НА КАЛЕНДАРЕ

Белое солнце Владимира Мотыля

По инф. 24smi.org, novochag.ru, ria.ru   
05 Июля 2022 г.

24 1a

Владимир Яковлевич Мотыль – советский и российский кинорежиссер, многие картины в фильмографии которого стали культовыми, народный артист России. Он снял три великолепных фильма, характеризующих эпоху, – «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и «Женя, Женечка и «катюша». 26 июня 2022 года ему исполнилось бы 95 лет.

Белое солнце Владимира Мотыля

Детство и юность

Владимир Яковлевич появился на свет в июне 1927 года в городке Лепель, расположенном между Витебском и Минском.

Жизнь Володиного отца, польского еврея-рабочего, переехавшего в Советский Союз по идеологическим соображениям, унесли сталинские репрессии. Мужчина погиб в лагере на Соловках, куда был сослан «за шпионаж». Дедушка и бабушка по материнской линии, успевшие побывать в ссылке на Дальнем Востоке за отказ вступать в колхоз, после возвращения в Беларусь погибли из-за национальности. Стариков замучили фашисты в гетто.

Детство и отрочество Владимира прошли в городе Оса Пермской области, где в годы войны находился в эвакуации писатель Виталий Бианки. Мать будущего режиссера трудилась завучем в интернате для детей репрессированных и сутками пропадала на работе.

Единственной отрадой юного Мотыля был приезд кинопередвижной установки, ведь в Осе не было ни театров, ни музеев. Впечатлительный подросток решил связать биографию с кино. Володя ставил с одноклассниками одноактные спектакли, выполняя работу не только постановщика, но и актера и художника-оформителя.

После школы Мотыль поехал в Москву и попытался поступить во ВГИК. Но потерпел в столице неудачу, которую в интервью он объяснил пропуском третьего тура экзаменов из-за свиданий с первой любовью.

В 1948 году он окончил актерское отделение Свердловского театрального института, а в 1957 году – заочно исторический факультет Уральского университета. С 1955 года Владимир был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. За время работы в театрах Урала и Сибири поставил более 30 спектаклей.

Фильмы

Как кинорежиссер Мотыль дебютировал в 1963 году на таджикской киностудии фильмом «Дети Памира».

Фантазия режиссера позволила привнести в картину неожиданные элементы – надписи и рисунки, выполненные детьми. Зрители видели происходящее глазами ребенка, участника похода в Хорог, и хорошо воспринимали режиссерский дебют Мотыля – фильм «Дети Памира». В 1967 году по собственному сценарию совместно с Булатом Окуджавой снял фильм «Женя, Женечка и «катюша».

В 1969 году вышел его фильм «Белое солнце пустыни», который оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате.

Изначально «Белое солнце пустыни» должно было называться «Спасите гарем», а режиссером должен быть Андрон Кончаловский. Сначала картину запретили показывать, но каким-то чудом она попалась Леониду Брежневу. Ему фильм очень понравился, так что благодаря ему «Белое солнце пустыни» смогли увидеть и зрители.

Фильм оказался талисманом космонавтов. В 1971 году при спуске разгерметизировался космический корабль «Союз-11». Космонавты Волков, Добровольский и Пацаев погибли. Следующий экипаж «Союз-12» был отправлен в космос только через два года. Члены экипажа волновались, и психологи подобрали им для просмотра перед стартом «Белое солнце пустыни» – в то время только-только прошедший по кинотеатрам фильм.

Полет прошел без проблем, а на Байконуре появилась новая традиция смотреть перед стартом «Белое солнце пустыни» в кинозале «Космонавт».

В 1975 году Мотыль закончил съемки исторической эпопеи «Звезда пленительного счастья», также единодушно признанной кинокритикой и публикой.

Владимир Мотыль снял всего десять фильмов, последнее его детище – «Багровый цвет снегопада», в котором показана реальная судьба женщины, всю свою жизнь посвятившей мести за зверски убитого большевиками мужа. Мотыль не только режиссер‑постановщик этого фильма, но и автор сценария.

