НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Донатас Банионис: Любовь под прицелом

12 Октября 2018 г.

На счету этого замечательного актера более 60 фильмов. Еще в детстве от полной нищеты и безнадежности жизни он мечтал о сцене. Видел себя в латах, доспехах в огромном зале, а публика в тишине внимает каждому его слову затаив дыхание. Донатас Банионис всегда считал актеров особенными людьми, и всегда стремился стать одним из них. Рассказывает  Татьяна ТИМУКА («Аргументы Недели»).

Донатас Банионис скончался на 91 году жизни. Не выдержало сердце... Великого актера нет с нами уже четыре года. Но есть его последнее интервью, которое мне посчастливилось взять у него в Литве... Я и предположить не могла, что менее чем через год его не станет...

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Мое прекрасное детство

Сейчас я уже пенсионер. Живу на заслуженном отдыхе. Меня часто спрашивают, почему я не снимаюсь,не играю в театре? Да просто не хочу! В 2001 году я ушел из Паневежского театра. Конечно, меня никто не выгонял, но в Литве был принят закон, по которому пенсионеры могут получать либо пенсию, либо зарплату. И я решил уйти на заслуженный отдых. Пенсия у меня приличная, и я могу спокойно заниматься своими «старческими» делами. Да и здоровье мне не позволяет то, что хотелось бы сделать… Но я не в обиде на судьбу. Частенько перебираю свои фотографии, и думаю, что я действительно счастливый человек.

Несмотря ни на что, у меня было прекрасное детство. Детство мое прошло в Каунасе. Пока мой отец «делал революцию» и зарабатывал деньги в Бразилии, а это был 1929 год (он был коммунистом) мы с мамой и сестрой жили очень бедно. Денег иногда на еду не хватало. Мама как могла, так и крутилась. Работала подсобницей в швейной мастерской, обстирывала людей, мыла полы, но за такую работу платили копейки. Помню, в Каунасе был шикарный зоологический музей и моя мечта была хоть одним глазком увидеть, что там внутри. А дело было ранней весной. Холодрыга на улице, идет снег. Но, видимо, желание увидеть «другую жизнь» пересилило холод, и я надел галоши на босу ногу и отправился в музей. Но люди на улице смотрели на меня с ужасом и удивлением: мальчишка в галошах зимой. Мне было очень стыдно и больно. Я не дошел до музея. Бежал домой и плакал, злился на себя и людей. Возможно,тогда от этой безнадежности и боли я решил, что наступит такое время, когда я стану знаменитым артистом и смогу купить себе ботинки. Когда мой отец вернулся из Бразилии, мама уже жила с другим мужчиной. Отношения с отчимом у меня не складывались, и поэтому было принято решение, что я буду жить с отцом. И моя жизнь изменилась. Отец был хорошим портным, получал заказы и у нас появились деньги. Я смог пойти учиться в начальную школу, и даже смог участвовать в школьных спектаклях. Отец не одобрял моих «театральных»увлечений. Он считал, что нужно иметь «земную»профессию:слесарь, портной, ремесленник. Спорить с отцом я не мог. Ведь он кормил, одевал, учил меня. Да и в доме появилась его вторая жена, которая и не скрывала своего отношения ко мне. Я был для нее чужим. Да и для отца тоже. Чтобы не мешать им строить свою жизнь, я поступил в художественно-ремесленное училище, где обучали на керамиста. Эти годы учебы были интересными, счастливыми. Мы (я и несколько учеников) организовали драматический кружок и практически сутками пропадали на «репетициях». Но видимо наш кружок был совсем «детским», что его никто не воспринимал всерьез. А мне казалось, что то, что мы делаем - красиво. И я решил поступить в театральную студию при Дворце культуры. Полный уверенности,что меня непременно возьмут, я отправился туда и… провалился. Меня не приняли. Но я человек упрямый. Выждал время. В 1941 году Паневежский театр приехал к нам в Каунас и я решил показаться режиссеру этого театра. Режиссер был Юозас Мильтинис, и он меня взял.Так произошли большие перемены в моей судьбе. Я оставил ремесленное училище и уехал в Паневежис. Вот так закончилось мое детство. Время моей жизни в Паневежисе было сложным, но счастливым. Это я считал, что стал взрослым, а на самом деле был сущий подросток. Ничего не боялся. А время было страшное. До 22 июня оставалось время, но большевики, НКВД повально увозили людей в Сибирь. В городе была неразбериха, горе, слезы. Люди в военной форме вламывались в квартиры и забирали всех подряд. А потом, ранним утром 22 июня я услышал взрывы. Началась война. И вскоре в городе появились немцы…

