НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Никогда не надеюсь на авось»

16 Июля 2015 г.

noti

Юбилейный год для народного артиста России выдался полным премьер. Фирма "Мелодия" выпустила на виниле запись его виолончельного концерта в исполнении Александра Князева и оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Только что из печати вышла автобиография композитора "Коридор для слонов", несколько недель назад, спустя 35 лет после ее первой записи, закончена самая полная и на самом современном уровне запись артистами Театра Рыбникова оперы "Юноны и Авось" (вот уже много лет идущей в Белорусском академическом музыкальном театре). И, наконец, закончился подготовительный период, и начались съемки музыкального фильма "Дух Соноры" по мотивам рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты": Алексей Рыбников тут уже выступает не только как композитор, но и как главный режиссер. Пишет "Российская Газета".

Триллер про Мурьету

rybnikov
Алексей Рыбников: Свою сегодняшнюю музыку я бы назвал синтетической - в ней и симфоническая, и хоры, и электронные инструменты...

Алексей Львович, известно, что вы помимо музыки пишете тексты, ставите в театре - но взять на себя еще и кинорежиссуру...

Алексей Рыбников: Да, иду на эксперимент. В своем музыкальном кино я сейчас и композитор, и режиссер, по такой схеме наша компания "Современная опера" будет делать целый цикл фильмов, в том числе и по моей "Литургии оглашенных". Но режиссура тут - естественное продолжение авторского замысла, ведь некогда авторы пьес все сами и ставили, а профессии "режиссер" вплоть до ХХ века и не существовало. Сегодня режиссеры больше самовыражаются вместо того, чтобы выражать авторов, закладывают в пьесы собственные мысли. Я же таким образом выражаю свои авторские интересы, не хочу, чтоб кто-то взял и перекалечил то, что я придумал.

А как "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" стала "Духом Соноры"?

Алексей Рыбников: Музыка там та же самая, которую многие знают и любят, но при этом будет рассказана подлинная история главного героя. Юлий Ким написал совершенно новое либретто, гораздо более соответствующее происходившему в реальности, нежели версия Пабло Неруды. Получился своего рода мистический триллер безо всякой борьбы за права угнетенных - есть главный герой, человек непростой, противоречивый, родом из мексиканского штата Сонора, есть золотая лихорадка, смешавшая расы и народы. Латиносы, среди которых был и Хоакин, оказались удачливее европейцев и Хоакину за это отомстили.

История вполне актуальная...

Алексей Рыбников: А что, "Юнона и Авось" разве не актуальна для нашего времени? И в перестройку, и в начале века, и сейчас менялись реалии, а написанные во времена советской власти слова "он мечтал, закусив удила, свесть Америку и Россию, авантюра не удалась..." всегда были актуальными, будто бы написанными только что.

Это, по-моему, касается и музыки "Юноны и Авось".

Алексей Рыбников: Вы знаете, ее жанр настолько синтетичен и многосоставен, что до сих пор ни в какие рамки не вписывается, это ни рок, ни классическая опера. Чтоб создать что-то в этом жанре, требуется одновременное владение массой вещей и техник, знания в роке, симфонической и электронной музыке, а у нас музыканты сегодня почему-то, наоборот, разделились на лагеря. Симфонисты с презрением относятся к рокерам, последние говорят, что симфоническая музыка это хорошо, но кто ее слушает, электронщиков, кроме поисков нового звука, вообще ничего не интересует...

Рок-танец с саблями

А почему вас, студента консерватории, ученика Хачатуряна, так заинтересовал рок в начале 70-х?

Алексей Рыбников: Это был новый язык. В академической музыке в те годы был спад, мне было интересно вырваться за ее рамки, но интереса хватило только на "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона..." стала уже немыслимой смесью всего на свете: рока, симфонической музыки, церковной, а потом была уже Литургия оглашенных...

Но в ваших кинопеснях 70-х при этом остался если не рок...

Алексей Рыбников: ...то какой-то его флер, согласен. Был, например, такой фильм - "Командировка в Бонн" Сергея Колосова, в прокат он вышел как "Диалог". Там рок-группа "Аракс" пела мои зонги, в фильме эти моменты выглядели чем-то вроде видеоклипов. Лента вызвала страшный гнев тогдашнего главы Гостелерадио Лапина, он ненавидел рок-музыку и велел это все смыть. Я бросился к Хачатуряну, но и он ничего не мог сделать.