Почти у всех картин Мотыля была трудная прокатная судьба. Успех фильмов Мотыля раздражал чиновников Госкино СССР, которым не нравилось, что режиссер живет в свободном режиме – отказывается войти в штат какой‑либо киностудии. Режиссера не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, не допускали к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. Владимира Яковлевича неоднократно обвиняли в «антисоветчине» и даже порнографии, однако режиссер оставался верным нравственным и эстетическим принципам.

Однако награды все-таки нашли режиссера. Владимир Мотыль – заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель Таджикистана, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года. Награжден Орденом Почета России (за фильм «Белое солнце пустыни»). В 2003 году Владимир Мотыль удостоен почетного звания народного артиста России.

Личная жизнь

Личную жизнь Мотыля можно охарактеризовать фразой из песни, прозвучавшей в фильме «Звезда пленительного счастья», – «Не обещайте деве юной любови вечной на Земле». В молодости Владимир женился на Людмиле Подаруевой, которая подарила ему единственную дочь Ирину. С ростом известности режиссер начал изменять супруге, которая была его старше на пять лет.

На съемках «Детей Памира» Мотыль очаровался исполнительницей роли женщины-врача – ровесницей Раисой Куркиной. Ради актрисы Владимир оставил семью. Раиса стала музой режиссера и сыграла несколько ролей в его фильмах, самая яркая из которых – Настасья, жена таможенника Верещагина (персонажа Павла Луспекаева) в картине «Белое солнце пустыни».

Куркина, умевшая создавать запоминающиеся образы даже в эпизодах (среди творческих удач актрисы – судья в «Мимино» и врач Надежда Ивановна в ленте «Не могу сказать «прощай»), с первым супругом рассталась из-за измены мужчины. Раиса предупредила Владимира, что верность в браке для нее главная ценность. Однако через шесть лет союз режиссера и актрисы распался. Причиной стала измена Мотыля.

После развода с Куркиной Владимир Яковлевич позвал замуж первую жену, однако восстановление союза с Людмилой Васильевной и уважение к супруге не мешали мужчине заводить новые романы. Последней музой Мотыля была петербурженка Наталья Мажуга, сохранившая совместные фото с режиссером.

Владимир Яковлевич скончался 21 февраля 2010 года.

Интересные факты

  • Владимир Мотыль был действительно гениальным, свободолюбивым человеком, поэтому всю жизнь с ним боролось управление культуры. Его первая картина «Дети Памира» была выдвинута на Ленинскую премию. За нее проголосовали единогласно, но в итоге премия досталась другому режиссеру. Его «Женя, Женечка и «катюша» была признана худшей картиной по опросу журнала «Советский экран», а сейчас ее называют одной из лучших картин о Великой Отечественной. Позднее Мотылю запретили снимать фильмы совсем, но Григорий Чухрай пригласил режиссера снять «Белое солнце пустыни»...
  • Перед съемками «Белого солнца пустыни» Каракумы внезапно покрылись зеленой растительностью. Причиной природного явления, не наблюдавшегося столетие, стали обильные снегопады, прошедшие над Туркменией зимой. Чтобы вернуть пустыне необходимую для фильма безжизненность, командированный полк солдат ежедневно пропалывал съемочную площадку.
  • На фильм «Багровый цвет снегопада» деньги подарил Мотылю Роман Абрамович. Режиссер отдал фильму все силы. Когда съемки были завершены и уже назначена премьера, Владимира Мотыля не стало. Он не дожил до премьеры всего две недели.
  • Мотыль всю жизнь дружил с композитором Исааком Шварцем, написавшим музыку почти ко всем его фильмам.
  • В 2017 году опубликован сборник интервью, лекций и статей Владимира Яковлевича – «Очень не хочется снимать халтуру».
Еще о выдающихся людях своего времени на нашем портале:

  • Расскажите об этом своим друзьям!