Легендарный Нестор Петрович |
По материалам aeternamemoria.ru, culture.ru, chtoby-pomnili.ru |
27 Апреля 2020 г. |
Актер Михаил Иванович Кононов часто играл в кино людей светлых и жизнерадостных, с легким характером. Но сам артист, его характер и его жизнь, сильно отличались от его персонажей. 25 апреля 2020 года заслуженному артисту РСФСР, народному артисту России Михаилу Кононову исполнилось бы 80 лет. Кононов – коренной москвич. Семья мальчика была небогатой, родители не имели высшего образования и с миром искусства никак не пересекались. Отец работал в гостинице «Пекин» в скромной должности швейцара, мама на кухне поваром. Жили в коммуналке, где у мальчика была своя «комната» – крошечный чулан без окон. Люди они были замкнутые и необщительные, а вот сын рос веселым, открытым и очень артистичным. В начале войны мать отвезла маленького сына к сестре в деревню под Тулой. Но там Миша пробыл недолго – когда Москву освободили, он вернулся в столицу. Профессия актера заинтересовала Михаила еще в школе. Он ходил в местный Дворец пионеров и в несколько драматических кружков. Вместе с другом Андреем Смирновым, в будущем известным режиссером, снявшим «Белорусский вокзал», Кононов выступал в художественной самодеятельности, а также писал сценарии к школьным праздникам. После десяти классов школы юноша решил поступать в театральный институт. Актер с детским лицомНепростой характер Михаила, о котором позже вспоминали многие, проявился уже во время учебы в театральном училище. С ним вместе учились Виктор Павлов, Виталий Соломин, Олег Даль, но он не сошелся близко ни с кем из однокурсников. Кононов был одиночкой и сам о себе говорил, что он «закрыт, как шкаф». Он мало с кем дружил, а под конец жизни стал практически отшельником, полностью отдалился от всех. Усугубляло ситуацию то, что при этом актер часто был резким, несдержанным, вспыльчивым, мог устроить скандал «на пустом месте», сильно обидеть кого-то. В 1963 году Михаил Кононов окончил театральное училище им. М. Щепкина, и был принят в Малый театр. Но в период, когда актёр готовил большую роль Хлестакова в «Ревизоре», случайно брошенные слова стали причиной разразившегося скандала, и ему срочно пришлось покинуть Малый театр после пяти лет работы там. Как вспоминал сам Михаил Кононов, он всегда хотел связать свою жизнь с кино, а не с театром. Впервые Михаил Кононов появился на экране, будучи студентом театрального училища. В 1961 году он дебютировал в роли простого, бесхитростного паренька Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг». За пару десятилетий им было сыграны немало ролей в этом амплуа: Колька – в лирической киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус», Витька Аникин – в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!», Алеша Семенов в фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет», младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира Трегубовича «На войне как на войне» и другие. Большой своей удачей актер считал работу с Андреем Тарковским. В 1966 году выдающийся советский кинорежиссер предложил Кононову работу в фильме «Андрей Рублев». Это была роль второго плана – монаха Фомы. Актер всю жизнь гордился тем, что сыграл этого персонажа, хотя эта работа не принесла ему известности. Прославил Михаила Кононова фильм «Большая перемена», выпущенный на экраны в 1973 году. Роль молодого учителя истории Нестора Петровича сделала актера знаменитым. Но сам актер относился к фильму весьма скептически и долго не соглашался играть, так как ему не нравился сценарий. «В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним». Помимо разногласий с режиссером, Михаил Кононов перед съемкой мог поругаться с кем-то из коллег просто, как он говорил, «для разогрева». Это не добавляло актеру популярности в глазах съемочной группы. Один из эпизодов фильма чуть не закончился для актера трагически. Михаил Кононов чуть не утонул. По сценарию он должен был изображать тонущего человека, но никого не предупредил, что действительно не умет плавать. Когда на глазах у съемочной группы Кононов в реке стал звать на помощь, все решили, что он так хорошо вошел в роль. Актер много снимался в фильмах для детей. Это были картины «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора», «Финист – Ясный Сокол», которые очень полюбились юному зрителю. Сам Михаил Кононов считал себя артистом трагикомического амплуа и не обижался, когда про него говорили как про «актера с детским лицом». По словам Михаила Ивановича, лицо у него было таким, какое нужно было для роли. С начала 1990-х актёр мало появлялся на экране. От предложений чаще отказывался, с новым поколением актёров принципиально не дружил и негативно отзывался о состоянии современного российского кинематографа. Его перестали приглашать в кино и на телевидение. Из-за постоянного безденежья Кононов продал квартиру в Москве и с женой переехал в деревню Бутырки. Там супруги за несколько лет сумели построить дом и обзавелись хозяйством. Михаил Иванович тосковал по работе, но своим убеждениям изменять не хотел, поэтому отказывался от съемок в рекламе или сериалах. «Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области «ужастиков»! Настолько все непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых. На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что я рыдал, «входя в образ», а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего телевидения». СемьяВ свою жену Наталью, Кононов влюбился с первого взгляда. Девушка была яркой и неординарной: подрабатывала моделью, занималась лыжным спортом. После свадьбы актер привел молодую жену в их общую с матерью квартиру. Но свекровь не приняла невестку, рассердилась на сына и объявила бойкот обоим. Михаила Ивановича, который много лет после смерти отца заботился о матери, такое отношение очень ранило. Молодожены уходили жить к родителям Натальи, потом снова возвращались. И однажды случилась ужасная трагедия, причина которой так и осталась неизвестной. Во время семейного застолья, посвященного празднованию тридцатилетия актера, мать ушла в свою комнату. Сын понес ей угощение, но застал мать бездыханной. Она приняла яд, предназначенный для тараканов. После этого Кононов сильно изменился. Он винил в произошедшем себя и Наталью, стал жестким и раздражительным. Жена бросила спорт и карьеру, стала домохозяйкой. В конце концов женщина полностью посвятила себя мужу. Супруги прожили вместе 38 лет. Детей у Кононовых не было, о чем артист жалел уже в преклонном возрасте, объясняя, что всему виной его разъезды и гастроли. ФиналВ 2000-е годы актер написал книгу мемуаров, но ни одно издательство не приняло её, а издать книгу за свой счет Кононов не смог. Здоровье актера становилось все хуже, он перенес инфаркт, стал инвалидом II группы. Последней его работой в кино стал фильм Глеба Панфилова «В круге первом» 2006 года. Актер уже был очень болен, каждая сцена давалась ему с большим трудом. За две недели до смерти Кононов с пневмонией лёг в больницу. Однако его состояние ухудшалось, а денег на необходимые дорогостоящие лекарства у него не было. Актер Михаил Иванович Кононов скончался 16 июля 2007 года в возрасте 67 лет.
|
|