ни о каком дальнейшем анализе и синтезе информации речи быть не может. Для меня, например, важна тактильная работа с красками, наблюдение за тем, как цвета смешиваются. Конечно, мы рисуем, но это будет скорее следствием того, что я готовлю для нашей встречи.

Особенность занятий в том, что я опираюсь на возрастное развитие ребенка. Мы обязательно включаем физические упражнения, начинаем с разминки, с настройки межполушарных связей, различных двигательных и пальчиковых гимнастик с элементами нейройоги и психокинзеологии. Занятия тематические, связаны с природными явлениями, чтобы развитие было общим и полным. И завершаю я всегда работой со сказкой, ведь через нее происходит формирование образного восприятия мира.

Пусть потом дети отражают свое восприятие в рисовании, но это уже будет отражение именно их мира.

— Как воспринимают такие занятия наши современные дети, у которых в руках постоянно или планшеты, или телефоны?

— Вообще у детей разная реакция. Кто-то с интересом погружается и с интересом отзывается. Есть малыши, которых предложение пофантазировать вгоняет в ступор. Хотя по законам психологии именно в дошкольном возрасте они видят все во всем и могут, к примеру, превращать стул в коня, вдохновляться тем, что быстро на нем скачут, а затем выражать свои впечатления в цвете или форме.

Современных детей лишают возможности фантазировать. Гаджеты, готовые игрушки делают все за них и заменяют братика, сестренку, друга, который может с ними разговаривать, двигаться и что-то приносить. И фантазия, которая естественно рождается в игре, блокируются. Родители очень боятся фразы «мне скучно» и пытаются срочно что-то предложить — а давай поедим, погуляем, что-то тебе купим. Ребенок просто не успевает поскучать, придумать игру и реализоваться в ней. Он лишен естественного механизма развития мозга.

Что касается эмоционального интеллекта, то хоть о нем много и говорят, но способа получить точные данные об его уровне пока нет. То есть все субъективно, он проявляется не в количестве показателей, а в качестве отношений. И это качество можно и нужно развивать.

В частности, сензитивный период первого года жизни должен быть наполнен тактильным опытом, проживанием с мамой каких-то взаимодействий. Дальше, по мере знакомства с социумом, у родителей возникают другие задачи. Например, как показывать и говорить ребенку, что чувствуют другие люди. Это можно делать на примерах героев песенки, сказки или мультфильма.

Проблема в том, что картинки в современных мультиках и пособиях, к сожалению, не всегда изображают эмоциональные окраски лица героев. Если вспомнить Микки-Мауса и многих других мультипликационных героев, у них всегда приоткрытый рот и широко открытые глаза. Они всегда удивленные. Родителю не на что опереться, показывая и рассказывая ребенку, что чувствует свинка Пеппа, потому что у нее во всех сериях одно и то же выражение лица. Есть действие, а причинно-следственных связей, понимания эмоциональных переживаний героев, нет. Ребенок не получает этой информации от родителей и не получает ее нигде.

Обратите внимание: в старину у тряпочных кукол не было лиц, ребенок мог играть с ними и наделить любой эмоцией. Она может радоваться, а может и рыдать. А современные куклы всегда улыбаются, им ни больно, ни грустно, они не злятся, и даже страшно им не бывает. Современный родитель — заложник ситуации. Он идет в магазин и покупает игрушку и через нее пытается передать информацию, которую ребенок не получает. И если мама и папа не владеют вопросом о том, что и как нужно проговорить дополнительно, то результата не будет.

— Какими вырастают дети, которые не нафанатазировались в детстве?

— Если какие-то моменты в развитии упустить, то потом все сложнее восполнить. Сейчас пишут, что в ближайшем будущем будут востребованы креативность и эмоциональный интеллект, а также творческие профессии и связанные с взаимодействием человека с человеком.

