ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2020-09-14-06-39-44
Согласно статистике, на сегодняшний день в России неполных семей, где ребенка растит только мать – около 5,6 миллионов. На протяжении всей истории страны женщины очень часто в одиночку воспитывают сыновей. Такое происходит в каждом поколении. Какими вырастают юноши, у которых с детства перед глазами...
2020-09-01-02-12-03
Валерий Соловей рассказал, как папы и мамы могут помочь школьникам компенсировать пробелы, неизбежные при обучении онлайн. Учитель и политолог Валерий Соловей заявил, что решение о карантине, по его информации, отложено до октября. Ранее Соловей говорил, что россиян с высокой долей вероятности...
2020-09-11-04-02-24
Однажды собрались мы с девятилетним внуком в поход. Взяли палатку, топорик, котелок, мешок спальный – вещи для походной жизни необходимые. Наладил я внуку рюкзачок, сам навьючился. С утра пораньше отправились. Путь не близкий – до настоящего леса часа три...
2020-09-08-02-31-06
Помните, следуя «железной логике», друзья Жени Лукашина из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» отправили его на самолете в город Ленинград? К сожалению, мыслили они, принимая решение в аэропорту, не вполне логично. А вот как рассуждать логично, как убедительно уметь отстаивать свою точку...
2020-09-03-13-48-17
Игрушки помогают детям получить необходимые навыки, ускорить психическое и физическое развитие. Однако их польза не безусловна. Чтобы игровые пособия успешно выполняли свои функции, они должны соответствовать возрасту ребенка. Не менее важна для всестороннего развития малышей и их дидактическая...

МультиВход
 

Дети и внуки не должны оставаться с депрессией один на один!

По инф. polit.ru   
16 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

О депрессии подростков мир знает немало историй. В книге Анны Леонтьевой «Я верю, что тебе больно. Подростки в пограничных состояниях» приводится еще одна. Автор рассказывает здесь читателям о борьбе с клинической депрессией своей дочери. Ниже предлагается фрагмент данной книги.

Наши дети не должны оставаться с депрессией один на один

В ожидании своего первенца я собирала и публиковала самые разнообразные материалы про материнство, естественные роды, младенческий возраст, «донашивание» ребенка после родов (моя профессия журналиста помогала мне). Вся эта информация нужна была не только читателям: я хотела, чтобы, когда младенец выйдет из меня на свет, у меня была четкая инструкция по его выращиванию. По кусочкам, по фрагментам я собирала те сведения, которые сейчас можно в полном объеме найти у хороших психологов, опытных акушерок, мудрых мамочек. Конечно, всё равно первое время один на один с ребенком — а бабушек и дедушек рядом, как водится, не было — это время противостояния тебя и твоего маленького человечка огромному количеству советов, поступающих извне из вроде бы солидных источников: врачей-педиатров, твоих старших родственниц, книг (в 90-е, на которые пришлось детство всех моих троих детей, это были книги доктора Спока, заботливо принесенные, как правило, мамой или свекровью)...

Первый и, к счастью, последний совет, которому я лишь единожды последовала, «от доктора Спока и иже с ним», — это «дайте ему накричаться». Этот опыт настолько запечатлелся у меня в памяти, что я до сих пор готова всхлипнуть, когда вспоминаю тот день. Было так. Замученная непривычным непрерывным общением с новорожденным, я решила как-то раз всё же «дать ему накричаться», как заклинание повторяя про себя: «Пусть он поймет, что я не всегда могу сразу подойти, он же сыт, он же переодет, мы же уже погуляли...»

Я вышла на кухню и с независимым видом начала заваривать чай под нарастающее младенческое бурчание, в котором слышалось недоумение моей нерасторопностью. Когда недоумение моего проснувшегося малыша стало переходить в беспокойство, а потом в явный испуг, я почувствовала, что не очень понимаю, куда именно наливают кипяток для заварки. Когда в его воплях послышались нотки отчаяния — я поймала себя на том, что стою у двери и почти скребу по ней ногтями. Должна сказать, что довольно быстро сломалась: уровень стресса от моего странного воспитательного порыва намного превышал совместимый с жизнью. Когда я наконец подхватила на руки и приложила к груди мокрое, красное и перепуганное дитя, оно посмотрело на меня с незабываемым выражением горя и укора — иначе не могу передать этот взгляд и всхлип перед новым погружением в мое тепло... До сих пор рада, что после этого я выбросила книжки доктора Спока и перекрыла канал трансляции полезных советов в формате «Оставьте его одного, он же может кричать из вредности», «Не приучайте его к рукам, сами же потом пожалеете» и «Кормление по часам — залог вашей будущей счастливой совместной жизни»...

