Восточная звезда Наталья Аринбасарова |
По инф. spletnik.ru, 24smi.org |
10 Октября 2021 г. |
Наталья Утевлевна Аринбасарова – советская и российская актриса с удивительной творческой судьбой. Бывшая балерина оказалась востребована в проектах выдающихся режиссеров своего времени, а многие ее работы вошли в золотой фонд отечественного кино. Детство и юностьРодители будущей актрисы познакомились в Москве. Ее отец Утевле Туремуратович был казахом по национальности, он приехал в Россию, чтобы учиться в столичной военной академии. Мама Мария Константиновна происходила из семьи поляков, которые покинули родину в период Первой мировой войны. В браке родились пятеро детей: две дочери и трое сыновей. Наталья появилась на свет в сентябре 1946 года в столичном роддоме. Вскоре отца отправили служить в Туркмению, где и прошел ранний период биографии будущей артистки. Позднее семья осела в Казахстане, но девочка не переставала тосковать по Москве, которую считала родным городом. – В детстве я очень много мечтала. Наша семья жила в Туркмении, в воинской части, где служил папа. Бескрайняя степь, днем жара за +50 °С, ночью воздух не успевает остыть. Мама выносит из нашего барака на улицу две солдатские металлические койки, их ножки ставит в банки с водой – чтобы скорпионы и фаланги не заползли, так как они воды боятся, и укладывает нас, детей. А от кусачих москитов накрывает балдахином из тюля. Сквозь этот шатер видно небо. В Азии оно низкое, кажется, протянешь руку – и можно звезду ухватить. И вот мои братья, сестры спят, а я лежу, гляжу на звезды и… мечтаю. О том, как стану известной балериной и буду танцевать на сцене на пуантах, в пачке, под волшебную музыку… Наташа поступила в хореографическую школу в Алма-Ате, а год спустя сбылась ее давняя мечта: талантливую танцовщицу пригласили в училище при Большом театре. Покинув родительский дом, Аринбасарова жила в интернате, о котором у нее остались только положительные воспоминания. В училище она была в числе лучших учеников: на государственном экзамене комиссия во главе с Галиной Улановой поставила юной балерине пятерку. Но девушка, готовясь к дипломному выступлению, уже знала – балетной карьеры не видать. В 15 лет, когда ей удаляли гланды, врачи обнаружили порок сердца. Тогда решила, что станет драматической актрисой. Об этом Наталья рассказала в программе «Судьба человека». ФильмыПервая роль была для Аринбасаровой подарком свыше. Она училась на последнем курсе училища, когда ее пригласили на просмотр для дипломного фильма молодого режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского. Интересно, что изначально кинематографист присмотрел среди студенток другую девушку, но возникла путаница, и прислали Наталью. Отказывать в пробах ей не стали. Подготовка к съемкам была изнурительной: актрисе намеренно испортили волосы и нанесли сложный грим, чтобы сделать образ чумазым и неряшливым. Но куда труднее оказалась сцена, во время работы над которой экранная партнерша избивала девушку несколько дублей подряд. Аринбасарова стойко выдержала все испытания, после чего ее утвердили, а затем последовал вердикт режиссера: надо похудеть. Для юной танцовщицы, весившей около 45 кг при росте 165 см, это было шоком. Однако Кончаловский настаивал, что ее лицо едва помещается в кадр. Причина выяснилась спустя годы: из-за сердечной недостаточности в горах, где проходили съемки, тело артистки отекало, и она казалась больше. Но тогда пришлось придерживаться строгой диеты. Подписывая контракт, Наталья, воспитанная в восточных традициях, настояла, что не станет сниматься обнаженной. Для сцены, в которой ее героиня предстает без одежды, выписали натурщицу, а когда с ней не сложилось, выбрали девочку из массовки. Позднее, когда актриса рассказывала об этом журналистам, те быстро теряли к ней интерес. Но мучения исполнительницы не были напрасными. Когда на экраны вышла картина «Первый учитель», где Аринбасарова сыграла юную Алтынай, на нее обратили внимание и зрители, и критики. В 1966 году ей, непрофессиональной актрисе, вручили главный приз фестиваля в Венеции – золотой Кубок Вольпи. Конкуренткой была Джейн Фонда, сыгравшая в мелодраме Роже Вадима «Добыча». В молодости у Натальи от предложений сниматься не было отбоя, а талантливую артистку позвали учиться во ВГИК. Там она оказалась старше