Сергей Бондарчук не любил праздного препровождения времени |
Олег Перанов, sobesednik.ru |
28 Сентября 2020 г. |
25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Сергея Бондарчука. Несмотря на звания и награды (один «Оскар» чего стоит), в быту Сергей Федорович был человеком скромным. Ниже – связанные с режиссером воспоминания фотографа Сергея Иванова. На Наполеона надел очкиЭтот кадр был снят в начале 1980-х в квартире Бондарчука и Ирины Скобцевой на улице Горького (ныне Тверская). – Я тогда работал в журнале «Советский фильм», и мы решили сделать репортаж в рубрику «Семейный портрет», – вспоминает Иванов. – Долго не получалось уговорить Сергея Федоровича. Но в то время один мой приятель влюбился в Алёну Бондарчук и у них случился роман. Позже они поженились. И уже родственные связи помогли сделать репортаж из квартиры народных артистов. На снимке члены семьи собрались у проигрывателя пластинок. По словам фотографа, Сергей Бондарчук любил и понимал музыку, хотя не имел специального музыкального образования. Даже режиссер Андрей Кончаловский, который окончил Московскую консерваторию, восхищался, насколько глубоко и тонко чувствовал музыку Бондарчук. Однажды Андрей Сергеевич пригласил старшего коллегу к себе домой, где собрана огромная коллекция пластинок. Всю ночь они слушали разную музыку: от классики до рока. – Сейчас не вспомню, что именно в тот день нам поставил Сергей Федорович, но всегда, когда мы приходили к нему, он ставил что-нибудь новенькое, – вспоминает Сергей Иванов. – Например, у него дома я впервые услышал песни группы The Beatles, хотя современную музыку он особо не жаловал. Вообще Бондарчук-старший не любил праздного препровождения времени. На даче у него было любимое занятие – что-нибудь вырезать из дерева. При этом он был невероятно начитанным человеком. Помню, как вместе со мной на его даче оказался один молодой человек – философ. Он начал заводить умные беседы с Сергеем Федоровичем – о Сократе и Сенеке, а тот в ответ вспомнил русских философов – таких как Розанов или Соловьев. Так деликатно поставил на место того юнца. Как вспоминают современники, Бондарчук не был слишком общительным человеком, предпочитал полностью сосредоточиться на работе, не вел душещипательных разговоров с артистами. Сын Федор позже признавался, что в свое время мало разговаривал с отцом, редко обращался к нему за каким-либо советом. Режиссер всегда тщательно готовился к очередной работе. Например, французы обиделись на него, когда увидели в фильме «Ватерлоо» Наполеона в очках: мол, он очки не носил. Но Бондарчук раскопал в архивах факт, что у Наполеона в минуты страшного волнения падало зрение и он пользовался очками. С министром разговаривать не захотел– Своих детей – Алёну и Федора – конечно, Сергей Федорович любил. Но это была не та тривиальная любовь – погладить по головке и дать конфетку. Он относился к ним, как к равным, и требовал то же, что и от всех, – рассказывает Иванов. – Например, на съемках «Бориса Годунова» Бондарчук-старший жил в Троице-Сергиевой лавре в большом гостиничном номере. Мог бы детей поселить у себя. Нет, он отправил их, как и всех артистов, в обычную гостиницу. Понимал, что им нельзя пользоваться благами знаменитого папы, а жить лучше наравне со всеми. На снимке на шкафу можно заметить статуэтку «Оскар», которую Бондарчук получил в 1969 году за фильм «Война и мир». Кстати, во время работы над этой картиной у режиссера дважды случилась клиническая смерть. Получать приз американской киноакадемии его не выпустили, статуэтку привез в нашу страну работник советского посольства в США. – Однажды Бондарчук привез из зарубежной поездки – по-моему, из Ватикана – очередной красивый альбом репродукций, что тогда в Советском