Всё это я рассказываю, чтобы еще раз подчеркнуть: понимать, что проблемы наших детей оттуда, из детства, — больно, но необходимо. Диагноз — половина пути к выздоровлению.

Когда ребенок только рождается, его сознание еще максимально находится в хаосе, оно расфокусировано. Он находится в мире образов, фантазий, теней. Постепенно сознание начинает структурироваться. Он начинает узнавать маму, ее лицо. Жизнь начинает приобретать всё больше конкретики. Маленький ребенок в возрасте нескольких месяцев фиксирует мамин образ, радуется ей, и для него очень важен эмоциональный контакт с мамой в этом возрасте.

Психотерапевт Константин Владимиров рассказал о таком довольно страшном эксперименте: мамам 8–9-месячных детей давали задание играть с ребенком, который сидит в коляске, и вот мама играет, веселится — но в какой-то момент вдруг останавливается и делает каменное лицо. Просто смотрит на ребенка — но с неподвижным лицом. Что происходит с малышом? Сначала он пугается, начинает кричать, пытается привлечь внимание, потом начинает плакать, у него начинается истерика. А задача мамы — оставаться с каменным лицом.

Что происходило дальше? Надо сказать, что часть мам просто не выдерживала. Но у тех, кто продолжал эту «игру», в какой-то момент дети просто... замирали! Здесь срабатывает такой инстинкт: «Чтобы не перенапрячься, чтобы не умереть, чтобы на крик не пришли в пещеру хищники и не съели меня — нужно замереть». И ребенок это делает. Он отстраняется от мамы и замолкает. И вот здесь происходит первая фиксация депрессивного опыта. «Тот объект, на который моя психика обычно реагирует, за который она цепляется, та единственная опора, что есть в моей жизни, — почему-то разрушилась, эта опора не живая. Я не знаю, что делать. Я кричу — опора не оживает. И тогда единственное, что мне надо сделать, чтобы я не разрушился в своем хаосе, — я должен уйти во внутренний мир».

Ребенок успокаивается не потому, что ему стало легче. Он замолкает, чтобы его не съели условные хищники. Срабатывает заложенный в него механизм защиты. Но при этом он переживает невероятный ужас. И вот здесь формируется первый опыт тотального одиночества. У психики есть такая функция: в случае какой-то сильной стрессовой ситуации мы отходим на шаг назад, пока не найдем опору. И если впоследствии ребенок делает шаг назад и не находит опору, второй шаг — опоры нет и так далее, тогда он уходит в самую первую свою фазу, где он испытал вот этот ужас непереносимого одиночества, где, чтобы выжить, ему нужно было замереть. Это психологи называют довербальной детской травмой.

Не удержусь и приведу несколько очень важных для матери и для младенца цитат из книги Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» на эту тему: «Нашим предкам довольно странной показалась бы идея положить ребенка одного в нечто вроде деревянной клетки и уйти. Как можно оставить такого беспомощного детеныша в одиночестве? Да, мы живем не в пещере и даже не в избе, младенца из прекрасной детской, в которой все подобрано по стилю и цвету, не утащит в лес дикий зверь и не загрызут крысы. Но он-то этого не знает! Его инстинкт, за сотни тысяч лет выращенный эволюцией ради его безопасности, говорит одно: либо ты рядом со своим взрослым, либо пиши пропало. Инстинкт матери, который теми же сотнями тысяч лет подогнан к инстинкту ребенка, как две сложнейшие детали одного механизма, твердит то же самое: не оставляй его, не позволяй ему долго кричать, это опасно для него и для тебя».

«Для него и для тебя»... Для тебя: из этого не-следования собственным чувствам, которые явно заложены в мамочек самой природой, может вырасти либо тревожность и чувство вины, либо наоборот — привычка отстраняться от ребенка, его нужд, его болей и его криков. В более позднем возрасте это выражается в отношениях «Пусть справляется сам, он же не маленький». Для него: наличие рядом мамы или другого постоянного любящего взрослого, готового утешить в младенческом возрасте, закладывает, как говорят психологи, «базовое доверие к миру». То есть младенческий возраст формирует в ребенке либо ощущение прочности окружающего мира и его значимости в нем, либо неуверенность ни в том, ни в другом.

