НА КАЛЕНДАРЕ

Дворцы и хижины

Дмитрий КИСЕЛЁВ   
02 Марта 2019 г.

В сравнительно недалёком прошлом в Иркутске, в микрорайоне Лисиха, был едва ли не десяток небольших павильончиков, киосков с хлебом, продуктами и овощами, мелких мастерских, где можно было отремонтировать обувь, заказать ключи. Некоторые из них были даже на колёсах, и в любой нужный момент могли поменять место дислокации. А чуть дальше, в микрорайоне Байкальский, располагался очень любимый местным людом рынок. Точнее – внушительных размером площадка, на которой располагалось несколько десятков небольших магазинов и павильонов.

0103 2 1

С утра до вечера здесь толпились покупатели. И можно было купить всё: от рыбы и кислородного коктейля, до мяса и постельного белья. Но главное, что киоски в Лисихе, что торговые точки в Байкальском давали работу нескольким сотням, если не тысячам человек! (Если учитывать не только продавцов, но и поставщиков, водителей, грузчиков, уборщиков). Но потом кому-то из не слишком умных, но жадных и уже богатых местных предпринимателей пришло в голову, что на этом месте неплохо бы разместить один крупный торговый центр. И через небольшое время на месте удобного и привлекательного рынка возник целый дворец – мегасуперторговый центр «Цветной парк», верхние этажи которого и сейчас чаще всего не слишком привлекают покупателей, а продавцы тихо дремлют за роскошными витринами... А в Лисихе был воздвигнут бизнес-центр, на первом этаже которого расположился супермаркет «Удача». Сказать, что он пустует, было бы неправдой, но из-за того что там практически никогда не хватает кассиров, почти всегда очереди, а чтобы найти нужный товар приходится долго бродить по лабиринту из стеллажей. Причём организовано это явно умышленно, в надежде, что покупатель, побродив между витрин, глядишь, да и соблазнится ещё что-нибудь прикупить! Но все эти торгашеские уловки чаще просто раздражают.

Впрочем, я несколько о другом. В течение последних нескольких лет в стране, несмотря на возмущение местных жителей, шла бескомпромиссная борьба со всеми мелкими ларьками, палатками, павильонами и мелкими рынками. Сносили безжалостно.

Некоторые с трудом, но выживали, потому как, согласитесь, небольшой уютный магазинчик рядом с домом, куда можно прибежать даже в тапочках, а продавцы и покупатели знают друг друга по именам, куда как приятней огромного полупустого супермаркета с его заоблачными ценами из-за высокой стоимости аренды, немыслимыми лабиринтами и очередями к кассам.

Думается, что неразумность такой организации торговли и самого начала была понятна, но уж больно хотелось торгашам иметь всё и сразу! Ну и власть им потакала, часто не бескорыстно...

Это привело к тому, что за последние десять лет количество рынков сократилось в стране катастрофически – в пять-шесть раз! А количество торговых площадей на тысячу человек, как выяснилось недавно, в России в два раза меньше, чем во многих европейских странах. И это даже признали в Минпромторге. Оно бы, может, и ничего, поскольку покупательская способность наших граждан не в два, а несколько раз ниже, чем в Европе. Но оказалось, что сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Во всяком случае, так считает заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

И, самое главное, власти наконец-то признали бесполезность борьбы с торговыми палатками и ларьками, а потому намерены вернуть их на улицы. Недавно Минпромторг разработал законопроект, который должен регулировать работу нестационарной торговли. И он уже внесён в Госдуму. Один из серьёзных аргументов Минпромторга в пользу возвращения мелких торговых точек на улицы российских городов и сёл – новые рабочие места. Чиновники убеждены, что это даст 250 тысяч новых рабочих мест, а закон защитит малый бизнес от произвола местных властей. Одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тысяч! Это дополнительная загрузка автопрома, а дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Ну а кроме того, будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура, отмечают в ведомстве. Малая нестационарная розница даёт рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах.

Возникает вполне законный, хотя и скорее риторический вопрос, а зачем тогда было запрещать и сносить ларьки?! И почему об этом не подумали раньше, когда объявляли борьбу «хижинам», т. е. мелкому торговому бизнесу? Чьи интересы пролоббировали?

Думается, что вразумительный ответ мы на этот вопрос вряд ли получим. У нас ведь как: сначала сделать, сломать, изничтожить, а потом подумать – зачем?! Вот, страну развалили и только теперь, спустя 25 лет, начали задаваться вопросом – зачем? Да только если ларьки, автолавки и павильоны вернуть на улицы ещё возможно, то восстановить великую страну – вряд ли... Но это так, к слову...

Что же касается рынков, то сегодня они востребованы во всём мире. Например, в Испании 50% свежих овощей, фруктов, мяса, рыбы продаётся именно на рынках. Российский Минпромторг также намерен разрешить торговлю сезонной продукцией от фермерских хозяйств, в том числе и из автомобилей. Что ж, остаётся только ждать и надеяться на разворотистость местных властей и мелких предпринимателей. Ведь восстанавливать, как известно, намного труднее, чем ломать...

  • Расскажите об этом своим друзьям!