«Нечисть» советского экрана Георгий де Мильё |
По инф. culture.ru |
12 Ноября 2023 г. |
Георгий де Мильё родился 7 ноября 1903 года в Москве, в богатой аристократической семье. Его отец Франц де Мильё приехал в Россию из Франции. Здесь он работал инженером-мостостроителем. А мать – Елизавета Журавлева – была дочерью иркутского золотопромышленника. Фамилию де Мильё родственники будущего актера поменяли на Милляр после революции. Они опасались, что в СССР их будут преследовать за дворянское происхождение. Милляр получил хорошее домашнее образование. Родители нанимали ему педагогов по французскому и немецкому языкам, музыке, истории. Они часто водили сына в театры, поэтому уже в детстве он решил стать актером. В семь лет на одном из праздников Милляр попытался сыграть Мефистофеля из драмы Иоганна Гете «Фауст». Будущий актер даже сам нанес себе грим. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, мать отправила Милляра в Геленджик. Там жил дед будущего актера. НачалоВ Геленджике Георгий Милляр окончил школу и устроился бутафором в местный театр. Он мечтал играть в спектаклях и выучил все роли из репертуара. Однако Милляра не брали даже в массовку. Впервые на сцену он вышел в 1920 году – и сразу сыграл главную роль: подменил актрису, которая играла Золушку. Никто, кроме него, не знал наизусть этой роли. Дебют прошел с успехом: зрители не поняли, что Золушку играл мужчина. После этого начинающий актер стал часто подменять артистов театра, когда те болели. А к середине 1920-х он уже играл главные роли в постановках коллектива. В 1924 году Милляр вернулся к матери в Москву. Он поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас – Театр имени Маяковского). На экзаменах его попросили показать пантомиму. Он изобразил что-то и понял, что это «что-то» не очень понравилось комиссии. Потом попросили его прочесть басню. Прочел, но неуверенно – как в полубреду. Последняя надежда угасла, охватило отчаяние. Но затем его попросили станцевать. И он так это потешно изобразил, что ни один из членов приемной комиссии не смог остановить его – так всем понравились его уморительные движения. Комиссия была покорена. И он был принят. Правда, уже педагоги во время учебы поначалу относились к новому студенту настороженно: у Милляра была не очень обычная внешность. Более того – у него была ужасная дикция. Однако и то и другое позже пригодилось неимоверно. Режиссеры поняли, как можно использовать эти недостатки – играть стариков и уродцев. В 1927 году Георгий Милляр окончил Школу юниоров. Сразу после выпуска его пригласили в Московский театр Революции, где актер работал более десяти лет. В его репертуаре были роли в спектаклях «Гоп-ля, мы живем», «Ромео и Джульетта», «Собака на сене». О себе он говорил: «Я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе». Еще в 1930-х Георгий Милляр начал сниматься в кино. Однако он играл только в эпизодах, часто имя актера даже не указывали в титрах. А на многих пробах Милляру отказывали. В 1938 году Роу пригласил Милляра сняться в сказке «По щучьему веленью». Режиссер дал Милляру роль царя Гороха. Ради нее актеру пришлось сбрить волосы на голове и брови: так его проще было гримировать. Уже через год Георгий Милляр впервые исполнил свою самую известную роль. Он сыграл Бабу-ягу в новом фильме Роу «Василиса Прекрасная». На нее пробовались многие актрисы, в том числе Фаина Раневская. Но режиссер всем отказал: он боялся, что Баба-яга в их исполнении получится недостаточно страшной, не будет пугать зрителей. Тогда ее вызвался сыграть Милляр: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю». Артист тщательно готовился к роли Бабы-яги. Он наблюдал за тем, как двигаются и разговаривают пожилые женщины. Милляр вспоминал: «Обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Подражал актер и одной старушке, которую он увидел в Ялте. Однажды перед съемками подошел ко мне художник Соколовский. «Я такую старушку видел в Ялте, – сказал он. – Коз пасла на Чайной горке. На Бабу-ягу похожа удивительно. Она тебе поможет…» Вскоре Милляр ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей «героини», облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой. Роль Бабы-яги прославила Милляра. После «Василисы Прекрасной» он еще несколько раз играл этого персонажа в других фильмах-сказках Роу. Актер называл Бабу-ягу своим любимым героем. Следующей совместной работой Георгия Милляра с режиссером стала картина «Кащей Бессмертный». Когда Милляр готовился к роли, он изучал старинные русские иконы и лубки. Актер хотел, чтобы его Кащей напоминал черта. Во время съемок Милляр переболел малярией и сильно похудел. Актер весил чуть больше 40 килограммов при росте 164 сантиметра. Позднее он вспоминал: «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали – шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная». Премьера сказки «Кащей Бессмертный» прошла в День Победы, 9 мая 1945 года. Лента вышла в прокат и за рубежом. В Японии картина стала самым кассовым советским фильмом 1940-х годов. Ее даже показали в главном японском кинотеатре – «Кокусай Гэкидзё». До этого там не демонстрировали иностранные фильмы. После этой роли Георгию Милляру стали предлагать только отрицательных персонажей. Актер писал: «Я работаю в области сказок, представляю всю нечистую силу в советском кинематографе». В 1964 году Милляр вновь сыграл Бабу-ягу. Эту роль в сказке «Морозко» ему опять предложил Александр Роу. В 1967 году Георгий Милляр снялся сразу в двух популярных картинах. В комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» он сыграл доминошника Марима. А в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» актер исполнил роль пленного француза Мореля. Милляр озвучивал многие советские мультфильмы. Его голосом говорят Баба-яга в «Царевне-лягушке», милиционер Караулькин в «Незнайке», сыщик Моркоу в «Чиполлино». Личная жизнь и увлеченияПервый раз Георгий Милляр женился в 1920-х. Его супругой стала одна из актрис Московского театра Революции. Однако их брак продлился недолго. Второй супругой Милляра стала его соседка по коммунальной квартире Мария. Они поженились в 1969 году. Свадьбу отмечали прямо на съемках новой сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», в которой актер играл подводного царя. Всю жизнь Георгий Милляр сочинял небольшие басни, шуточные стихотворения, придумывал афоризмы и рисовал шаржи. Народный артистВ 1972 году Георгий Милляр в последний раз сыграл Бабу-ягу. Он снялся в сказке Александра Роу «Золотые рога». А в следующем году Роу умер, и после этого Милляр перестал получать главные роли. В 1970-х и 1980-х актер снимался в эпизодах. Среди фильмов с его участием – картины «Финист – Ясный сокол», «После дождичка в четверг», «Шестой». В 1988 году Милляру присвоили звание народного артиста РСФСР. Актер писал: «Я стал народным артистом лишь в 85 лет. Но меня всегда любили». В последние годы жизни Милляр снимался мало. Иногда актера приглашали на концерты, творческие вечера. А еще Милляр много рисовал Бабу-ягу, Кощея и других сказочных персонажей. Большинство своих работ актер дарил детям. В 1980-х Милляр занимался литературой – писал стихи, небольшие басни. Незадолго до своей смерти актер написал стихотворение: А, наверное, было бы здорово Под финал, под конец пути Напоследок сыграть Суворова И тогда уж спокойно уйти. Умер Георгий Милляр 4 июня 1993 года в Москве. Похоронили его на Троекуровском кладбище. По инф. culture.ru
|
|