ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Анатолий Алексин: мир спасет доброта…

По материалам интернет-сайтов   
04 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

3107 24 1a

«С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата» (Анатолий Алексин).

Анатолий Алексин: мир спасет доброта…

Достоевский говорил, что мир спасет красота. Алексин добавил: «Думаю, мир призвана спасти и Доброта. Я, как многие служители литературы и искусства, пытался своими произведениями взрастить сердечность в душах своих читателей. Служить Детству и Доброте – самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных вечное и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».

3 августа 2020 года известному детскому писателю Анатолию Георгиевичу Алексину исполнилось бы 96 лет.

Биография Анатолия Алексина

Детство

Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович Гоберман (такова настоящая фамилия писателя Алексина) был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу. Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий.

После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена врага народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок. «Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», – вспоминал Анатолий Георгиевич.

Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, где осуществлялось создание алюминиевого завода. Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие. Парня назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.

Простые истории

По окончании войны Анатолий Гоберман определился с профессией – очарованный Индией, пошел в институт востоковедения. И тогда же, очень волнуясь, отдал в редакцию первый сборник повестей – «Тридцать один день», уже под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем.

Его «крестным отцом» в литературе стал Константин Паустовский – блистательный мастер слова, имеющий «тонкий нюх» на таланты. В робких еще повестях Анатолия Алексина Паустовский мигом почувствовал и внутреннюю силу, и скрытые возможности автора. Получив столь высокое напутствие от настоящего профи, Алексин создал целую плеяду так называемых юношеских повестей, не способных постареть.

Анатолий Георгиевич довольно рано нашел для себя семейную тему в творчестве: «Я понял, человечество состоит из семей. Остроактуальные проблемы быстро становятся непонятными. Вечное – то, что связано с мамами, папами, бабушками, дедушками»...

Абсолютно непосредственные, очень похожие на правду повести Алексина рассказывали о понятном и трудном – вхождении подростков в мир взрослых, острых углах пространства, создаваемыми нашими представлениями о том, что правильно, а что не очень. Казалось, писатель знал о школьниках все, рассказывал об их первых проблемах, порой драматических. Отвечал на вопросы: «Как понимать людей?», «Как сделать правильный выбор?», «Что такое хорошо и что такое плохо для подростка?». Романтика и сентиментальность сочетались в его творчестве с глубоким реализмом и бытовыми подробностями. Это забавные, грустные и поучительные истории, рассказывающие о столкновении детей и подростков с миром взрослых, первом опыте гордости, жалости, стыда, проявлении детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

Писатель Лола Звонарева: «Это было прорывом для своего времени. В идеальной советской семье и в школе не должно было быть разводов, предательств. Алексин заговорил об этом первым…»

«Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность», «Поздний ребенок»... Их выход вызывал фурор, книги зачитывались до дыр. Критики были благосклонны к писателю, но никогда не возносили его на писательский Олимп. Он всегда был будто немного в стороне от «серьезной литературы».

За свои заслуги в области литературы и искусства Алексин удостоен высших орденов и медалей, многих международных премий. Особенно дорога была ему премия «Сострадание» за многолетнюю помощь онкологическим больным. А после американского турне журналисты США окрестили писателя русским Марком Твеном.

Анатолий Георгиевич никого не посвящал в свои дела. Интервью давал под диктовку, вплоть до запятых, повторяя цитаты из собственных книг. «Ах, вы у меня спросили это? А я как раз об этом написал в таком-то произведении». Обладая прекрасной памятью, старался отвечать на одинаковые вопросы одинаково, даже спустя несколько десятков лет. «Биография у меня одна», – говорил он журналистам.

Семья

Первой супругой писателя стала Серафима Городникова, также окончившая Институт востоковедения. Судя по всему, молодые познакомились еще студентами. Сам писатель не упоминал об этом отрезке своей личной жизни в интервью.

А вот вторая жена Алексина – Татьяна Евсеевна – стала для него верной музой, вдохновительницей и любовью всей жизни. Они познакомились на работе. Татьяна трудилась в издательстве, была редактором его первых книг. Она так и осталась первым и самым важным рецензентом его творчества, посвятив свою жизнь служению мужу. Для нее этот брак тоже стал вторым. От первого супруга осталась единственная дочь Алена. Анатолий Георгиевич очень гордился приемной дочкой. Алена стала журналистом, телеведущей. Много лет вела на российском телевидении программу о звездах отечественного и американского кино.

«Взрослая» литература

Когда случилась перестройка, Алексин уехал в Израиль. 1991 год «перепахал» его, а 1993 он просто не смог пережить. Не только поклонники его таланта, но даже близкие друзья долго об отъезде любимого автора не знали – он просто исчез, очень тихо и без бравад, совершенно не находя себе места в новых реалиях. Его мир – мир прозрачных, хотя и непростых межличностных отношений, простые радости – такие, как солнце и синее небо над головой, – стремительно уступали место другим ценностям и приоритетам.

В Израиле он издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России прошлого века «Сага о Певзнерах», книгу мемуаров «Перелистывая годы» и другие произведения. Его литература этого периода потеряла свою «детскость».

Правда, один раз он все же себе «изменил», а может, наоборот, вернулся к себе самому. Овеянный печальным юмором «Игрун» вновь возвращает читателей в мир, где сталкиваются и взаимно пересекаются интересы детей и взрослых. И, как всегда, в повести звучит музыка – еще одна характерная черта его произведений.

Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни. Причины не были упомянуты в некрологе, но в одном из интервью автор обмолвился, что перенес два онкологических заболевания. Классик детской литературы завещал похоронить его в Москве, рядом с его родителями.

Анатолий Георгиевич считал себя счастливым человеком, ибо жил он, как часто повторял, ради читателей.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...