ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Альберт Филозов: Научиться жить можно только самому

По инф. 24smi.org, culture.ru   
29 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

24 1 1

Известного актера Альберта Леонидовича Филозова называли человеком в футляре. Артист всегда занимал особое место в мире искусства. Отстраненность, некоторая замкнутость и меланхолия делали Филозова непохожим на коллег. Такими же свойствами обладают герои в исполнении артиста: внутренним надлом, застенчивостью, мечтательностью, «матовостью» и неяркостью. Но в этом и была «изюминка» артиста. 25 июня 2022 года актеру исполнилось бы 85 лет.

Альберт Филозов: уникальный и загадочный

Альберт Филозов родился в 1937 году в Екатеринбурге. Мать будущего артиста работала киномехаником в кинотеатре родного города, поэтому у мальчика была возможность пересматривать понравившиеся кинокартины ежедневно.

Будучи школьником, Филозов записался в пионерский хор. Альберт обладал вокальным талантом, поэтому часто выступал солистом. Ряд концертов музыкального коллектива транслировался в эфире местной радиостанции. Семья жила бедно, поэтому после 7 класса юноша отправился на шарикоподшипниковый завод, где научился токарному делу. Среднее образование завершил в вечерней школе.

Театр

Перелом в судьбе Филозова случился в 1955 году, когда юноше исполнилось 18 лет. Альберт Леонидович, услышав о выездной комиссии Школы-студии МХАТ, набрался смелости и продемонстрировал актерские таланты. Альберт тут же был принят на курс Виктора Станицына, где на протяжении четырех лет учился мастерству.

Сразу после окончания МХАТа Альберт Филозов устроился в Театр имени Станиславского, где одним из ведущих актеров того времени был Евгений Леонов. Он все активнее снимался в кино и не мог посвящать театру достаточно времени. Так его роли перешли по наследству вчерашнему выпускнику Филозову. Комедийные персонажи начинающему артисту удавались с трудом, кроме того, срабатывал психологический фактор. «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!» – рассказывал позднее Филозов.

Через год режиссер Леонид Варпаховский пригласил Альберта Филозова перейти в Театр имени Ермоловой – сыграть в спектакле «Продолжение». Актер согласился, но незадолго до премьеры был призван в армию, где служил сначала в саперном батальоне, потом командовал военным оркестром, затем младшего сержанта перевели в «Матросскую тишину».

«Тянул лямку, как все, так и не признавшись, что я артист. Трудно было: полное бесправие, жестокость, чуть зазеваешься – останешься без еды. Но я через это прошел», – писал Альберт Филозов.

Актер трудился во многих театрах, в их числе в Театре на Таганке и театре «Школе современной пьесы». Иосиф Райхельгауз вспоминает об Альберте Филозове как о «замечательном артисте, объемном, разном и уникальном человеке». Он называл актера совестью театра.

«На сцене я спасаюсь от всех жизненных неприятностей. Творчество – это высшее проявление нечеловеческого счастья», – говорил Альберт Филозов.

В биографии Альберта Леонидовича есть еще одна страница – преподавательская. Вместе с Арменом Джигарханяном Филозов стал мастером одного из актерских курсов ВГИКа, который выпустил в 1995 году.

Фильмы

Кинематографическая биография Альберта Филозова началась в 1960 году с эпизодических ролей, но первая несостоявшаяся роль досталась Альберту еще в 1957 году.

Будучи студентом второго курса, Филозов получил приглашение на съемки, которые проходили в Одессе. Так как в Школе-студии отрицательно относились к работе студентов в кино, Филозов заранее заручился обещанием режиссера в том, что юношу официально отпросят в ректорате вуза. Когда работа над фильмом уже шла полным ходом, Альберт узнал, что просьба не выполнена. Не медля ни минуты, артист бросился на самолет, вылетающий в Москву. Выговора от преподавателей не последовало, но кинематографисты еще долго отказывались от сотрудничества с актером.