«Большевистский театр» и предсказательница Люне

Литовцы ждали прихода немцев, возможно, надеялись на лучшую долю. Я не могу сказать, что жилось мне в оккупации плохо. Я продолжал репетировать и играть в театре. Немцы приходили на наши спектакли и никаких проблем не было. Помню, один раз утром ко мне в общежитие прибежал взволнованный актер театра и показывает статью в газете, где наш театр называют большевистским. И это в «немецкой» Литве. Но все обошлось. И мы продолжали работать. А потом наступил 1944 год. Вы представляете, что происходило с людьми, которые работали при немцах? Время было смутное. И мы с режиссером Мильтинисом решили бежать на Запад. Но до Запада мы не дошли, а остановились в усадьбе Витаутаса Мачерниса. Он был молодым, но уже известным поэтом в Литве.Там и прожили почти три месяца. А потом решили, что нужно возвращаться обратно. И отправились в Паневежис. Конечно, не обошлось и без допросов. В городе «командовал» СМЕРШ, и меня арестовали. Но, видно, мне благоволила судьба. Допрашивали меня, допрашивали, а потом отпустили. Ну что взять с артиста? Так я и остался играть в театре, но уже при советской власти. Я часто думаю, что, видимо, Бог решил, что мне надо жить, играть, приносить радость людям… Хранил меня. Я верю в высшие силы, верю в предсказания, верю в судьбу. И мне в молодости было очень интересно, что ждет меня в жизни… И я один раз ходил к гадалке. Это было в военное время. В Паневежисе жила очень известная гадалка Люне. Женщина строгая, своенравная, но красивая.Очередь к ней была огромная. Но я попал. И она мне предсказала, что переживу войну, стану известным не только в Литве, возглавлю театр у себя на родине и у меня будет одна жена, которую я переживу. Тогда я не поверил в ее предсказание, но ведь все вышло именно по ее словам.

Любовь под прицелом

Когда я говорю,что у меня была только одна жена, что я однолюб, то мне мало кто верит. Мол, актер, у вас много жен. Это ты для красного словца говоришь! Совершенно нет! Я познакомился с Оной Конкулявичюте в 1947 году на Рождество. Конечно, я знал, что она актриса нашего театра, но мы на работе не общались. А тут попали в одну компанию. И она мне очень понравилась. Я не могу сказать, что это была любовь с первого взгляда, но интерес Онуте у меня вызвала. Она была из обеспеченной семьи. У ее родителей было много гектаров земли, скот, хороший дом. Но в смутные времена у них все отобрали, а отца и брата арестовали. Такая участь ждала и Ону .Но я ее спас. Мой отец был коммунистом, парторгом волости, а значит, что его родственники были защищены. Я и предложил Оне пожениться и сменить фамилию. Так мы и сделали. После свадьбы я переехал к жене. Своего дома у меня не было. Я спал то в театре, то на скамейке около театра, то на вокзале. Потом мы решили, что нужно «расширяться»: сняли небольшую двухкомнатную квартиру. Это было счастье! Одни, без родственников. Именно в этой квартирке родился наш старший сын Энгидиюс. К сожалению, его уже нет в живых. Он был историк, но рано умер от рака. А вот наш младший Раймундас стал режиссером. Я даже играл в его спектакле «На Золотом озере» в Паневежском театре. Раймундас всегда хотел «жить в искусстве». Когда я снимался в фильме «Солярис», то у него был там эпизод. Что касается Оны, то я любил всегда ее, свою одну женщину. Я женился на прекрасном человеке, и она сделала меня счастливым. Конечно, как в любой семье у нас бывали ссоры, но Онуте всегда умела гасить конфликты. Никогда не забуду, как она с детьми встречала меня на пороге после моих съемок. Она хотела стать большой актрисой, но стала женой и матерью. Мы жили с нет хорошо. Вместе ездили по миру, она сопровождала меня на съемках. А когда подошла старость, то вместе проводили время на даче. Почти пять лет назад мы отметили бриллиантовую свадьбу, и Она ушла от меня в другой мир. Журналисты меня часто спрашивают о романах на съемочной площадке. Мне нравились красивые женщины, иногда увлекался, но для «здоровья», а серьезных романов не было. Я представить не мог, что буду просыпаться каждое утро без Оны.

