НА КАЛЕНДАРЕ

Непогашенная луна Бориса Пильняка

По инф. biographe.ru   
11 Октября 2024 г.

К 130-летию со дня рождения писателя, которого ненавидел Сталин

Непогашенная луна Бориса Пильняка

Фото biographe.ru

В 20-е годы прошлого столетия имя Бориса Пильняка гремело в литературных кругах СССР, однако и сегодня интерес к его творчеству не угас. При жизни работы писателя часто подвергали критике, но продолжали публиковать.

Борис (при рождении – Бернгард) родился 11 октября 1894 года в подмосковном Можайске. Немецкие предки его отца, Андрея Вогау, переселились в Россию в середине XVIII века. Мать мальчика Ольга Ивановна Савинова, по национальности русская, была дочерью саратовского купца.

Ранняя биография Бори связана с провинциальными российскими городами – Богородском, Саратовом, Коломной, Нижним Новгородом. Русская глубинка оставила в памяти юноши много воспоминаний, которые позже отразились в его произведениях. В 1913-м Пильняк получил диплом нижегородского реального училища, а еще через семь лет стал выпускником экономического факультета московского Института коммерции. Революция прошла в стороне от Бориса: из-за близорукости в ряды Красной армии его не призвали.

Сочинять молодой человек начал в девятилетнем возрасте. Первые серьезные работы автора датируются 1915 годом, когда в изданиях «Жатва» и «Русская мысль» были опубликованы его рассказы за подписью Б. Пильняк. Этот псевдоним происходит от украинского слова «пильняк» – так на украинском называли рабочих-лесозаготовителей: летом писатель жил и творил в деревне, где занимались разработкой леса.

Громким событием в творческой биографии Бориса стал выход его произведения «Быльё» в 1920 году. В книге автор попытался отобразить революционную эпоху с ее разбродом, смятением, неустойчивостью и одновременно надеждой на светлое будущее. Читатели приняли работы молодого сочинителя неоднозначно: одни хвалили за правдивость и стремление показать революцию как она есть, другие ругали за упадничество. Сразу же после первого революционного романа Пильняк издал второй – «Голый год», принесший ему всероссийскую известность.

Действие произведения разворачивается в вымышленном провинциальном городке Ордынин во время страшного голода 1919 года. Автор отказался от стандартного приема с четкой сюжетной линией, заменив его мозаикой эпизодов. События тех лет Пильняк передал с точек зрения персонажей, разделив роман на подглавы «Глазами Ирины», «Глазами Натальи», «Глазами Андрея». При этом Борис полностью отстранился от личных оценок, предоставив своим героям право на позицию. Главных действующих лиц в книге нет: на суд читателей представлена галерея равноправных персонажей, отражающих разный культурный уровень.

Пильняк в числе первых советских литераторов побывал в Германии. Его, владеющего немецким языком, направили на Запад представлять революционных писателей и налаживать связи с эмигрантами. На «русскую Германию» роман «Голый год» произвел хорошее впечатление, благоприятные оценки творчества Бориса дали представители совершенно разных политических течений. Вскоре берлинские издательства выпустили еще две книги автора – «Повесть Петербургская, или Святой камень-город» и «Иван-да-Марья». Поездка в Европу придала Пильняку уверенности в собственных силах, помогла ощутить широту взгляда и творческую свободу.

В 1923-м Борис Андреевич совершил поездку в Великобританию, где встретился со своими прославленными коллегами Бернардом Шоу и Гербертом Уэллсом. Эта страна поразила писателя высочайшим уровнем технологического прогресса и стремительными темпами развития современной цивилизации.

Через три года Пильняк закончил работу над «Повестью непогашенной луны». Автор наделил своих героев вымышленными именами, но читатели без труда «раскусили» персонажей, скрывающихся за прототипами. В произведении, опубликованном в майском номере журнала «Новый мир» (1926 год), Борис затронул острую проблему современности – машину уничтожения, беспощадно перемалывающую тех, кто нарушил партийную дисциплину и отклонился от генеральной линии. В числе персонажей повести узнаваем Сталин (Негорбящийся человек), навязавший Фрунзе (командарму Гаврилову) хирургическую операцию, ставшую смертельной.

Началась травля писателя. Журнал с повестью Пильняка был изъят отовсюду через два дня после выхода. В советских изданиях одна за другой выходили статьи, обличающие Пильняка в антисоветской деятельности. Писателя называли классовым врагом, а его творчеству придумали определение – «пильняковщина». Организованная травля длилась более двух лет, но тем не менее автор продолжал возглавлять Всероссийский союз писателей. Когда гонения достигли безумных масштабов, Пильняк вместе с Пастернаком заявили о выходе из литераторской организации. Вслед за ними в знак солидарности союз покинула и Анна Ахматова. Многие коллеги тогда отвернулись от писателя, опасаясь за собственное благополучие.

В 1930-м свет увидела книга «Волга впадает в Каспийское море», где Борис Андреевич обратился к теме новой русской культуры. Преследования Пильняка возобновились с новой силой – власти не хотели признавать точку зрения самобытного писателя.

Борис Пильняк был женат трижды. Последней супругой литератора стала актриса и режиссер Кира Андроникашвили, вместе с ним попавшая в 1938 году под каток репрессий. От всех браков у Пильняка родилось трое детей – Наталья Соколова, Андрей Вогау и Борис Андроникашвили. Последний стал известным советским писателем, актером и сценаристом.

Борису Андреевичу несколько раз давали возможность «встать на путь исправления». Ему приходилось писать письма Иосифу Сталину, сжигать собственные рукописи. Однако власти так и не смогли принять его творчество и простить за так называемые преступления.

В апреле 1938 года писателю предъявили обвинение по сфабрикованному делу о шпионаже в пользу Японии. За измену Родине Пильняку назначили высшую меру наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день, 21 апреля, на расстрельном полигоне «Коммунарка» в Москве.

Борис Андреевич реабилитирован в 1956 году, однако его творчество было недоступно советскому читателю еще долгие годы. Наследие Пильняка стали издавать только с 1975 года, причем выборочно, а все произведения, включая «Повесть непогашенной луны» были разрешены только в конце 1980-х.

По инф. biographe.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!