Первой его крупной работой в кино стал фильм «Вид на жительство» (1972). В нем Альберт Филозов сыграл главного героя – Ростислава Савельева, советского ученого, поехавшего по путевке за границу и оставшегося там жить. Фильм понравился критикам.

«Ассистент режиссера картины «Вид на жительство» ходила по театрам, искала актера «с ненадежной внешностью» и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно, дело дальше фотопроб не пойдет, но прямо с порога режиссеры переглянулись и в один голос произнесли: «Этот может», – рассказывал Альберт Филозов.

Некоторое время Альберт Филозов играл только положительных героев, или, как их называли, «невзрачных тихонь». Типичный герой Альберта Леонидовича – это отец Ромы в мелодраме «Вам и не снилось». Похожий образ артист создал в картине «Мэри Поппинс, до свидания!». Но в 1977 году ему предложили первую отрицательную роль – Юрия Петухова («И это все о нем»). «Мне казалось, что, соглашаясь на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж», – говорил Филозов.

И в начале 1980-х амплуа несколько изменилось: после роли нациста Шернера в фильме «Тегеран-43» Филозову начали предлагать характерные образы. Можно сказать, что в середине и конце 1980-х артисту удалось разнообразить экранные образы, внеся в них остроту и яркость.

«Актерство может научить только каким-то профессиональным вещам. Особенно кино. Мне столько довелось делать вещей, которых я в жизни не делал: водил самолет по полосе, что-то делал на счетных машинках, к которым я раньше никогда не прикасался. А научить жить – нет. Научиться жить можно только самому», – говорил Альберт Филозов.

Не потерялся артист и в 2000-х. Созданные Филозовым образы в нашумевших сериалах «Пятый ангел» и «Бедная Настя» надолго запомнились зрителям.

Среди лент, в которых актер снялся в последние годы жизни, выделяются картина «Без вины виноватые» и сериал «Энигма». В 2014 году Альберт Филозов засветился в комедийном киноальманахе «Елки 1914», где главные роли сыграли Иван Ургант, Сергей Светлаков и Евгения Брик.

Личная жизнь

Актер был женат трижды. Во втором браке родился сын Андрей. Но жизнь с его мамой, женой Аллой, театроведом из ВГИКа, не заладилась.

Личная жизнь Альберта Филозова изменилась в 1987 году. 50-летний артист прибыл в Киев, где собирался сниматься в картине «Новые приключения янки при дворе короля Артура». На железнодорожном вокзале актера должен был встретить замдиректора картины. Прождав 15 минут, Альберт был уже порядком зол. Наконец на вокзал прибыла молодая женщина, представившаяся тем самым заместителем директора. Филозов потребовал поменять обратный билет на этот же день. Женщина, ни капли не расстроившись, тут же согласилась.

Эта невозмутимость так удивила известного артиста, что Филозов решил остаться. Наталья, так звали женщину, заинтриговала Альберта Филозова, и артист пригласил девушку в ресторан после съемок.

  • Альберт Филозов в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура»

Так начался их роман. На тот момент у Филозова еще был действительным брак, а у Натальи имелся жених в далекой Италии. Но эти обстоятельства, как и 20-летняя разница в возрасте, не изменили планов Альберта и его избранницы жить вместе.

В новой семье родилось двое детей – Анастасия и Анна. Примечательно, что дочери появились на свет, когда Филозов уже имел статус дедушки. Старшая девочка, Аня, родилась, когда Альберту Леонидовичу исполнилось 58 лет. Как утверждал актер, маленькие дети и новая любовь заставили пережить вторую молодость и включить резервные силы. Горящие глаза и счастливая улыбка, несмотря на преклонный возраст, сопутствовали артисту на всех сделанных в последние годы семейных фото.

11 апреля 2016 года Альберта Филозова не стало. Артист умер, не дожив до 80-летия. Последние дни жизни артист провел в квартире бывшей супруги Аллы, рядом с сыном Андреем, которому до последних часов диктовал книгу мемуаров.

На нашем сайте читайте также:

  • Расскажите об этом своим друзьям!