НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Доктор Вайс и дочь его Аида

29 Сентября 2011 г.

alt

Немного истории

 

В начале ХХ века в Иркутской губернии стоматологическую помощь оказывали местные фельдшеры, а лечение заключалось только в удалении больного зуба, и был один инструмент — «козья ножка», которым выскребали заболевший зуб, о наркозе можно было и не мечтать.

Подготовка фельдшеров по удалению зубов велась в Сибири в двух школах: Иркутске и Томске.

По архивным документам 1906—1909 годов в Приангарье насчитывалось 16 зубных врачей. Первый стоматологический кабинет для бедных открылся в Иркутске при Михеевской больнице медцентра купца Михеева, которая находилась в центре города.

Медицинский факультет появился в Иркутске при университете в 1919 году. На факультете лекции читал практический врач Николай Иванович Агапов, но основным направлением стала стоматология.

Через семь лет он защищал диссертацию на степень доктора медицинских наук. С его лёгкой руки в Иркутске появился стоматологический институт, хотя сам Агапов переехал в Ростов, но учёный оставил последователей.

В институте кафедру терапевтической стоматологии возглавила доцент Софья Натановна Левенсон, а в феврале 1951 года на кафедру пришёл профессор Вайс.

Король стоматологии

В 1952 году Иркутский стоматологический институт вошёл в состав Иркутского медицинского института как самостоятельный факультет. Кафедру терапевтической стоматологии возглавлялпрофессор Соломон Иосифович Вайс, крупный учёный, известный на всю страну. Он уже был автором 58 научных работ, монографии «Болезни пульпы зуба». Должность доцента кафедры заняла Левенсон, но Вайс не дал ей ходить в доцентах — он помог Софье Натановне защитить докторскую диссертацию, и Левенсон проработала на кафедре до 1963 года.

Вайс резко изменил работу кафедры и в первую очередь поставил задачу решать вопросы по подготовке научных кадров. В преподавательском составе появляются восемь доморощенных кандидатов медицинских наук, начинаются новые разработки методик лечения различных стоматологических заболеваний. Апогеем работы Войса становится его учебник «Терапевтическая стоматология», появившийся на свет в Московском издательстве «Медицина» в 1965 году. Это был фундаментальный труд, и сам Соломон Иосифович сказал по этому поводу: «Счёл необходимым включить некоторые разделы, которые нашли отражение в программе учебного процесса на факультетах, а эти вопросы приобрели определённое практическое значение и актуальность. Стремился дополнить учебный материал новыми данными, которыми обогатилась теория и практика стоматологии после выхода в свет предыдущих учебников».

Позднее Вайс основным направлением сделал повышение квалификации и специализации практических врачей. Это была совместная работа по научным разработкам стоматологических проблем в Иркутской области, где предприятия химии, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности являлись распространителями стоматологических заболеваний.

В жизни Вайс — простой и доступный, человек высокой интеллигентности, хотя занят постоянной работой в науке, всегда был со всеми категориями людей на одном уровне.

«Его лекции начинались со слов, — говорит одна из учениц Вайса, Тамара Полякова, — «Уважаемые коллеги», — и мы чувствовали полную причастность к тому, что должны были услышать. Он говорил, большой учёный, со студентами на одном языке, и мы должны были всё понять. Из нашей группы многие стали учёными и практиками. Мы гордимся, что учились у Вайса, пускай нам завидуют москвичи и ленинградцы, где в институтах научные центры, а он был рядом, не только его учебник».

У профессора Вайса была талантливая дочь, которая училась в Институте иностранных языков, ныне Лингвистическом университете. Здесь Вайс терзался мыслью, что Аида не пошла по его стопам, ведь и её мать была врачом.

В джазе Утёсова

У Аиды Вайс был прекрасный голос, и участие в художественной самодеятельности не осталось незамеченным. Она ходила в кружок мединститута, где в то время ставили даже оперу «Евгений Онегин». Руководили кружком профессионалы, и кто-то посоветовал Аиде — она может стать хорошей актрисой, а возможно, и оперной певицей, и мысль о сцене девушку не покидала.

Аида неожиданно для отца бросила институт и уехала в Москву, но в консерваторию не попала, а поступила в училище эстрады. Ей повезло: на Аиду сразу обратил внимание Леонид Утёсов — руководитель труппы Театра эстрады. Аида стала столичной певицей, но работа с Утёсовым оказалась нелёгкой: он был не только строг, но придирчив и не давал певцам самостоятельности. Настоящий Утёсов оказался совсем не таким, как пастух Костя в «Весёлых ребятах».

Её репертуар узок, не как диапазон голоса, в концертах Аида только раз появляется на сцене — на «бис», не имеет права на повторное исполнение понравившейся слушателям песни. Затем выходы становятся всё реже, хотя мэтр к ней благосклонен. Она неожиданно начинает понимать: «А не в фамилии ли дело?» На девушку обратил внимание эстрадный иллюзионист Ведищев — ни в чём не привлекательный человек, но Вайс делает выбор: ей нужна другая фамилия. Брак по расчёту длился недолго, но на сцену сейчас выходила Аида Ведищева. О ней заговорила вся Москва, в театр писали письма из городов Советского Союза, где она побывала, с просьбами, чтобы Ведищева приехала со своим концертом, но всё оставалось по-прежнему: на радио и телевидениие Аиду не приглашали. Чтобы в Москве иметь деньги — певице пришлось подрабатывать в ресторанах. Здесь её заметили, и Аида получила предложение самостоятельно поработать при Москонцерте. Она сказала об этом Утёсову, а тот только покачал головой: «Самостоятельность — хорошо».