Но именно эти навыки мы не даем детям в период, в который они с легкостью могут впитать и начать пользоваться новой информацией. Вместо этого они получают гаджеты и готовые решения. Что мы помним из детства? Эмоции и впечатления. Фантазируя и воплощая, ребенок получает опыт самостоятельного свершения чуда, веру в себя и свои способности, желание и умение трансформировать окружающую действительность в нечто прекрасное и невероятно полезное.

Не имея подобного опыта в раннем возрасте, взрослому человеку будет сложно реализовать его в своей жизни. Креативность берет свое начало в детстве. Все, что получает и проживает маленький человек, становится фундаментом, на котором строится вся жизнь, отношения, карьера. Грамотно организованная среда, отвечающая естественным потребностям ребенка, может помочь сделать этот фундамент крепким.

— Но ведь сейчас издается множество книг по развитию эмоционального интеллекта. У родителей есть возможность изучить вопрос?

— Конечно, сейчас появляется литература для родителей и детей, где простым языком рассказывается об эмоциях. Взрослые читают, но не всегда разбираются и порой вступают в прежнюю гонку под лозунгом «Мой ребенок должен вырасти успешнее чем я и другие дети, но теперь у нас есть золотой ключик — некий эмоциональный интеллект».

Я стараюсь родителям объяснять, что на занятиях ребенок раскрывается, он может даже стать эмоциональнее и дома начать больше выражать себя: кричать, топать ногами, показывать, что злится. То есть будет ярче переживать и выражать свою эмоцию. Таков первый этап в работе с эмоциями. И только потом мы учимся ими управлять. Готовы ли к этому длительному процессу родители? Зачастую — нет. Потому что хорошие девочки не злятся, а мальчики по-прежнему не плачут.

Хотя очень важно заметить эмоцию ребенка, озвучить ее, принять, разрешить и помочь ребенку ее увидеть. Поэтому все получается тогда, когда родитель хочет, заинтересован, когда он работает не только над ребенком, но и над своими эмоциями, учится слышать себя и не пытается закрыть свои нереализованные амбиции детскими успехами или хорошим поведением.

— Получается что основа вашего подхода к развитию эмоционального интеллекта — это научить детей понимать свои эмоции, пережить, объяснить самому себе?

— Это первый этап — понять, что я сейчас чувствую. Как только ты понял, что чувствуешь, эмоция тобой уже не управляет. Она может с тобой «разговаривать», но это уже не настолько часть тебя.

А дальше уже можно думать, что именно тебя разозлило — отняли игрушку, нарушали границы и т. д. Какой бы ни была эмоция — плохой или хорошей, — ее можно использовать как ресурс. А если мы ее просто заглатываем или идем на других срываться, это никому не приносит здоровья. В данном смысле эмоциональный интеллект — здоровьесберегающая технология, эмоциональное ОФП, некая общепсихологическая подготовка.

— Многие современные родители все же считают правильным с раннего возраста определять детей в спортивные секции и творческие кружки….

— И превращаются в курьерскую службу по доставке ребенка на тренировки и репетиции, тем самым уменьшая собственный авторитет в глазах своего малыша.

Тема кружков и секций была и раньше, только для детей все-таки постарше. А сейчас получается, что даже если мама в декрете и не работает, то она скорее будет возить ребенка по занятиям, чем заниматься им сама, потому что так положено продвинутой матери.

В 7-8 лет ребенок становится более социальным, у него появляется другая ведущая деятельность. Из игры он переходит в учебную деятельность. И в этом возрасте разумно начинать учить. По сути, у ребенка аж руки должны трястись от того, как хочется поучиться. Вот как трехлетка хочет играть, его не оттащишь, спать не уложишь пока не наиграется.

Если брать психологию, в таком состоянии должны находиться школьники, когда дело касается учебы. Я, конечно, утрирую, но это естественно, если им нравится учиться. Но им не нравится! Потому что в тот сензитивный период, когда они должны были играть, их учили. И они приходят в школу уставшие. Если тянуть траву за макушку вверх, она быстрее расти не станет. Вероятнее всего, она расти станет хуже.

