НА КАЛЕНДАРЕ

Георгий Менглет: в искусстве он жил радостно…

Использованы материалы figaro-bender.livejournal.com   
19 Сентября 2020 г.

1809 24 1a

Настоящий мастер живет ролями. Причем порой так вживается в образ, что простодушный зритель, глядишь, и подумает: играет подлецов – значит, и сам похож на них, если романтических любовников, рыцарей без страха и упрека – ах, какой блистательный человек! Одним из великих Мастеров кино и театра был Георгий Менглет – народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. 17 сентября 2020 года со дня рождения Георгия Павловича исполнилось 108 лет.

В искусстве он жил радостно…

Биография Георгия Менглета

Детство и ранняя юность Георгия прошли в родном Воронеже. Жил он беззаботно: гонял в футбол, который был его страстью, красовался перед девочками. Потом пришли новые увлечения – книги, театр, фотография, которые стали, по его собственному выражению, главными в «процессе проявления» и формирования его как личности.

Когда ученики начали читать в лицах «Горе от ума», Георгию достался главный персонаж – Чацкий. Потом решили поставить спектакль. Так в воронежской школе № 11 появился собственный драмтеатр имени А. С. Грибоедова. Именно он стал первым театром для Менглета. В 1929 году он дебютировал в роли Чацкого, а позднее играл в других постановках. Спектакли имели большой успех, смотреть приходили даже артисты из Воронежского драматического театра. Однажды к Менглету подошел известный актер Шибуев, отозвал его в сторону и сказал: «Я видел вас на сцене, вам надо ехать в Москву – учиться». Георгий был на седьмом небе от счастья...

Путь на сцену

В Центральный театральный институт (позднее ГИТИС, ныне РАТИ) Георгий Менглет поступил с первого раза. А 30 июня 1934 года он был принят в театр своего кумира Алексея Дикого и в первых же постановках получил главные роли. По сути, Дикий стал учителем молодого актера.

В начале 1936 года А. Д. Дикого назначили художественным руководителем Ленинградского большого драматического театра. Большинство студийцев режиссер решил забрать с собой. В их число попал и Менглет. После ареста Дикого Менглету пришла идея создать новый театр – из студийцев-диковцев, но где-нибудь подальше от столицы. Выбор пал на Сталинабад (ныне Душанбе). В 1937 году Менглет с группой единомышленников отправился в Таджикистан. Начинали на пустом месте, но, несмотря на бытовые неудобства, работа спорилась, и вскоре состоялась премьера – спектакль «Земля». Зрительный зал был заполнен в основном военными.

В 1943 году Георгий Менглет стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог, закончил свой путь в 1944 году в Румынии. В декабре 1944 года в Москве был объявлен смотр фронтовых театров. Театр Менглета тоже показывал свой спектакль и был отмечен почетным дипломом. Эта поездка изменила дальнейшую судьбу Георгия Менглета. Его заметил художественный руководитель Театра имени Вахтангова и пригласил к себе. Актер согласился, начались репетиции. И вдруг... внезапное приглашение от директора Театра сатиры. Решение было принято молниеносно: даже не попрощавшись с Симоновым (за что очень себя казнил), Менглет написал заявление об уходе…

Театру сатиры Георгий Павлович отдал свыше 50 лет.

Период работы в Театре сатиры стал самым плодотворным в творческой биографии Георгия Менглета. Именно здесь по-настоящему раскрылся его артистический талант и способность к яркой импровизации. Сказать, что Георгий Павлович стал ведущим артистом театра – мало. Он стал безумно популярным, в него влюблялись не только зрительницы, но и партнёрши. Он одинаково блистал как в комических ролях, так и в образах героев-любовников. А с возрастом перешел на остро-характерные роли. Хрестоматийными стали образы, созданные Менглетом в сатирах В. Маяковского «Клоп», «Баня».