«Отчаяние, которое накроет его, когда он так и не докричится и заснет в изнеможении. Раз накроет, два, десять, а потом это отчаяние обживется внутри да и останется с ним навсегда, накрывая в моменты жизненных трудностей невесть откуда взявшимся иррациональным убеждением, что "всё бесполезно, никто не поможет, я обречен"» (Людмила Петрановская). Дальше разорванная связь может привести к более тяжелым патологиям отношений: когда родитель или родители вовсе не понимают серьезности проблем и уровня боли ребенка. В самом крайнем случае, когда родитель умеет добиваться послушания своего подростка посредством «сильных» слов и жесткого отношения к его проступкам, чувствительный ребенок может не выдержать будущего ужаса морального уничтожения (даже воображаемого) за проступок или ошибку (несданный экзамен, разбитая ваза — всё что угодно!) со стороны родителей и уйти: из дома или из жизни — всё зависит от момента и от его состояния в этот момент!

К сожалению, как бы ни было горько нам, родителям, это читать — довербальная детская травма существует, и да, могло быть так, что мы неосознанно нанесли ее ребенку. Но — это я хочу написать огромными буквами: НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ РАБОТУ ПО ЕЕ ИЗЛЕЧЕНИЮ! Многие родители с горечью могут сказать: у нас, у меня этот момент упущен, мы недостаточно общались в детстве, плохо слушали, мало были вместе, а теперь всё безнадежно, формирование психики закончилось. Нет, психологи категорически против подобных выводов.

Формирование никогда не заканчивается! Для огромного количества людей большим и значимым событием могут стать новые отношения с родителями. Если бы родитель спросил семнадцатилетнего ребенка, с которым у него нет толком контакта: что ему сейчас надо, как ему можно помочь?.. Если бы дал знать ребенку, что он плачет по ночам из-за его проблем и не знает, как их решить... Постарался поговорить, попросить совета, поделиться тем, что происходит... Рассказал о себе в его возрасте, спросил: «Похоже ли это на то, что ты чувствуешь?» Такое новое начало отношений, такой налаженный в любом возрасте контакт, разговор, обмен переживаниями, доверие даст ребенку мощный запас прочности. Он, без сомнения, будет меньше, чем если бы это делалось с самого начала, но он будет. Сорокалетние и старше люди часто ходят к психологу, чтобы из своих родителей вытащить крупицу понимания — и не могут, увы! Из этого следует весьма практичный и в то же время оптимистичный вывод. Начинать налаживать отношения с собой и со своим ребенком можно и в его семь лет, и в его семнадцать, и в его сорок.

  • Книга Анны Леонтьевой «Я верю, что тебе больно. Подростки в пограничных состояниях», в которой она честно делится историей борьбы с клинической депрессией своей дочери, вышла в издательстве "Никея".
  • Как родителям распознать, что с их ребенком случилась беда и он, несмотря на внешне благополучную жизнь, внутренне раздавлен? Как не обесценить испытываемую подростком душевную боль и вовремя оказать ему помощь? Кроме личной истории автора, в издании собраны мнения и советы квалифицированных специалистов для родителей, чьи дети переживают сложный жизненный этап. Они успокоят взрослых, подарят им решительность на поле сражения за здоровье, спокойствие и счастье своего ребенка и помогут наладить с ним близкие и доверительные отношения в этот непростой для всех период.
  • В книге поднимаются сложные и крайне важные темы: как грамотно реагировать на подавленное, угнетенное состояние подростка и появление у него суицидальных мыслей; как не обесценить его терзания и отнестись с вниманием и пониманием к его боли; как не утратить доверие своего ребенка и сохранить с ним близкие и доверительные отношения.

Контакт родителей и детей очень важен для обеих сторон в любом возрасте. Задача – не пропустить, не пройти мимо, если человеку становится плохо, и уж тем более не отмахнуться. И у малышей, и у подростков есть, конечно, свои проблемы. И волны тревожащих их вопросов ничуть не меньше, чем в океане проблем взрослых людей.

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • Когда мальчика воспитывает только мама
    Согласно статистике, на сегодняшний день в России неполных семей, где ребенка растит только мать – около 5,6 миллионов. На протяжении всей истории страны женщины очень часто в одиночку воспитывают сыновей. Такое происходит в каждом поколении. Какими вырастают юноши, у которых с детства перед глазами нет образца мужского поведения?
  • Лесные уроки
    Однажды собрались мы с девятилетним внуком в поход. Взяли палатку, топорик, котелок, мешок спальный – вещи для походной жизни необходимые. Наладил я внуку рюкзачок, сам навьючился. С утра пораньше отправились. Путь не близкий – до настоящего леса часа три хода.
  • Не все обладают железной логикой, но этому можно поучиться при помощи книги
    Помните, следуя «железной логике», друзья Жени Лукашина из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» отправили его на самолете в город Ленинград? К сожалению, мыслили они, принимая решение в аэропорту, не вполне логично. А вот как рассуждать логично, как убедительно уметь отстаивать свою точку зрения, как распознавать стереотипы и не поддаваться их влиянию и не только сможет рассказать книга Никиты Непряхина и Тараса Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни». Не только на примере киногероев известного фильма, но и в повседневности можно заметить, как люди иногда мыслят и поступают весьма непоследовательно. И знание логики в большем объеме не помешало бы взрослым в России (книга, как следует из обложки, адресована подростковой аудитории, но и нам быть в курсе не помешает). А то мы на слово верим, что-то не понимаем, но рассуждаем, обсуждаем, сообразно своей оценке действуем.... И обратный ожидаемому результат в итоге не заставляет себя ждать. Давайте же почитаем отрывок из книги. Пусть прирастут и наши знания. Может в чем-то разбираться станем получше.
  • Игрушки для детей дошкольного возраста
    Игрушки для детей дошкольного возраста Игрушки помогают детям получить необходимые навыки, ускорить психическое и физическое развитие. Однако их польза не безусловна. Чтобы игровые пособия успешно выполняли свои функции, они должны соответствовать возрасту ребенка. Не менее важна для всестороннего развития малышей и их дидактическая направленность. Какие игрушки для детей дошкольного возраста будут наиболее интересны и полезны, мы расскажем далее.
  • Учитель дал советы по усвоению школьной программы в условиях «удаленки»
    Валерий Соловей рассказал, как папы и мамы могут помочь школьникам компенсировать пробелы, неизбежные при обучении онлайн. Учитель и политолог Валерий Соловей заявил, что решение о карантине, по его информации, отложено до октября. Ранее Соловей говорил, что россиян с высокой долей вероятности отправят на самоизоляцию в двадцатых числах сентября.
  • Плановые прививки и защитные маски: не опасно ли это всё для наших внуков?
    Эпидемия коронавируса многое изменила в нашей жизни. И, конечно, особенно мы тревожимся за детей. Например, можно ли им ставить во время эпидемии плановые прививки? Данные процедуры, как отмечается, помогают мальчишкам и девчонкам спокойнее пройти тот период, когда высока вероятность заражения разными вирусами. Но есть здесь, как и практически в любом деле, свои нюансы.
  • Беседа о прошлом
    Мы сидим с бабушкой на кухне, пьём чай с прошлогодним малиновым вареньем. Я смотрю, как руки бабушки бережно открывают банку и кладут мне в кружку пару ложечек этого сладкого, любимого с детства лакомства. Через эти руки я вдруг осознаю, что бабушка моя уже старенькая, а я никогда прежде не расспрашивала её о беззаботном времени юности. Так и возник этот разговор.
  • Новый феномен – цифровое детство. Каково это?
    Галина Солдатова, профессор кафедры психологии МГУ, психолог, руководитель бесплатной горячей линии помощи «Дети онлайн» рассказала, как поменялись жизнь ребенка и его сознание в эпоху интернета и что ему угрожает в виртуальной реальности.
  • Поколение внуков глазами психиатра: «Не очень умеют находить радость в жизни»
    От чего чаще всего страдают наши дети, о каких проблемах общества сигнализирует детская психиатрия? Беседа с  Анной Басовой, доцентом кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ имени Н. И. Пирогова, заместителем директора по научной работе Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой.
  • Включаем фантазию: Как весело отметить день рождения ребенка дома