Союзе было редкостью, – продолжает рассказ фотограф. – Мы сели в его кабинете рассматривать. И вдруг звонок, к телефону подходит Скобцева. Прикрывая трубку, говорит, что звонит председатель Госкомитета по кинематографии Филипп Ермаш. На что Сергей Федорович сказал: «Передай, что я занят». На мой недоуменный взгляд (все-таки сам министр звонит!) он ответил: «А мне с вами интереснее». И мы продолжили рассматривать картины и фрески итальянских художников. «Когда выходил из себя, из него плескалась лава»С Ириной Скобцевой Бондарчук близко познакомился на съемках фильма «Отелло», где он играл главную роль, а она Дездемону. «Сначала я ее удушил, а потом женился», – шутил Бондарчук. Вместе они прожили 35 лет. Режиссер ее всегда звал Ирочкой, а она его при людях – Сергеем Федоровичем. – Мало кто знает, что Бондарчук мог вести себя, как мальчишка, – говорит Иванов. – Как-то один молодой художник пригласил его к себе домой посмотреть картины. И Сергей Федорович сказал мне: «А поехали вместе!» Но был выходной день, служебную машину не вызовешь. И тогда он вспомнил: «У меня же есть водительские права, поедем на моей машине». Скобцева его упрашивала: «Остановись!» Но если он захотел, то остановить его было невозможно. Пока мы двигались на его «Жигулях», нарушали какие-то правила, машина то глохла, то ехала, и когда подъехали к Таганке, где сложный участок, Бондарчук растерялся. Тогда я подошел к милиционеру и попросил помочь нам: остановили движение – и мы спокойно проехали площадь. Потом Сергей Федорович подпрыгивал на сиденье, радовался, как ребенок: «Я же говорил, что умею водить машину!» Ирина Константиновна при этом гладила его по руке: «Конечно-конечно, ты же самый лучший водитель!» Режиссер Игорь Таланкин, который дружил с Бондарчуком, говорил про него: «Когда вокруг все кипело, Сергей Федорович мог оставаться наглухо закрытым и при бешеном от природы темпераменте держал себя в руках. Но когда выходил из себя, то становился страшен – из него плескалась лава!» Однажды на съемках «Бориса Годунова» снималась сцена, когда польская конница должна была перепрыгнуть снежный вал. Но у каскадеров – дубль за дублем – ничего не получалось. И тогда Бондарчук швырнул мегафон, закричал матом, побежал, поскользнулся, упал, расцарапал лицо, сел в машину и уехал домой. – Я позже приехал к нему, привез шапку, которую он обронил. Скобцева мне сказала, что он приехал в таком гневе! Мы сели с ней на кухне пить чай, и вдруг заходит Бондарчук: «Хватит сплетничать. Они не виноваты, только природа и я, надо было им дать больше возможности подготовиться!» Он был отходчив. Не секрет, что ходили слухи о несметных богатствах семьи Бондарчука – Скобцевой. – Я с полной ответственностью заявляю, что в быту они были невероятно скромные люди, – признается Иванов. – По сравнению с другими дача и квартира были простые, не было сумасшедшего антиквариата. Главное достояние – книги, у них была потрясающая библиотека. Вторая ценность – коллекция курительных трубок. Говорят, самая большая и дорогая в Москве. Сергей Федорович Бондарчук скончался в 1994 году в возрасте 74 лет. Из-за онкологии в 2009 году ушла из жизни дочь – Алёна Бондарчук. Ей было всего 47 лет.
Сергей Бондарчук – эпоха в нашей культуре, грандиозное явление, кинорежиссёр-монументалист и родоначальник прославленной актерской династии. Его любили и власти, и обычные люди. Он принес нашей стране первый «Оскар» за советский фильм. Его фантастический талант умножался на тщательнейшую подготовку к любой работе. Мастера давно уже нет, но его яркие работы живут. И в любое время, благодаря доступности разных киноплатформ, мы можем посмотреть ленты им снятые или с его участием. Ещё публикации о сфере культуры и ее представителях:
|
|