НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Вспоминая Сергея Арцибашева

20 Июля 2015 г.

artsibash sergei

Никто не поддерживал меня так в моей театральной работе, как он. В руководимых им театрах я поставил четыре спектакля. А познакомились мы в связи с тем, что в моей пьесе "Пастух" он играл Ленина. Спектакль шел на аншлагах много лет в первую очередь потому, что играл он грандиозно - без грима, но предельно похоже. (Сергея Арцибашева вспоминает Андрей Максимов в "Российской газете")

В последнее время мы мало общались: поссорились. Обижать он тоже умел как никто. Смерть не уничтожает обиды, но почему-то делает их незначимыми. В конечном счете смерть гуманнее жизни - она стирает все дурное, наносное с человека, и остается суть. Если она, конечно, есть. У него была суть. Сергей Николаевич Арцибашев. Лауреат государственных премий. Народный артист. Человек, создавший свой театр - Театр на Покровке.

Сережа... Сережка... Безумный, сумасшедший. Фанатично преданный своему театральному делу.

Вот еще девять дней не прошло с его смерти, поверить в которую невозможно. Он не должен был умирать так рано. И не только потому, что так рано не должен уходить никто. А потому что в нем была невероятная энергия. Мощная. Иногда страшная. Часто - созидательная.

Я видел его всяким. Но только на похоронах, в гробу, я увидел его беззащитным и беспомощным. Таким в жизни он не бывал никогда. Сутью его был, конечно, театр. Он был абсолютно театральный человек. Мне всегда казалось, что в нем боролись две стихии: стихия борьбы и стихия строительства. Иногда побеждала первая. Иногда - вторая. Многие считают, что в Театре имени Маяковского у него не получилось. Да, он ушел не по своей воле. Да, письмо против него подписали те самые актеры, которые позвали его в этот театр. Да, он ушел, не желая, чтобы разрастался скандал - ушел, не давая интервью, как теперь говорят, "не пиарясь" на скандале. Но что такое победа режиссера? Спектакли. В Маяковке он поставил "Женитьбу", которую вполне можно назвать великим спектаклем, и совершенно уникальные "Мертвые души". Поставил несколько вполне себе симпатичных комедий.

Я много видел Арцибашева и в академической Маяковке, и в его Театре на Покровке. Мне было легко сравнивать. Не знаю, что там случилось в академическом театре - не мое это дело. Но было заметно с первого до последнего дня: в Маяковке он все время воевал. "На Покровке" жил - там был дом. В Маяковке - поле боя. "На Покровке" он работал, в Маяковке все время что-то доказывал. Не знаю, почему так получилось. Но мне виделось именно так.

Не было никакого поражения в академическом театре. Просто два организма - театр и режиссер - не смогли сговориться. Так бывает в театральном мире.

Как о любом ярком человеке, об Арцибашеве говорили всякое: и хорошее, и плохое. Но я никогда не слышал, чтобы даже самые злейшие враги называли его бездарным - талант его признавался всеми.

В чем был этот талант?

Арцибашев не создал какой-то своей школы или своего метода. Но в том, что мы называем "искусство русского психологического театра", он дошел до высочайшего уровня, до вершины. Заниматься в наше время русским психологическим театром - очень смело. А в театральной среде смелые люди редко бывают модными. Арцибашева почти всегда обходили театральными премиями, в том числе и "Золотой маской". Но его театр не обходил, а наоборот, очень любил зритель.

Сегодня для того, чтобы быть модным на театре, необходимо быть конъюнктурщиком: работать на потребу публике. Модные - они подчиняются духу времени. Смелые - создают свое время. В Театре на Покровке было свое время. Отдельное. Арцибашевское. Из всех частей человеческого тела модные режиссеры предпочитают фигу в кармане. Арцибашев больше всего любил человеческое лицо. В его труппе не было звезд, или, как сейчас принято говорить, "медиа лиу". Но и плохих артистов нет. Там только живые лица.

Театр на Покровке - маленький зал, играть приходится практически перед носом зрителя. И тут нельзя фальшивить, нельзя врать. Наперекор всем веяниям, всем новым и неновым временам, всем приходящим и неприходящим модам Арцибашев создавал свое время: время человека. Его волновали человеческие страсти, человеческие страдания...

Его Гамлет, поговорив с призраком своего отца, мгновенно, на наших глазах, старел. Его "Трех сестер" было невероятно, абсолютно по-человечески жаль. В его "Горе от ума" текст Грибоедова звучал подлинно - так, как редко когда может звучать в современном театре, и тогда открывались человеческие характеры - живые и очень сегодняшние. Кто видел - не забудет, как он играл Мольера в собственной постановке "Кабалы святош" - это была абсолютно исповедальная работа мастера.

Классика? Да, классика. Причем не осовремененная, а подлинная. Настоящая. Надо быть очень смелым человеком, чтобы сделать ставку на классический репертуар. И очень талантливым - чтобы победить. Что будет теперь с Театром на Покровке? Останется ли этот абсолютно своеобразный коллектив с уникальной труппой? Останется ли вообще театр - уж больно хорошее здание, больно притягательное? Если мы потеряем этот театр или если в угоду моде "переформатируем" его - это будет не только преступлением против памяти Арцибашева. Это будет в первую очередь преступлением против зрителя. Арцибашев был противоречивым человеком, но оставил нам абсолютно ясный пример художника, который буквально всю свою жизнь отдал театру.

Смерть притушевывает обиды и прочие глупости. А пример остается. Не забыть бы...

  • Расскажите об этом своим друзьям!