    Включаем фантазию: Как весело отметить день рождения ребенка дома В последнее время стало очень модно справлять детские дни рождения в игровых комнатах, квестах, кафе, с приглашением аниматоров и кучи гостей. Неплохо, конечно, тем более что потом получается множество красивых фотографий, которыми не зазорно похвастаться в инстаграме и прочих соцсетях. Но в этом году, когда заведения общепита, культурно-развлекательные центры, игровые комнаты и т.п. учреждения закрыты либо только-только начинают открываться, родителям приходится напрячься, чтобы устроить ребенку незабываемый праздник в домашних условиях или на природе. Впрочем, если включить фантазию, то все может получиться!
  • Общий язык с подростком? Поинтересуйтесь, что он читает
    books Книги Евгении Кретовой пользуются большой популярностью у подростков и молодежи. О том, почему она выбрала жанр фантастики, что подростки ищут в книгах и почему родителям эти книги кажутся «поверхностными», а также о том, как книгам помогает найти общий язык с собственным ребенком, Евгения Кретова рассказала в интервью.
  • Всякое ли славянское имя — православное?
    kolokol 1 Для многих сегодня назвать ребенка старославянским именем — значит отдать дань русской традиции. Слышишь Болеслав — и представляешь себе русского пахаря с деревянным крестиком на шее. Однако этот образ во многом ошибочен. Православное имя — не всегда русское, а русское — не всегда православное. Разбираемся, где проходят границы.
  • Гигиена ребёнка начинается с безопасного средства для мытья ванны
    Гигиена ребёнка начинается с безопасного средства для мытья ванны Дети – цветы жизни, и как все цветы они требуют особого внимания. Неокрепший детский организм подвержен инфекциям и воспалениям, потому так важно выбрать безопасные средства для гигиены ребёнка. Прилавки магазинов полны различными шампунями и сортами мыла для детей, однако родители часто забывают о том, что купание малыша начинается с правильного средства для мытья ванны.
  • Психолог: сдать ЕГЭ — вовсе не «главная задача жизни»!
    Неудовлетворенность результатами экзаменов — коктейль Молотова, который в любой момент может взорваться, полагает психолог Оксана Пикулева.
  • Деды и внуки
    Тема взаимоотношений представителей разных поколений всегда была интересной и актуальной, потому и рассматривалась всегда во многих художественных произведениях. Понятно, что люди, сформировавшиеся под влиянием разных эпох, имеют разные взгляды и представления о моральных ценностях, правильности жизни, поведения и прочего. Зачастую старшие и младшие члены семьи могут конфликтовать и спорить. Как правило, в большей степени различаются взгляды бабушек-дедушек и внуков. В таких обстоятельствах необходимо помнить, как важно членам семьи, несмотря на разногласия, сохранять хорошие отношения.
  • 10 простых фокусов для детей 3-7 лет
    10 простых фокусов для детей 3-7 лет Фокусы – поистине завораживающее и удивительное зрелище. Кто в детстве не мечтал творить чудеса и исполнять невероятные трюки? Магия привлекает внимание зрителей всех возрастов. А после представления всегда любопытно, как это возможно и в чём секрет волшебства?
  • Конторы помощи призывникам: сомнительный «бизнес» на нежелании служить в армии
    Будущие новобранцы, которые хотят откосить от армии, становятся жертвами профессиональных разводил.
  • Школьная форма для многодетных семей: в разных регионах свои условия компенсации
    Многодетные семьи могут порадоваться. Им в этом году положена компенсация за школьную форму. Правда, затрудняются некоторые претенденты на такое благо в части оформления заявки на выплату. Также нет понимания, когда положенные средства им перечислят. Стоит отметить, что условия выделения компенсаций на приобретение школьной формы для многодетных семей отличаются по регионам. Но там, где действует подобная программа финансовой помощи, постарались упростить ее алгоритм.
  • «Кризис четверти жизни»: сегодня молодые переживают его в тишине
    "Все больше и больше молодых людей переживают ту фазу жизни, в которой они пребывают в тревоге и поиске смысла. Пандемия может усилить это явление", - пишет Le Figaro, ссылаясь на La Tribune de Genève.
  • Школьник на ЕГЭ — глазами писателя: темы сочинений соблазняют на гладенькие банальности
    Об особенностях написания сочинений в современных российских реалиях. Дети, увы, знают, что написать не относящуюся к делу гладенькую банальность – значит соответствовать начальственным ожиданиям.