Георгий Павлович выходил на сцену до последних дней жизни. В 2000 году удостоен первой премии за лучшую мужскую роль в спектакле «Скупой рыцарь», сыграв Барона. В 2001 году в марте участвовал в спектакле «Андрюша», посвященном памяти Андрея Миронова.

Менглет не любил сниматься в кино. Он считал, что актер рожден театром и для театра: «Даже один актер на сцене (без декораций и режиссуры) – это все равно театр, в то время как талантливый монтаж кадров, два часа музыкального, яркого рассказа на экране, где нет ни одного актера, – все равно кино». К тому же для Менглета всегда важна была живая реакция зрителей. Несмотря на это, артист снялся в нескольких фильмах. Среди них выделяются роли князя Васильчикова в «Лермонтове», Черчилля в фильме «Победа» и Евгения Евгеньевича Воронцова в телеспектакле «Следствие ведут знатоки».

Воспоминания

Первой женой Георгия Менглета была актриса Валентина Королёва. Второй – партнёрша по Театру сатиры Нина Архипова, которая говорила о нем: «У него было три страсти: театр, женщины, футбол».

«Жора не раз попадал в переплеты из-за своих «героев, – рассказывала вдова артиста. – Был такой спектакль «Очная ставка», и Жорик там сыграл отпетого мерзавца-шпиона Иванова. И что вы думаете? Возвращаясь из Душанбе в Москву, его в поезде решили проверить пограничники, заподозрив, что они «где-то видели эту сволочь». А после его знаменитого начальника свалки Воронцова из телесериала «Следствие ведут знатоки» один настоящий прокурор сказал мужу: «Я бы не хотел с вами иметь дело». Подобные зрительские признания были для него высшей похвалой, хотя «лавроносца» он из себя не делал…»

Нина Архипова вспоминала, как муж однажды признался, что сыграл подлецов всех мастей и рангов, чем был очень доволен. Потому как «помогаю тем самым их истреблять». В записной книжке Менглета с пожелтевшими от времени (60 лет службы!) листками летящим почерком расписаны даты всех сыгранных ролей. Их 156.

«После нашей свадьбы в театре стали говорить, что Менглет «запнулся» на Архиповой, что «лирические отвлечения» закончились. Но комплименты хорошеньким женщинам он продолжал сыпать до самого конца жизни, и меня это очень радовало. Думала, ага, не стареет милый Жорик. Но он не дал ни одного повода всерьез засомневаться в его чувствах ко мне.

Он был отчаянным болельщиком футбола, дружил со многими спортсменами, тренерами. Сам некогда играл в школьной сборной. Как-то рассказал мне один случай из своей фронтовой жизни. В Румынии их театр попал под шквальный огонь немцев. Так вот, по его словам, в те минуты он думал не о жене, не о дочери, которых любил, а о футболе: боже, неужели я никогда больше не попаду на матч? Что же касается ненормативной лексики, то его называли «матерщинником в законе». Он, по словам мужской половины театра, делал это чрезвычайно обаятельно, как сказал Александр Ширвиндт, «симпатично и мило, словно читал Бодлера».

Георгий Павлович умер 1 мая 2001 года в Москве на 89-м году жизни в день 80-летия своей жены.

Байки

Не та фамилия

Как-то режиссер Григорий Александров пригласил Георгия Менглета попробоваться на роль композитора Глинки для одноименной картины. Менглет попробовался. Пробы были великолепными, однако при обсуждении встал один очень известный человек и произнес фразу: «А вам не кажется странным, что русского композитора Глинку будет играть актер с фамилией Менглет». После этого случая Менглет обиделся на кинематограф и долгое время не снимался.

Отец своей дочери

Менглет очень редко снимался в кино, а его дочь от первого брака Майя стала киноактрисой, прославилась, сыграв главную роль в фильме «Дело было в Пенькове». Очень часто после этого, узнав его фамилию, люди спрашивали, какое он имеет отношение к актрисе Майе Менглет. Правда, после того как Георгий Менглет снялся в сериале «Следствие ведут знатоки», его тоже стали узнавать.

  • Расскажите об этом своим друзьям!