— Что же тогда важнее всего для здорового развития дошкольников? Быть рядом с родителями, получая от них знания, навыки?

— Думаю, что самое важное — вводить детей в образ своей жизни. Раньше почему не нужно было специально развивать мелкую моторику? Потому что с трех лет малыши пшеницу в поле с родителями собрали или учились с папой колоть дрова. Они были в большей степени вовлечены в жизнь взрослых.

Сейчас гораздо сложнее. Папа работает в офисе, а что там покажешь трехлетнему ребенку? Дети вообще меньше включены в быт семьи. У мам есть помощники — посудомоечные и стиральные машины. Но если говорить ребенку, чтобы он положил игрушку на место и что вещи нужно постирать, иначе он не станут чистыми, это тоже может быть элементарным развитием, пониманием причинно-следственных связей. Мне рассказывали истории как четырехлетний ребенок уже читает, а нос себе вытирать не умеет. Хотя до трех лет важная жизненная задача — овладеть простыми навыками самообслуживания.

Сейчас на женщину сильно давит тема саморазвития. То, что ты ребенка родила, это так — само собой. Ты должна еще и бизнес свой сделать, и поучиться. Тогда и будешь для своего ребенка успешным примером. Получается гонка.

Это опять разговор про то, что дети не видят мамину работу, ее труд, ее вклад. И не понимают. Если бы речь шла о работе, скажем, за ткацким станком, где дочка бы подавала ниточки, происходило бы общение, передача жизненного и профессионального опыта, ребенок был бы включен в жизнь мамы. Но не всегда мамы работают в такой сфере, которой можно поделиться с ребенком.

Что значит работать? Дети видят только, что папа устал, что приводит к стрессу и крикам. Соответственно, позитивного отношения к труду нет. Ключ к решению этой ситуации все-таки кроется в совместной игре. Кроме того, до семи лет ребенку можно что-то передать: например, заниматься вместе огородом, прибивать доски, картины вешать, мебель собирать.

— А как быть ребенку, который развивает свой эмоциональный интеллект, а потом попадает в систему наших садов и школ, которой свойствена уравниловка. Может, поэтому родители дома боятся его раскрепощать, потому что понимают, что ему придется все время быть в рамках?

— Я считаю, что это не помешает, а поможет безопасно вписаться в подобные рамки. Эмоциональный интеллект состоит из умения понимать, проживать и управлять своими эмоциями и поведением. А еще из умения понимать мотивацию других людей. По сути, проблемы возникают, когда ребенок эмоцию испытал, не смог ее распознать, проконтролировать и стукнул соседа учебником. А когда он умеет понять ее в тот момент, когда разозлился, а затем осознать, как эту злость можно выпустить социально одобряемым способом, ему уже не нужно будет драться. Мне кажется вопрос, эмоционального интеллекта — это вопрос безопасности самого ребенка. Он стукнет, он будет виноватым со всеми вытекающими последствиями — двоечником или забиякой.

— Тема эмоционального интеллекта сейчас идет еще рядом с темой отсутствия эмпатии у поколения, растущего на компьютерных играх?

— Да, это связывают с их жестокостью и тем, что они не понимают, когда кому-то больно. Компьютерные игры не формируют причинно-следственные связи. В них можешь сохраниться, возобновиться, умереть и заново жить. В обычной игре, если что-то разбил, то это необратимо. Она учит тому, что нужно быть бережным, внимательным и чутким. А в компьютере ты не получаешь эмоциональной обратной связи. Притупляется способность чувствовать другого.

  • Кроме того, из-за гаджетов дети все меньше трогают шерсть, листья, песок, мамино платье, а прикасаются к гладкому экрану. Все, что мы делаем и трогаем руками, сразу попадает на кору головного мозга, наши руки активизируют наш мозг, помогают ему развиваться. Поэтому, конечно, не случайна связь эмоционального интеллекта и богатого тактильного и сенсорного опыта. Сейчас мы стали видеть последствия того, что происходит, если дети лишены естественных периодов в их развитии. А как известно, «истоки дарования детей — на кончиках их пальцев».