«Мертвый сезон», "Солярис",Тарковский, Быков, Высоцкий, Артмане

Когда я узнал,что Владимир Путин после просмотра фильма «Мертвый сезон» решил стать разведчиком, то мне было приятно это слышать. Но себя в этой роли я не видел. Ну какой из меня разведчик? Я не высокого роста, не красавец… Но режиссер Кулиш считал иначе. Меня пригласили на пробы в Ленинград, а потом я долго ждал ответа. Спустя много лет я узнал, что Кулиш долго «бился» за меня с чиновниками. Меня не хотели утверждать на эту роль, но в итоге все сложилось хорошо. На съемки приезжал прототип Ладейникова (моего героя) Конон Молодый. И я оказывается очень на него похож внешне. Он был консультантом на картине. Я не могу сказать, что съемки проходили трудно для меня. Я послушный артист. Первенство отдаю режиссеру. Единственное, что волновало меня, так это съемки с Роланом Быковым. У нас случались с ним конфликты. Вернее, конфликтовал он. И с режиссером тоже. Он любил командовать, указывать, распоряжаться. Считал, что камера должна «снимать» только его. Он хотел быть только первым, а я ему мешал. Совсем другие отношения у меня сложились с Тарковским. Он любил актеров, понимал их, помогал. Одно время я получал письма, письма гневные. Многие зрители считали, что фильм «Солярис»-полная ерунда. Мне было очень обидно. Ведь в этом фильме режиссер рассматривал просто одержимого человека, его желание узнать Космос. И на пути к своей мечте он не видит ничего, его не волнует смерть жены, его не тревожат человеческие отношения. Разве это не вечные ценности?

Но я люблю свой фильм «Никто не хотел умирать». Это было в далеком 1964 году, но этот фильм изменил мою актерскую жизнь. Режиссером был Жалакявичус, а снимался я с латышской актрисой Вией Артмане. Она была тогда уже «звездой».Но я помню ее как красивую, скромную женщину и мать. У нее тогда родилась дочка и она ее взяла на съемки. Помню,что мы купили коляску, кроватку ее дочке, и она все свободное время проводила с ней. Жаль, что мои друзья-коллеги уходят, но память-то остается. Фильм «Никто не хотел умирать» получил Госпремию СССР, нас пригласила и поздравила сама Екатерина Фурцева (министр культуры-прим.авт.) И это была путевка в «большое кино». Сейчас у меня много времени для воспоминаний. Но помню я только хорошее, важное. Одна из запоминающихся встреч у меня была с Мариной Влади. Мы познакомились на картине «Пьющие кровь». Очень умная, тонкая женщина. Мы подружились с ней, много разговаривали. Я ее хорошо узнал. И мне обидно то, что многие болтают чушь о ее отношениях с Высоцким. Она его искренне любила, спасала его. Когда мы познакомились, то Высоцкого уже долгое время не было в живых, а она не могла говорить о нем спокойно. Марина любила его. Я тоже знал Владимира Высоцкого. Мы снимались с ним в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли». Ничего хорошего о нем я сказать не могу. Высоцкий был сам по себе. Всегда мрачный, нелюдимый, иногда грубый. Я не помню, чтобы кто-то из съемочной группы с ним общался. Его старались не трогать, а то и на грубость можно было нарваться. Я иногда думаю, как женщины терпят моральное издевательство от мужчин? А потом понимаю, что это любовь! Только любовь! Я это точно знаю.

Еще о герое этого интервью:

  • Расскажите об этом своим друзьям!