Сквозь снежную мглу и буран |
Михаил ДЕНИСКИН |
19 Августа 2023 г. |
Подвиг летчицы Кривоноговой.
Много лет назад, когда наша семья собиралась за праздничным столом, отец непременно поднимал стопку и говорил: «За Александру Кривоногову!». На мои детские недоуменные вопросы родные отвечали одинаково: – Вот подрастешь, тогда все и узнаешь... Я подрос. И узнал потрясающую историю. И мне нестерпимо захотелось рассказать ее людям. Но у этой истории не было ни продолжения, ни завершения. Уходили близкие. Не стало отца и мамы. А после в нашей жизни появился интернет с колоссальным объемом информации. И мне удалось узнать то, что теперь позволяет поставить точку в этой истории... Командир снайперского экипажаКрылатые люди, которым довелось окончить Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, всегда с гордостью говорят: «Имени Марины Михайловны Расковой». Честное слово, они все до одного обязательно произносят имя и отчество прославленной летчицы-штурмана, одной из первых женщин, удостоенной высокого звания Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Мария Раскова сформировала три женских полка: 586-й истребительный, 46-й легкобомбардировочный полк легендарных «ночных ведьм» (в этом полку воевала и погибла наша землячка Прасковья Прокопьева из Нижнеилимска) и 587-й (впоследствии 125-й) полк пикирующих бомбардировщиков. Как создавался знаменитый Пе-2 – это отдельная история. Достаточно сказать, что из 11 247 этих самолетов 730 были построены на Иркутском имени И. В. Сталина авиазаводе № 39. Заводские испытатели перегоняли готовые машины под Тайтурку – на аэродром Белая, где их осваивали фронтовые экипажи. А освоив, отправлялись своим ходом на передовую. (Сравнительно недавно – лет 10 тому назад – удалось установить, что только в 1942 году во время учебно-тренировочных полетов в районе Белой погибли 36 наших соколов...)
Саша Кривоногова родилась 27 октября 1916 года в Туркмении. Как она стала летчицей и попала в 125-й полк – мне пока неизвестно. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 в боевой работе был непростым даже для летчиков-мужчин. Однако известно, что у женщин и настырности, и запаса жизненной прочности – побольше. Потому-то Кривоногова, как и ее боевые подруги, воевала умело и бесстрашно (не случайно во фронтовой газете под ее фотоснимком подпись «Командир снайперского экипажа»). Вот лишь один эпизод, в изложении военного корреспондента. «17 сентября 1943 года девятка бомбардировщиков нанесла удар по живой силе и технике противника в районе деревни Сашино около Ельни. Огнём зенитной артиллерии повреждены бомбардировщики К. Фомичёвой и А. Кривоноговой, ранена в голову штурман Г. Турабелидзе. Гвардии капитан Фомичёва посадила самолёт на аэродром истребительной авиации, но при приземлении машина попала в воронку и скапотировала, при этом погиб стрелок-радист гвардии сержант Н. Крыса, двойной перелом левой руки получила штурман Г. Турабелидзе. Гвардии лейтенант Александра Кривоногова привела повреждённый самолёт на свой аэродром и сумела благополучно совершить посадку, за что была награждена орденом Отечественной войны I степени...» За время войны 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова бомбардировочный авиаполк имени М. М. Расковой совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага почти 1000 тонн бомб.
Великую Победу командир звена гвардии старший лейтенант Александра Кривоногова встретила с боевыми наградами – орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и с медалями: «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Драма на реке ТёпсаПочему-то представляю старенького охотника обликом вроде Дерсу Узала. А думы у него такие: «Хороша Тофалария-страна! Хорошо глядеть на нее с вершины. Прямо от ног убегает тайга. Вниз бежит и вдруг – распахивается. Большая, однако, тайга. От края до края глазу не охватить. Дальние горы плавают в синей дымке. Солнышко греет. А тайга – зеленая, кудрявая – дышит. Каждый лист дышит. Идут в небо токи. От них, горячих и смолистых, голова кружится. Зверья полно в тайге, дичи много. А в ледяных хрустальных реках хариусов и тайменей – густо. Но никому не тесно. Наоборот, всем хорошо, если не обижать друг друга. Тофалария – страна маленького народа. Тофы по природе добродушные и добрых людей любят. Вот геологи пришли: богатства, говорят, в земле ищем. Ну, ищите-ищите, если с добром. Маленький самолет стал приходить – патроны привозит, хлеб привозит, кино привозит. Всем хорошо…» После войны мои родители-геологи закончили работу в Якутии и получили новое направление. На этот раз в Бирюсинской экспедиции им предстояла разведка