Добро и зло в творениях Врубеля |
По материалам allpainters.ru, artchive.ru |
20 Апреля 2020 г. |
Творчество Михаила Александровича Врубеля – одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Биография Михаила ВрубеляДетство и юностьМихаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Он был третьим ребенком в семье, рос слабым и болезненным. Мать умерла через три года после рождения Михаила, отец женился вновь на Елизавете Вессель. Она стала хорошей матерью приемным детям, развивала их, занималась музыкой, укрепляла здоровье. Способности к рисованию проявились у Михаила рано. Девятилетним он ходил с отцом смотреть на копию фрески Микеланджело «Страшный суд», а вернувшись, воспроизвел ее по памяти. Михаил окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но учился плохо: два года был на одном курсе, не смог защитить дипломную работу, был выпущен как «действительный студент». Юноша вел богемный образ жизни, увлекался театром, создавал иллюстрации к художественным произведениям. В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, практически жил в их семье. Папмели поддерживали увлечение Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств в класс Чистякова. Религиозная живописьВ 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов пригласил Врубеля (по рекомендации Чистякова) для реставрации Кирилловской церкви XII века в Киеве. Михаил покинул академию и больше в нее не вернулся. Вот таким увидели молодого художника в Киеве: «На фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет… в чёрный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах… В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана». Недавний ученик всего за один год создал монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора. В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения византийского и ренессансного искусства. В Венеции он написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь с младенцем». В этом образе художник запечатлел предмет своих романтических и безответных чувств – Эмилию Львовну, жену своего работодателя Прахова. Врубель получал гонорары, но спускал все деньги очень быстро, кутил, окружал себя странными людьми. Приехавший в Киев отец художника увидел: «Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем… Больно, горько до слез». МоскваВ 1889 году Врубель переехал из Киева в Москву и поселился в мастерской художника Коровина. Коровин же познакомил своего товарища с Саввой Мамонтовым – известным московским меценатом. Это знакомство стало началом долгой дружбы: прозорливый Мамонтов сразу разглядел во Врубеле большого художника. И хотя его жена на дух не переносила Врубеля, называя его «пьяницей и богохульником», Савва Иванович ждал и надеялся. В эти годы он вместе с известными художниками – Репиным, Айвазовским, Шишкиным – работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди громких имен Врубель был единственным художником, не известным публике. Впрочем, именно его работы вызвали шумиху в прессе: критики отмечали их «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа). В том же году Врубель написал «Демона сидящего» – одну из самых могучих и узнаваемых своих картин. Впрочем, и она не вызвала оваций. В июле 90-го в Абрамцеве скончался 22-летний сын Мамонтова – Андрей, с которым Врубель был близок. Приехав на похороны, он задержался и вскоре писал сестре, что «стал руководить заводом изразцовых и терракотовых декораций». Абрамцевские мастерские Мамонтова позволили Врубелю с головой уйти в столь любимое им декоративное искусство. Он страстно увлекся керамикой. Оформлял майоликовые часовни и камины, декорировал фасады, создавал панно, скульптуры, витражи, работал над театральными декорациями и костюмами. На репетиции оперы «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее талантом и красотой. Врубель сделал ей предложение едва ли не в тот же день (в письме сестре он клялся, что покончил бы с собой в случае отказа). Забела слышала, что Врубель сильно пьет и практически все время нищенствует, но все же ответила «да». Летом 1896 года они обвенчались в Женеве. Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно. Эти работы, «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», стали поводом для «всероссийского скандала», а Врубеля ругали во всех газетах. Жюри признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ». Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта. ДемоныВ 1901 году Врубель работал над своим «Демоном поверженным», Надежда Ивановна ждала ребенка. Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано заячьей губой, что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак. В разгар работы над «Демоном» художник написал большой акварельный портрет шестимесячного сына в коляске, о котором писали так: «Испуганное и скорбное лицо крохотного существа, промелькнувшего метеором в этом мире, полно необычайной выразительности и какой-то недетской мудрости. В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности». После рождения сына содержание семьи целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с осени 1901 года он постепенно впадал в депрессию. Состояние его ухудшалось, появилась бессонница, раздражительность, агрессия. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу с острым психическим расстройством – это было начало конца. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, рисовал. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина» и другие. Болезнь художника привлекла к нему общественное внимание, критики сменили гнев на милость. Полное признание заслуг Михаила Александровича как художника сильно запоздало: «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Последней работой Врубеля стал «Портрет В. Я. Брюсова», написанный в 1906 году. Позже художник полностью ослеп. 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
|
|