Алиса Фрейндлих: путь на сцену |
По инф. biographe.ru, rbc.ru |
14 Декабря 2024 г. |
Юность звезды театра и кино, встретившей на прошлой неделе 90-летний юбилей. В детские годы она хотела стать балериной, потом преподаватели обнаружили у нее потрясающий голос – меццо-сопрано и она решила, что ее призвание – опера. Определиться с выбором помог отец, который посоветовал идти в театр. Так благодаря мудрости родителя театр и кинематограф приобрел великую актрису – Алису Фрейндлих. Ее считают настоящим феноменом, ведь она может быть такой разной – легкомысленной и трагической, озорной и чопорной, но в любой своей роли она непредсказуема. У нее нет определенного амплуа, ее творчество не поддается исследованию и не укладывается в узкие рамки. Алиса Фрейндлих – это сплошное удивление и восхищение. По теме: Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Мама, Ксения Федоровна Федорова, была родом из Пскова, откуда переехала в город на Неве. У нее были актерские способности, поэтому она посещала репетиции Театра рабочей молодежи, где и встретила свою судьбу – актера Бруно Фрейндлиха, ставшего в 1974 году народным артистом СССР. По профессии Ксения была бухгалтером. Отец Алисы, Бруно Артурович Фрейндлих, – выходец из немецкой семьи художников-стеклодувов, которые поселились в России еще при Петре I. Дед Алисы по отцовской линии поначалу хотел заниматься семейным делом, но из этой затеи ничего не вышло. Тогда он устроился на работу в обувной магазин, снабжавший императорскую семью. Спустя несколько лет предпринял попытку заняться собственным бизнесом – производством обуви. Он приобрел все, что нужно, нашел помещение под аренду и даже придумал название своей лавке – «Изящная обувь Фрейндлих». А всего в Северной столице родились примерно шесть поколений предков Алисы Фрейндлих, которые были и царскими провизорами, и садоводами. Ксения и Бруно Фрейндлих проживали в квартире дома, расположенного на Исаакиевской площади, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник. Новорожденную девочку мама хотела назвать Наташа, но бабушка посоветовала прислушаться, как это имя будет звучать с отчеством и фамилией, и получалась настоящая каша. Тогда мама согласилась на имя Алиса, которое придумал отец. В метрике написали, что она русская. Свои первые песенки Алиса начала напевать в раннем детстве. В трехлетнем возрасте она была очарована дипломной работой маминой сестры и ее мужа, которые учились в консерватории. Ее так впечатлило увиденное, что на протяжении трех дней она пела все, что услышала от родных, потом начала изображать из себя артистку, примеряя поочередно мамины наряды. Накануне войны Бруно Фрейндлих отправился на гастроли в Ташкент. На тот момент семейная жизнь дала трещину, и в воздухе витал развод. Возможно, благодаря разводу мама и дочь остались живы, ведь в то время началось преследование этнических немцев. Алиса осталась на попечении мамы и бабушки по отцовской линии Шарлотты Фридриховны. В сентябре 1941 года Алиса пошла в школу, и буквально через несколько дней ее родной город оказался в блокаде. Тот период навсегда врезался в ее память, он был самым тяжелым за всю ее долгую жизнь. Алиса сумела выжить только благодаря родной бабушке, которая сумела грамотно распорядиться скудным хлебным пайком. Режим питания был очень строгим, хлеб выдавался по часам. Но на здоровье девочки и ее родных влияла не только голодовка. Очень напряженной была психологическая сторона их жизни, им приходилось терпеть оскорбления и натиск общественности из-за немецкого происхождения. Во время войны мама работала бухгалтером на военном заводе. Они оставались в Ленинграде до самого конца войны. «Здесь я умудрилась в блокаду не помереть и считаю это время своим вторым рождением. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить», – говорит актриса. После победы мама увезла дочь к родственникам в Таллин. Там они прожили до 1948 года, там Алиса окончила пятый класс. Затем они вернулись в Северную столицу, и Алиса снова начала учиться в своей прежней школе. Вслед за ними в Ленинграде появился и Бруно Фрейндлих, у которого уже была новая семья. Мама не возражала, чтобы дочь общалась с отцом, но категорически против этих встреч была вторая супруга Бруно. В новой семье отца уже родилась девочка, которая даже не знала, что у нее есть сестра по отцу. Однако Бруно находил время и тайком встречался с Алисой. Параллельно школьным занятиям Алиса охотно занималась в театральном кружке под руководством Марии Призван-Соколовой. Именно она сумела рассмотреть в Алисе талант и развивала в ней актерское мастерство. Когда стал вопрос о выборе жизненного пути, Фрейндлих задумалась – она не знала, что выбрать, консерваторию или театральный вуз. Советом помог отец, который сказал, что для оперной певицы важен не только голос, но и фактура, а Алиса была мелковатой. Тогда она окончательно склоняется к актерству и становится студенткой Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского. В 1957 году Алиса Фрейндлих с отличием окончила актерский факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского. Она была выпускницей курса заслуженного артиста РСФСР Бориса Зона и после окончания вуза стала актрисой Ленинградского драмтеатра имени В. Ф. Комиссаржевской. Именно на сцене этого театра ей довелось начать свою творческую биографию и пройти огонь, воду и медные трубы. В 1961–1983 годах Алиса Фрейндлих служила в Ленинградском театре имени Ленсовета, куда ее пригласил руководитель театра Игорь Владимиров. По приглашению главного режиссера Георгия Товстоногова в 1983 году Алиса Фрейндлих вошла в состав труппы Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького (БДТ; в настоящее время – Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова), в спектаклях которого она занята и сейчас. Однако поистине всенародное признание и слава, а с ними высокие награды и звания принесли Алисе Фрейндлих ее роли в кинофильмах, включая «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетера» с продолжениями, «Сталкер», «Карп отмороженный». Впрочем, творческие успехи Алисы Бруновны – это отдельная повесть, которая продолжается и сегодня. По инф.
|
|