своих однокурсников, среди них были Наталья Белохвостикова, Николай Еременко и Сергей Никоненко. Но возраст и слава давали привилегии – Аринбасарова была единственной в группе, кому позволяли сниматься. В 1969 году на экраны вышел фильм «Джамиля», в котором исполнительнице вновь досталась главная роль. Чтобы подготовиться к съемкам, Наталья брала уроки верховой езды и многие трюки выполняла самостоятельно. Затем последовала премьера картины «У озера», которую снял режиссер Сергей Герасимов. Работая над сценарием, он написал роль Кати Олзоевой специально для артистки, чтобы она могла продемонстрировать балетные навыки. С этим образом еще долго ассоциировали исполнительницу. Не менее яркой и запоминающейся получилась ее Маншук Маметова из военной драмы «Песнь о Маншук». Сценарий ленты Кончаловский написал специально для Натальи, поэтому Аринбасарова так гармонично вжилась в роль храброй пулеметчицы. Эту работу исполнительница считает одной из самых любимых. Удался ей и образ Айжан из приключенческого боевика «Транссибирский экспресс». В последующие годы актриса продолжала блистать на экранах, даря зрителям незабываемые эмоции. 1990-е начались для Натальи Утевлевны комедией «Система “Ниппель”» Александра Панкратова-Черного. Там она снялась в необычной для нее роли пьяницы и сумела сделать это правдоподобно. Переход от образов молодых воинственных красавиц к более характерным и возрастным дался артистке безболезненно. По ее признанию, она гармонично чувствует себя, играя матерей и бойких бабушек. В 2011 году Аринбасарова снялась в картине «Небо моего детства», где воплотила пожилую мать Нурсултана Назарбаева. Личная жизньПервым мужем звезды стал Андрей Михалков-Кончаловский, роман с которым начался на съемках «Первого учителя». Режиссер был старше актрисы почти на десять лет, и не казался ей привлекательным, но он был прекрасным собеседником и сумел покорить ее интеллектом. Они поженились втайне от родителей артистки, которые вначале были против такого союза, но со временем приняли выбор дочери. В этом браке родился сын Егор, который станет знаменитым режиссером. Расставшись с супругом, Наталья больше не собиралась выходить замуж. Но затем в ее жизни появился художник Николай Двигубский, который долго ухаживал за Натальей и в итоге сумел покорить ее сердце. Свадьбу сыграли всего за два дня до появления их дочери Екатерины, ведь актриса боялась, что девочку признают незаконнорожденной. Второй муж, как и первый, развелся с ней из-за желания работать за границей. Наталья Утевлевна не собиралась покидать Россию, ведь знала, что только на родине будет востребованной. Ради карьеры она готова была пожертвовать личной жизнью, о чем никогда не жалела. Позднее Аринбасарова познакомилась с режиссером Эльдором Уразбаевым, с которым прожила 16 лет, но уже не стала официально оформлять отношения. Он легко нашел общий язык с детьми артистки и охотно снимал ее в кино, но в 90-е их отношения испортились, и они решили мирно расстаться. Сейчас Наталья Утевлевна сосредоточена на воспитании внуков, их у нее трое: Мария, Тимур и Тимофей. Сын и дочь актрисы связали судьбу с кинематографом, снимают фильмы, в которые часто приглашают мать. Они считают ее талисманом. В 2021 году актриса вернулась на экраны после небольшого перерыва. Она появилась в картине «Хозяйка горы», снятой ее дочерью Екатериной Двигубской. В проекте Аринбасаровой досталась одна из главных ролей, а ее коллегами стали Анна Снаткина, Виктория Толстоганова и Сергей Перегудов. Позднее с участием исполнительницы состоялась премьера комедии Егора Кончаловского «Мой папа – вождь!». Интересные фактыВ 1999 году Наталья Утевлевна выпустила мемуары «Лунная дорога», которые написала вместе с дочерью. Благодаря превосходному вкусу и врожденному чувству прекрасного Аринбасарова неоднократно помогала улучшать картины, в которых снималась. Так, для «Джамили» она предложила сшить героине платье из парусной ткани, чтобы оно красиво развевалось во время бега. А образ Айжан из «Транссибирского экспресса» вышел более воздушным за счет наряда из шифона. Фильм «Ташкент – город хлебный» был снят по мотивам повести Александра Неверова. В ней не было девушки по имени Сауле, она была вписана в сценарий специально для исполнительницы. Еще о биографиях и страницах жизни замечательных людей:
|
|