Беседовала Надежда Вороная

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Готовимся к проверочным по русскому в четвертом классе
    Первые экзамены и серьезные проверочные, которые ждут школьников по окончании четвертого класса — волнительное испытание. Многие четвероклассники, их родители и педагоги сильно переживают за качество результата. Тем более по таким дисциплинам, которые вызывают наибольшие сложности у ребят. В их числе и русский язык. Но все преодолеть, получить уверенность в себе, высокие баллы, твердые знания вполне по силам каждому. И для этого не надо прибегать к дорогостоящему найму репетиторов, ходить на платные курсы. Вполне достаточно взять в помощь гдз по русскому языку 4 класс Канакина, но важно грамотно и четко организовать такую подготовку. И следовать составленному плану работы, периодически контролировать ее результаты. Не все четвероклассники способны самостоятельно организовать занятия, применяя решебник по русскому языку 4 класс Канакина, возможно на начальном этапе им понадобится помощь взрослых, родителей и педагогов.
  • В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей
    В галерее рисунков для конкурса «Безопасные дороги глазами ребёнка» размещено 545 рисунков детей Конкурс детского рисунка «Безопасные дороги глазами ребёнка» проходит в рамках федерального проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сообщают пресс-службы депутата Госдумы Сергея Тена и партии.
  • «Не видят в человеке соплеменника»: влияние цифровизации на школяров
    Один подросток шагнул из окна, когда отец выгнал его из-за компьютера и заставил прибираться. Другой напал на незнакомую девочку и много раз ударил ее ножом в ответ на обидные слова. Школьники в ответ на замечание жестоко избили мужчину. У доктора биологических наук Ольги Гилевой есть неожиданное объяснение пугающих историй, биолог пришла к своим выводам, когда исследовала влияние цифровизации на школьников.
  • Если воспитывать ребенка в строгости, можно вырастить толстяка
    Уникальное исследование, проведённое в Великобритании, показало, что жёсткие методы воспитания родителей повышает вероятность избыточного веса у их детей. А вот у наследников мягких в воспитании отцов и матерей проблем с лишним весом, не связанных с физическим здоровьем, не возникает.
  • ЕГЭ: что известно про итоговое сочинение 2022-2023 гг.
    У одиннадцатиклассников не за горами итоговое сочинение. Оно пройдет в этом году 7 декабря. Раньше перед началом учебного года публиковались пять открытых тематических направлений, в рамках которых разрабатывались конкретные темы - они становились известны ученикам в день экзамена. Нововведением этого года станет закрытый банк тем, а пятерка открытых тематических направлений публиковаться не будет.
  • ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей
    ГДЗ по математике: поможем внукам с «нерешаемой» задачей Говорят, что математика – царица всех наук. И каждый школьник вынужден изо для в день разбираться с вопросами, которые задаёт эта королевская особа. Как же помочь маленьким внукам справиться со всеми задачами в столь принципиальной области знаний?
  • Играем с внуками: картонный домик для детей
    Играем с внуками: картонный домик для детей Все мы хорошо помним, что дети любят создавать разные сооружения из подручных средств. Для постройки используются стулья, одеяла, простыни, покрывала. Картонный домик для детей в виде раскраски представляется настоящим спасением в этом случае. Такой домик – отличный подарок для малыша. Это его личное жилище, где он может играть с игрушками, рисовать и многое другое.
  • Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице
    Сбер подготовил памятку с правилами для детей, когда они находится без взрослых на улице Cбер совместно с добровольческим поисковым отрядом «ЛизаАлерт» и «Центром поиска пропавших людей» разработал свод правил для обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста «Когда ты на улице один».
  • Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать
    Ассистенты Салют от Сбера подскажут родителям, на какие детские пособия они могут претендовать Ассистенты Салют научились рассказывать пользователям о полагающихся детских пособиях, сообщает пресс-служба Сбербанка. Функция стала доступной благодаря интеграции ассистентов Салют с цифровым помощником портала gosuslugi.ru роботом Максом.
  • И «ликбез», и радость
    Здравствуйте, уважаемая редакция! Три года назад я была очень рада тому, что у вас появилась такая замечательная рубрика, как «Внуковедение». Ее так не хватало!
  • 5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию?
    5 ошибок студентов. Как их избежать и без трудностей сдать сессию? Студенческая жизнь очень интересна, но и сложна, потому что повышается нагрузка, ответственность и сокращается количество свободного времени. В этой статье мы разберем ошибки, которые студенты совершают чаще всего во время обучения в ВУЗе.
  • Котейки. Недетские новеллы
    В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой вызванной новой напастью наших дней – коронавирусом, длящейся по всему миру уже второй год, каникулы после первой четверти, с учётом «четвёртой волны пандемии», почти во всех школах нашей необъятной Иркутской области, продлили на неделю.
  • Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера
    Школьники могут провести новогодние каникулы с развивающим контентом от Сбера Сбер и компании его экосистемы к наступающим новогодним каникулам выпустили новую программу спецпроекта «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента для школьников от 7 до 16 лет и их родителей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Бабушки эмоционально ближе к своим внукам, чем к детям
    Еще с 60-х годов различные исследователи утверждали, что женщины живут на десятилетия дольше репродуктивного возраста потому, что это увеличивает шансы на выживание потомства их детей. Свежие же научные данные гласят: биологические основы связей бабушек с их внуками еще глубже. Пожилые женщины эмоционально привязаны к детям своих детей куда больше, чем к собственным. Об этом совсем недавно заявили ученые Университета Эмори в Атланте.
  • В Москве заработала «Почта Деда Мороза»
    В Москве стартовала акция «Почта Деда Мороза». Положить письма в почтовые ящики могут дети и взрослые в 39 парках столицы.
  • Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников
    Сбер и 14 музеев России подготовили интересные развивающие материалы для школьников Сбер и компании его экосистемы к школьным каникулам запустили спецпроект «Каникулы со Сбером» – подборку интересного развивающего контента из более чем 40 активностей для школьников от 7 до 16 лет, сообщает пресс-служба Сбера.
  • Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте
    Сбер и арт-блогер Анастасия Сосновская открыли два филиала детской библиотеки в Иркутске и Усть-Куте Взять книгу для домашнего чтения или почитать издание прямо в офисе банка теперь возможно в Сбере, сообщает пресс-служба банка.
  • Как заинтересовать ребенка космосом?
    Как заинтересовать ребенка космосом? Если у взрослых есть желание привить ребёнку любовь к космосу или если ребенок уже начал интересоваться этой темой, то такое любопытство стоит активно поддерживать и помогать маленькому человеку развиваться в этом направлении. Вдруг он станет выдающимся космическим путешественником или сделает множество интересных открытий?
  • Все у большего числа детишек — лишний вес. Тревожно...
    Неправильное питание, чрезмерное количество времени, проводимое за гаджетами вместо прогулок — это качается не только взрослых, но и детей. И местами проблема даже куда серьезнее.
  • Как помочь ребенку справиться с проблемами сна?
    Много детей на разных этапах своего развития испытывают проблемы со сном. И над решением этой проблемы работают взрослые. Так, клинические психологи Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар сформировали комплекс методик, успешно применяемый ими в многолетней практике. В книге «Бодрые. Как помочь детям высыпаться» эксперты на реальных примерах разбирают актуальные проблемы детского сна и демонстрируют, как за несколько недель помочь ребенку справиться с ними. Ниже предлагаем ознакомиться с фрагментом данной работы.