«Я работаю, а вы штаны протираете!»

Хорошее было начало. Бесконечные гастроли, которых Аида не боялась. Аншлаги радовали местные филармонии и её покровителей, но не руководство Москонцерта: не нравился репертуар Ведищевой: слишком заграницей попахивает. Началось что-то непонятное — стали срываться гастроли, когда расклеены афиши, проданы билеты, её с нетерпением ждут, а на сцену выходит другая певица. Перед публикой извинялись: Аида Ведищева болеет. А она была здорова. Удача всё же сверкнула перед иркутянкой: Ведищева становится участницей международного конкурса эстрадной песни в Варшаве и получает диплом лауреата.

Мотив песни, с которой она победила, колыбельной полярному медвежонку, напевали поляки. В Москве, на приёме у министра культуры Фурцевой она услышала вместо благодарности: — Милочка, о чём Вы поёте, почему позорите страну?

— А я должна была петь гимн Советского Союза? — почти шёпотом проговорила Аида, но слова прозвучали, как набат, и московский занавес для Ведищевой закрылся.

Её взяли в Курскую филармонию. Вновь успех: на концерты не пробиться, постоянные предложения, она ездит по всей стране. Без радио и телевидения песню об олене и оленьей стране напевают повсюду. Её, наконец, приглашают на центральное телевидение для записи с этой песней, но на экране зрители увидели не Ведищеву, а детский хор.

В Курске Аиду приглашают в обком партии, она видит членов бюро во главе с первым секретарём: «У Вас такие доходы, вы получаете больше работников партийного аппарата» — начинается какой-то разговор, но Аида взрывается: «Я работаю, а вы штаны протираете», — и выскочила из кабинета. Дверь захлопнулась и уже навсегда.

Американская жизнь Ведищевой

Уже в самолёте над Атлантикой она начала обдумывать своё положение: не вернулась в Иркутск, ничего не написала отцу о побеге в США: «Зачем папе изгой, а тем более диссидент, зачем ещё ему портить жизнь: ведь не Вайс бежит из СССР, а Ведищева, и ты не при чём!», — эти мысли не покидали Аиду до посадки. Обменяли ей рубли только на сто долларов, как туристу. С этим и ступила Ведищева на трап аэропорта имени Кеннеди.

Америка неприветливо встретила эмигрантку, о сцене и думать нечего, а на биржах труда бесконечные очереди. Она ходила на прослушивания к разным продюсерам, но манера исполнения им не подходила, здесь всё было по-иному. Наконец, Аида попала на русских эмигрантов...

Она получила возможность петь и сменила имидж. Популярность пришла уже под другой, американской фамилией, осталось только имя. Первое турне по Канаде принесло небывалый гонорар, на эти деньги Аида построила собственный дом. На сцене она играла и пела под Мерилин Монро, и это обеспечивало успех, внешнее сходство получилось, а манеры Ведищева сумела чётко ухватить, как говорят, «на лету».

altВ эмигрантку безумно влюбился калифорнийский миллионер и увёз Аиду в свой дворец неподалеку от Голливуда. Она не знала, плакать или радоваться от счастья, но жизнь в большом свете Ведищевой оказалась не по душе: хотелось работать на сцене, но это было ей настрого запрещено. Американский муж тиражировал диски с её голосом, которые шли с успехом не только в США, но петь на публике ей не позволяли. Для Аиды это было невыносимо. Светские дамы успокаивали: «Деточка, да с таким человеком мечтает жить каждая женщина! Забудьте остальное — вы в настоящем раю». Но Аида порвала со «сладкой жизнью», вернулась в свой дом, за которым присматривала прислуга. Она свободна и вновь на сцене — от предложений нет отбоя, но...

Болезнь подстерегла негаданно, и приговор врачей прозвучал неотвратимо — рак желудка. Аида не сдалась, она нашла клинику, где можно сделать операцию. Нашёлся хирург, но гарантий на успех не давал: шансов мало, но Аида непреклонна. Операция сделана, и свершилось чудо, она вновь на сцене.

А 2001 году к ней пришло настоящее счастье: Аиду Ведищеву пригласили в Москву на концерт в комплексе «Россия». Эта встреча уже с новой Россией, но большой Родиной придала ей силы. Зал встретил бурными аплодисментами, её вызывали на «бис», и она пела вновь и вновь — пока не исполнила вместе с залом песню об оленьей стране. Она вспомнила неожиданно слова: «Где, милочка, страна, о которой вы поёте? Вам здесь не нравится?» Ей всегда нравилась Родина, Аида любила Россию и приезжает в Москву каждый год, но жить в ней не собирается.

P. S. Недавно шёл по Иркутску и неожиданно услышал знакомую, вроде забытую песню про оленя, который бежит в свою страну оленью. Ребятишки распевали шлягер шестидесятых годов прошлого века, сидя на ступеньках набережной Ангары. Значит — не забыто, как и её первая исполнительница!

Аида Ведищева-Вайс не ушла в забвение, а отец тем более: студенты стомфаков медицинских университетов продолжают учиться по толстенному труду Соломона Иосифовича Вайса «Терапевтическая стоматология», изданному ещё в 1965 году.

  • Расскажите об этом своим друзьям!