Арам Ильич не жаловал рок.

Алексей Рыбников: Да, рок был ему непонятен категорически, да он и джаз не очень-то любил. При этом "Танец с саблями" мне, например, кажется вообще первым рок-произведением: какая там колоссальная энергетика, какой могучий ритм...

Вы как-то говорили, что никогда не писали специально для кино.

Алексей Рыбников: Я всегда писал только для себя, это касается и музыки для кино, и симфонических вещей. Музыка рождается сама по себе, и прежде чем она обретет форму и в какое-нибудь земное платье облачится, то существует в неких абстрактных образах, темах, она свободна, не привязана ни к чему. И в таком виде живет годами, десятилетиями, пока не находится точка ее приложения, тогда она материализуется и становится доступной для кого-то еще кроме автора.

Для хора и компьютера

А что вы делаете для нас доступным сейчас, в юбилейный год?

Алексей Рыбников: Я могу сказать, что у меня, наконец, закончился период добычи руды. Когда сочиняешь, ты же словно осваиваешь золотую жилу, ну, или россыпь алмазов, выделяешь из проработанной руды драгоценные крупинки. Несколько последних лет я не занимался ничем другим, кроме как сочинял и сочинял музыку, важнейший для меня огромный духовный цикл, к которому еще и собирал и частично писал тексты. Сейчас наступает время огранки этих алмазов, им надо дать жизнь, придать форму, отрепетировать, записать, чтоб зрители и слушатели могли бы это все увидеть. Мы готовим премьеру одной из частей этого цикла, "Тишайшей молитвы", произведения на духовные темы для четырех хоров и компьютера.

Откуда такое название?

Алексей Рыбников: А просто синхронизировать пение огромного количества певцов четырех хоров невозможно без компьютера, который будет через наушники подавать звук певцам и давать необходимое аудионаполнение: шумы, звуки природы и так далее. Свою сегодняшнюю музыку я бы назвал синтетической - в ней и симфоническая, и хоры, и электронные инструменты, и программирование...

Добыча руды - обычно самый тяжелый и неблагодарный труд.

Алексей Рыбников: Что вы, для меня эта работа - огромное удовольствие! Да, трудно, не всегда правильным путем идешь: Хачатурян говорил, что 90 процентов того, что тебе приходит в голову, бездарно, гениального же наберется не более 10 процентов, и все равно ничего более увлекательного для меня в жизни нет.

"Авось" не вывезет

Алексей Львович, а ведь у музыки духовной, симфонической аудитория заведомо меньше, чем у рок-музыки. Или вам это не важно?

Алексей Рыбников: Мне часто задают этот вопрос, и я никогда не понимаю его логики. У симфонической музыки аудитория во все века была ограниченной, и когда пишешь ее, то и рассчитываешь именно на аудиторию, которая ходит в концертные залы в тысячу, скажем, мест и готова слушать ее, как это принято, один раз за сезон.

Но музыка двигалась вперед именно что в концертных залах. И это гораздо больше льстит моему самолюбию, чем то, что играется в тысяче ресторанов. И для кино я ничего не пишу: у меня сейчас свое кино, и мне, конечно, интереснее работать с проектами, сделанными своими руками, а не с пришедшими со стороны.

Словом, на авось не надеетесь...

Алексей Рыбников: На авось нельзя надеяться, когда занимаешься искусством. Это гораздо более точное дело, чем самая точная наука, тут ничего нельзя делать приблизительно. В жизни я иной раз попадал в ситуации совершенно безвыходные, но и в самой тяжелой ситуации находилась тропиночка, которая пусть в неясное будущее, но выводила. Так что со мной другой случай: не "нас вывозит авось", а "наша вера верней расчета". Если веришь, то и спасешься.

В тему

Десять фильмов с музыкой Алексея Рыбникова

1. Остров сокровищ

2. Усатый нянь

3. Шла собака по роялю

4. Тот самый Мюнхгаузен

5. Через тернии к звездам

6. Сказки... сказки... сказки старого Арбата

7. Прохиндиада, или Бег на месте

8. Заяц над бездной

9. 1612: Хроники смутного времени

10. Поп

  • Расскажите об этом своим друзьям!