слюды в районе реки Тёпса (приток Бирюсы в Нижнеудинском районе). По пути заехали к родственникам в Бодайбо и сфотографировались на память. Это был 49-й или 50-й год, геологи тогда находились в ведении МВД, потому носили форму: на отце – китель с петлицами, в которых скрещенные молоточки. На коленях – моя сестренка Наталка, рядом – мама, с бантиками – старшая сестренка Лена, в центре – дядя Леня Зюряев (народный судья и почетный гражданин Бодайбо), справа – мои тети Люся Жаворонкова и Нина Денисова (впоследствии – известный иркутский геолог). Сам я примкну к семье лет через шесть... В поселочке жили дружно: на маршрутах – плечом к плечу, камеральные (зимние) работы – стол в стол, ну а праздники – только вместе, вскладчину. Беда грянула зимой 1952 года: у мамы вдруг открылось сильное кровотечение, она потеряла сознание. И фельдшер Валя Ланкова сказала, что счет идет на часы. Напуганные Ленка и Наталка ревели в голос. Даже немецкая овчарка Тёпса забилась под кровать. Отец, не в силах сидеть на месте, метался между домом и конторой. Радиограммы в Нижнеудинск слали без надежды: связь была неустойчивой, ответа не было, а на дворе бесновалась такая пурга, что собственной руки было не видать. Нижнеудинск долго молчал. Радист снова и снова отстукивал тревожные точки и тире. Наконец получили краткий, но такой обнадеживающий ответ: «Самолет с врачом вылетел. Встречайте!» Ждали. Время ползло невыносимо долго. На площадке зажгли ветошь в железных бочках. Пускали ракеты. Сняв шапки, слушали ветер. А самолет вынырнул из пелены тихонько, почти бесшумно и, сделав положенный круг, пошел на посадку. Доктор ввел какие-то лекарства, маму погрузили на носилки, и самолет, вздымая лыжами снежный шлейф, исчез из виду... Точку не ставлю. Когда мама стала поправляться, отец отправился в город, но прежде – в авиаотряд. Рассказал все и спросил, можно ли увидеть этого смелого летчика и поблагодарить? Ему сказали: летчик снова на задании, но имя запомните – Александра Ивановна Кривоногова, ветеран Великой Отечественной, наша гордость! Я не знаю, что произошло в штабе Нижнеудинского авиаотряда зимним днем 1952 года. Наверняка командир наотрез запретил любые полеты в такую непогоду. Но и Кривоногова парировала: мол, там умирает молодая женщина, а я смогу выполнить задание. Возможно, спор раскалился так, что в ход пошли «крепкие» словечки. Не знаю... И прошло немало лет, и мне удалось узнать, что Александра Ивановна Кривоногова после работы в Нижнеудинском районе, поселилась в Прибалтике. Была летчицей Латвийского управления гражданской авиации СССР. Налетала около четырех миллионов километров. Была удостоена ордена Отечественной войны II степени и ордена «Знак Почета». Это – все?Я рыскал по «просторам» интернета долго. И почти отчаялся. Но вдруг на мои позывные откликнулся некий молодой человек. На вопрос о родстве уклончиво сказал: «Седьмая вода на киселе...» Я спросил: а у Александры Ивановны остались дети, родственники, сохранились ли какие-то документы, фотографии? К сожалению, мой немногословный «собеседник» ничего не смог ответить. Только сообщил: отважной летчицы не стало 21 декабря 1988 года... Нет, я не опустил руки. Никак не могу смириться с мыслью, что таких людей просто можно забыть. Вы бывали в Тофаларии? Нет? Так откройте фото: вас поразят неприступные горные кручи, напористые реки, таежная глухомань. А знаете, что такое легкий самолет По-2? Теперь представьте: какое нужно иметь самообладание и опыт рискованных полетов, чтобы в сумасшедшую пургу, почти при нулевой видимости на фанерном самолетике найти среди гор крохотный поселок! Где-то в архивах лежат документы. Они должны больше поведать об этом человеке. Пожелайте мне удачи... От автора: Почти 40 лет я занимаюсь воссозданием истории секретной трассы Аляска – Сибирь, по которой в годы войны советские летчики перегоняли для фронта американские самолеты. К несчастью, за 32 месяца перегонки на трассе погибли 112 наших соколов, из них 15 – на территории Иркутской области. Когда я начал поисковую работу, шестеро летчиков числились пропавшими без вести. Теперь ненайденным остался лишь один. Увы, таежные экспедиции и архивные исследования требуют времени, терпения и настойчивости. Но у меня есть продолжатели – верные друзья-соратники! В прошлом году вышла в свет моя книга «Летящие», в которой я подвел итоги работы не только по АЛСИБу, но и по перегонке самолетов вдоль железной дороги. Книга была тепло встречена читателями, отмечена Премией губернатора Иркутской области и признана «Лучшим краеведческим изданием года». Если кто-то захочет приобрести – звоните мне: 89500506572.
|
|