ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Людмила Гурченко: жизнь легенды

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/gurchenko_16_11 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

gurchenko

12 ноября 2015 года Людмиле Марковне Гурченко исполнилось бы 80 лет. Её яркий многогранный талант проявился не только в замечательных ролях, но и в музыкальных выступлениях, и написанных книгах.

Людмила Гурченко родилась в 1935 году в Харькове. Семья была музыкальной – родители до войны работали в филармонии, вели детские утренники. Люся Гурченко тоже обожала выступления. Она пела, декламировала под музыку, играла на аккордеоне, танцевала.
Детство Люси закончилось с началом войны. Отец ушёл на фронт добровольцем, а девочка с мамой остались в оккупированном Харькове. Людмила Марковна вспоминала, как тогда пела и танцевала перед немцами, чтобы добыть хоть какую-то еду. Её репертуар состоял в основном из немецких оперетт.
После десятого класса будущая актриса с аккордеоном и репертуаром «под Лолиту Торрес» приехала покорять Москву и легко поступила во ВГИК.

«Карнавальная ночь»

Дебют Гурченко в кино состоялся в фильме Яна Фрида «Дорога правды» в 1956-м году. «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — это была первая фраза Людмилы в кино.
«Я именно этого и хотела — прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила Гурченко в одном из своих интервью.
В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой третьекурсница Людмила сыграла главную роль. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как кинопробу она провалила, и вместо неё взяли другую актрису. Но выбор оказался неудачным, и Эльдар Рязанов без особого, правда, желания, решил всё-таки доверить роль Гурченко.
Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, а песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года.
Юная и непосредственная Леночка Крылова мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодёжи. На двадцатилетнюю девушку обрушилась слава. Письма от поклонников приходили мешками. Казалось, дальнейшая артистическая карьера Людмиле Гурченко обеспечена.
После большого успеха в «Карнавальной ночи» специально для Люси был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой», однако картина не имела такого успеха, так как была слишком похожа на предыдущий фильм. После этого за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра.

{gallery rows=8 cols=1 width=290}TXTS/2015/gurchenko_16_11{/gallery}


Забвение

Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она зарабатывала, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, так называемых актёрских «халтурах». В советской прессе появился фельетон «Чечётка налево», это послужило формальным поводом для травли. Кроме того, Людмила Марковна рассказывала в своих интервью, что в 1957 году во время съёмок «Девушки с гитарой» ей предложили сотрудничать с КГБ. И что именно её отказ и стал настоящей причиной происходящего.
После этого актриса оказалась в тени. Она снялась в нескольких фильмах, но эти киноленты не имели большого успеха. Хотя были и главные роли в новом для Гурченко амплуа – драматическом, в фильмах «Балтийское небо» и «Рабочий посёлок», но это было скорее исключение. В основном актриса снималась в эпизодах, правда, ярких и запоминающихся: «Женитьба Бальзаминова», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!».
Так продолжалось вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы «Старые стены», получившей Государственную премию, в которой Гурченко сыграла директора ткацкой фабрики.


Актриса лёгкого жанра

Людмилу Марковну стали снова приглашать сниматься в основном в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973 – «Цирк зажигает огни», на следующий год – в «Соломенной шляпке», в 1975 – в «Небесных ласточках», а ещё через год – в картине «Мама».
Картина «Мама» принесла Гурченко не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съёмок она получила травму: закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.
Помимо музыкальных комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы («Песни военных лет» с её собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема.


Драматические роли

Но Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа водевильной актрисы, она хотела играть драматические роли. И, в конце концов, добилась своего. В 1976 году её пригласили на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны», в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Партнёром актрисы по фильму был Юрий Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съёмках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».
Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра Андрея Кончаловского.
А в 1979 на экраны вышла картина Никиты Михалкова «Пять вечеров». Роль Тамары Васильевны — одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война, — в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая.
Удачными и запоминающимися стали и другие роли актрисы: Рита в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Эти работы были отмечены призами в СССР и за рубежом. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».


Последний юбилей

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. Специально ко дню рождения актрисы телеканал НТВ снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги, исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.
В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа в кино. В основе фильма — биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает о всей моей жизни, начиная с 20 лет», — говорила Людмила Гурченко.
Вся жизнь Людмилы Марковны была яркой и драматичной, были взлёты и падения на её актерском пути, были многочисленные браки и разочарования в личной жизни.
Но многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали её главные качества: невероятную работоспособность, одержимость профессией. Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» рассказывал: «...пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни – это может только она. ...Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!».
Людмила Марковна ушла из жизни внезапно: в феврале 2011 года она, упав во время прогулки, сломала ногу. Через несколько дней, уже дома, состояние актрисы неожиданно ухудшилось, и 30 марта Людмила Гурченко скончалась.

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: